Евсевий II [1] (лат. Eusebius) (+ 309/310), епископ Римский, святитель
Память 26 сентября (Итал. [2], Зап. [3])
Согласно Liber Pontificalis, Евсевий был греком по происхождению, его отец занимался в Риме врачебной практикой. Далее на основании каталога папы Феликса IV (III) сообщается об обретении во время правления императора Константина I Великого (306-337) Креста Господня в Иерусалиме при помощи еврея Иуды, который впоследствии принял крещение и стал епископом Иерусалима под именем Кириак. Связь еп. Евсевия с этими событиями в источниках не прояснена. Кроме того, во время его пребывания на Римской кафедре власть Константина не распространялась на Рим, где правил император Максенций (306-312). Старший август Максимиан Галерий (305-311) не признал формально Максенция императором. Имя Максенция не значилось в официальных списках римских императоров, чем можно объяснить ошибку составителей каталога Феликса и Liber Pontificalis. В средневековом предании, зафиксированном в «Каталоге святых» Петра Наталиса (XIV в.), крещение Иуды (Кириака) и участие в обретении Креста приписаны еп. Евсевию [4] В Житии свт. Евсевия, еп. Верцелльского [5], сообщается, что папа крестил юного Евсевия и нарек его своим именем. Еп. Евсевию приписывается также крещение св. Сабины, мц. в Трикассах (ныне Труа). Однако это предание, зафиксированное в позднем Житии св. Сабины [6], является недостоверным, тем более что кончина мученицы отнесена там к правлению имп. Аврелиана (270-275).
Хронология Римских епископов от свт. Маркеллина (296-304) до свт. Мильтиада (311-314) неясна. В Liber Pontificalis сообщается о шести годах епископского служения еп. Евсевия, который занял кафедру после того, как она в течение года пустовала после изгнания и смерти свт. Маркелла I (между 308 и 310). Таким образом, шесть лет понтификата еп. Евсевия противоречат известной по другим источникам хронологии, т. к. в 312 г. кафедру несомненно занимал свт. Мильтиад. В ряде рукописей Liber Pontificalis наблюдается попытка исправить эту неточность, заменив цифру VI цифрой II. В Хронике Евсевия-Иеронима говорится о семи месяцах епископата Евсевия, ошибочно датированного 305-306 гг. Наиболее вероятной представляется хронология, приведенная в Каталоге Либерия (вторая половина IV в.). Кончина папы Маркелла указана под 310 г. (постконсулат Диоклетиана X и Максимиана VII), вступление на кафедру Евсевия датировано 18 календами мая (18 апреля). Согласно Каталогу Либерия, понтификат Евсевия длился 4 месяца и 16 дней и окончился 17 августа. Однако в таком случае 16 дней оказываются лишними, возможно это количество дней, прошедших от изгнания из Рима до его кончины. В «Depositio episcoporum» память Евсевия помещена под 26 августа с указанием на его захоронение в катакомбах Каллиста на Аппиевой дороге.
Имп. Максенций терпимо относился к христианам, но требовал от них полной лояльности и соблюдения спокойствия, чего еп. Евсевий не мог гарантировать. Папа Дамас I в эпитафии свт. Маркеллу сообщал о спорах в Римской Церкви в связи с вопросом о принятии отпавших от веры (lapsi) во время гонения. Это вызвало недовольство имп. Максенция, который велел выслать епископа из города. При Евсевии положение обострилось. В эпитафии святителю папа Дамас упоминал о некоем Ираклии, требовавшем, чтобы отпавшие во время гонений принимались немедленно после обращения, без епитимии. Однако Евсевий, как и его предшественник, настаивал на определенном сроке покаяния. Эти волнения также привлекли внимание Максенция, который решил изгнать из Рима Евсевия и Ираклия. По свидетельству папы Дамаса, Евсевий скончался в изгнании на Сицилии.
