Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГОНКОНГСКИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ХРАМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Гонконгский Петропавловский храм. Фото 4 сентября 2010 г.
Гонконгский Петропавловский храм. Фото 4 сентября 2010 г.
Домовой храм во имя апостолов Петра и Павла в г. Гонконге Китайской Православной Церкви

К началу 1930-х годов в Гонконге собралось немало православных эмигрантов из России, в своём большинстве работавших в английских фирмах и имевших британское подданство. В то время Российская духовная миссия в Китае ко времени Великого Поста и Пасхи обыкновенно посылала священника в отдаленные районы Китая, где проживавшие православные эмигранты не имели храмов. Следуя этой практике, в 1933 году начальник Миссии епископ Виктор (Святин) командировал в Гонконг из Пекина протоиерея Димитрия Успенского. По приезде в Гонконг отец Дмитрий договорился с настоятелем англиканского храма святого Андрея и первоначально совершал богослужения в этом храме. Вернувшись в Пекин после этой пастырской поездки, отец Дмитрий поднял перед начальником Миссии вопрос о необходимости создания домовых храмов на юге Китая. Колония русских эмигрантов, проживавших в Гонконге, также обратилась к владыке Виктору с просьбой направить отца Димитрия Успенского для постоянного служения в Гонконг. Указом начальника Миссии № 37 от 10 июля 1934 года было образовано Гонконгское благочиние Пекинской епархии с центром во вновь образованном Гонконгском Петропавловском приходе. В ведение благочинного, которым стал отец Димитрий Успенский, также были введены новоучрежденные домовые храмы в Гуаньчжоу, в Аомыне и в Маниле.

Поначалу богослужения Гонконгского православного прихода совершались в англиканском храме. Затем был открыт постоянный молитвенный дом в помещении по адресу Middle Road, 8. Православная община в Гонконге включала в себя дамский кружок ревнителей церковного благолепия и просвещения, благотворительный фонд, фонд постройки храма и любительский хор певчих. Одно время на приходе чтецом служил Стефан У, впоследствии протоиерей, замученный за Веру. К началу 1940-х годов община предполагала постройку нового постоянного храма, были подготовлены чертежи. Препятствием к постройке постоянного храма стали военные действия. Как англичане, так и многие русские британского подданства во время войны оказались в японских лагерях для пленных. Отец Дмитрий, однако, смог в это непростое время сохранить приход.

Вскоре по окончании Второй мировой войны Гонконгский приход переехал в новое помещение по адресу Essex Crescent Kowloon Tong, 12. Вслед за Российской духовной миссией в Китае в 1945 году община приняла юрисдикцию Московского Патриархата. С этим решением общины были не согласны наполнившие Гонконг русские беженцы из Северного Китая, ожидавшие разрешения на выезд через Гонконг в Австралию, Бразилию, Канаду и другие страны. Некоторое время они молились в англиканском храме, а позднее попросили у отца Дмитрия разрешения поставить свой иконостас в гараже Петропавловского прихода. При этом новые беженцы так и не стали членами общины отца Дмитрия. В 1945 году в Гонконгском храме служил Шанхайский святитель Иоанн (Максимович).

В 1945-1946 годах бо́льшая часть беженцев покинула Гонконг. Уехало также немало старых прихожан. О постройке постоянного храма теперь не могло быть и речи, все храмы благочиния кроме Гонконгского закрылись. Революционные события 1949 года в Китае привели к фактическому срыву связи с правящим архиереем. Решением Московского священноначалия Гонконгское благочиние было закреплено в составе Пекинской епархии. Однако, с учреждением в 1956 году Китайской Православной Церкви и поставлением архиереев-китайцев, прихожане Гонконгского прихода отказались подчиниться как Пекинскому епископу Василию (Шуану), так и Шанхайскому епископу Симеону (Ду). Отец Дмитрий советовал обратиться в Москву, однако, несмотря на формальное признание юрисдикции Московского Патриархата, весь приход был против любых контактов с Москвой. Во многом такая непримиримая позиция сложилась в силу того, что владыка Виктор (Святин) даже не известил отца Дмитрия Успенского о своем окончательном отъезде в Москву.

К началу 1968 года Гонконгский приход оказался на грани закрытия. Будучи уже не в силах совершать богослужения, отец Дмитрий намерен был подать рапорт патриарху Московскому и всея Руси Алексию об уходе на покой. Прихожане, однако, не желали видеть нового священника, назначенного из Москвы и упросили отца Дмитрия оставаться по-прежнему их пастырем, хотя лишь бы принимая их исповедь и давая духовные советы. На общем собрании прихода 17 февраля 1968 года было постановлено в Москву не обращаться. 27-28 ноября того года епископ Зарайский Ювеналий (Поярков) проездом из Токио посетил Гонконг и 28 ноября совершил в Петропавловском храме первое архиерейское служение в Гонконге с 1945 года.

17 января 1970 года протоиерей Димитрий Успенский скончался. Его погребение, по благословлению патриарха Алексия совершили епископ Подольский Гермоген (Орехов) и протоиерей Аркадий Тыщук из Токио. Кончина отца Дмитрия поставила Петропавловский приход Гонконга перед вопросом дальнейшего существования. 7 июня того года на общем церковном собрании было решено закрыть храм из-за недостатка средств на его содержание; большинством голосов церковную утварь решено было переслать в Австралию [1]. Храм закрылся в сентябре 1970 года.

Приход стал вновь образовываться с умножением в Гонконге православных верующих на рубеже XX-XXI веков. С 2003 года во главе возрожденной Петропавловской общины встал священник Дионисий Поздняев. В 2004 году приход прошел государственную регистрацию как Православное братство святых апостолов Петра и Павла (Московский Патриархат). При поддержке Братства стали осуществляться различные миссионерские проекты, включая переводы и публикацию православной литературы на китайском языке. При приходе также были созданы Центр русского языка и воскресная школа.

Статистика

  • ок. 1-й пол. 1940-х - 300-350 прихожан [2]
  • 1955 - 85 прихожан, включая женщин и детей [2]
  • 7 июня 1970 - 36 человек присутствовали на последнем приходском собрании [3]

Настоятели

Использованные материалы



[1]  Протокол общего церковного собрания от 7 июля 1970 г., личный архив свящ. Д. Поздняева. "Приложение 2. Православие в Гонконге", Поздняев Дионисий, свящ., Православие в Китае (1900-1997), http://orthodox.cn/localchurch/pozdnyaev/app2_ru.htm

[2]  Письмо прот. Д. Успенского архиепископу Пекинскому Виктору от 20 сентября 1955, личный архив свящ. Д. Поздняева. "Приложение 2. Православие в Гонконге", Поздняев Дионисий, свящ., Православие в Китае (1900-1997), http://orthodox.cn/localchurch/pozdnyaev/app2_ru.htm

[3]  Протокол общего церковного собрания от 7 июля 1970 г., личный архив свящ. Д. Поздняева. "Приложение 2. Православие в Гонконге", Поздняев Дионисий, свящ., Православие в Китае (1900-1997), http://orthodox.cn/localchurch/pozdnyaev/app2_ru.htm

Редакция текста от: 12.07.2015 07:23:12

"ГОНКОНГСКИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ХРАМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google