Вероятно, вскоре после кончины святителя его останки были перенесены в Рим, к середине IV в. захоронение епископа в катакомбах Каллиста стало местом его почитания. Папа Дамас I поместил над гробницей составленную им стихотворную эпитафию. Эпитафия сильно пострадала при взятии Рима готами (410), и в VI в. по распоряжению Римского папы Вигилия была сделана копия надписи на каменной плите. Как оригинал IV в., так и копия VI в., помещенная возле захоронения Евсевия, сохранились. В Мартирологе Иеронима (первая половина V в.) память святителя значится под 26 сентября, 2 октября и 8 декабря. Последние две даты, вероятно, являются ошибочными повторами, т. к. во всех трех случаях число одинаковое (шестой день до октябрьских календ, соответственно шестой день до октябрьских нон (2 октября) и шестой день до декабрьских ид (8 декабря)). Имя Евсевия присутствует в каролингских мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда) под 26 сентября. Память 2 октября значится в некоторых более поздних дополнениях к этим мартирологам, а также в Мартирологе Ноткера Заики (нач. X в.). Под этой датой память святителя была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (XVI в.). Во время реформы Мартиролога (1922) память Евсевия была перенесена на 17 августа, дату окончания его епископата согласно Каталогу Либерия.
В римских итинерариях VII-IX вв. указано, что мощи еп. Евсевия покоились в катакомбах Каллиста, в особом кубикуле перед кубикулом Римского еп. Гаия. Из исследования O. Панчироли [7] известно, что мощи еп. Евсевия хранятся в церкви Сан-Себастьяно фуори ле Мура. В 1616 году архиеп. Гранады Педро Гонсалес де Мендоса сообщал о перенесении его мощей в Испанию в 1607 г. Однако ни во втором издании труда Панчироли (1625), ни в исследовании К. Б. Пьяццы [8] об этом ничего не сказано. В последнем сообщается, что часть мощей хранится также в церкви Сан-Лоренцо ин Панисперна.
Литература
- LP. T. 1. P. CVII-CIX, CCLIX, 8-10, 74-75, 167;
- ActaSS. Sept. T. 7. P. 265-271;
- Epigrammata Damasiana / Ed. A. Ferrua. Vat., 1942. P. 129-136;
- Depositio Episcoporum // PL. 13. Col. 464;
- Prosper Aquitanus. Chronicon // PL. 51. Col. 572-573;
- MartHieron. P. 527, 537, 639; MartRom. P. 417;
- Marucchi O. Le catacombe romane / Ed. E. Josi. R., 1933. P. 215-217;
- Diatriba praeliminaris in catalogos veteres romanorum pontificum // ActaSS. Apr. T. 1. P. XIX
- Rossi G. B., de. La Roma sotteranea cristiana. R., 1870. Vol. 2. P. 201-210;
- Carini I. I lapsi e la deportazione in Sicilia del papa S. Eusebio. R., 1886;
- Duchesne L. Histoire ancienne de l'Église. P., 1911. T. 2. P. 95-96;
- Caspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 100-101;
- Seppelt. Geschichte. 19542. Bd. 1. S. 67;
- Montini R. U. Le tombe dei Papi. R., 1957. P. 86-88;
- Marcora C. Storia dei Papi. Mil., 1961. Vol. 1. P. 123;
- Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 146.
Использованные материалы
- Д. В. Зайцев. Евсевий // Православная энциклопедия, т. 17, с. 237-238
[1] В современных списках римских пап Евсевий идет без номера, как единственный папа с таким именем. Здесь дан номер, поскольку есть сведения о другом епископе Евсевии Римском.
[2] "26.09: Memoria di Sant’Eusebio, papa e patriarca di Roma", месяцеслов на официальном сайте Архиепископии Италии и Мальты Константинопольского Патриархата, http://www.ortodossia.it/w/index.php?option=com_content&view...=it.
[3] "Saint EUSEBE, Grec de nation et médecin de profession, pape et patriarche de Rome (310)" // Laporte Claude. Tous les saints de l'Orthodoxie. - Éditions Xenia, Vevey, Suisse, 2008. - P. 494. http://www.forum-orthodoxe.com/~forum/viewtopic.php?f=5&t=195.
[4] Petr. Natal. CatSS. VIII 122
[5] BHL, N 2748-2749
[6] BHL, N 7408-7409; ActaSS. Ian. T. 2. P. 944-946
[7] Panciroli O. I tesori nascosti dell'alma città di Roma. R., 1600
[8] Piazza C. B. Emerologio sacro di Roma cristiana e gentile. R., 1690