Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЗАХАРИЯ КОПЫСТЕНСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Захария Копыстенский (+ 1627), иеромонах, южно-русский деятель XVII века.

Точных сведений о его происхождении нет. Воспитание он получил, по-видимому, в Львовской братской школе.

Из сочинений Захария Копыстенского можно заключить, что он путешествовал в Молдавию и Валахию, а быть может, и в южно-славянские земли.

В 1616 г. Захария появляется в Киеве. В Киево-Братском монастыре, в который вступил он, собрался тогда целый кружок ученых, как, например, Лаврентий Зизаний, Памва Берында, Тарасий Земка и др.; около этого же времени монастырь приобрел и типографию, и уже в 1617 г. Захария издает в ней Часослов с двумя предисловиями. Ему же принадлежит изданная в 1619 г. под псевдонимом Азария "Книга о вере", направленная преимущественно против папистов. Затем Захария принимает участие в издании "Анфологиона" и "Бесед Иоанна Златоуста на послание ап. Павла"; в то же время он пишет и свое известное полемическое сочинение, направленное против латинян, — "Палинодию" (ок. 1622). Написанная им "Книга о правдивой едности православных христиан церкви восточной, там же и против апостатов и о их лживой унии" осталась неизданной.

В 1624 г. Захария вступил в управление Киево-Печерскою обителью; много заботился об издании книг, успешно защищал автономию монастыря. Памяти своего предместника, Елисея Плетенецкого, Захария посвятил два слова: "Казанье на честном погребе блаж. мужа и превелебнаго отца Кир Елисея" и "Омилию" (о поминовении усопших).

Скончался в 1627 г.

Главное сочинение З. К., "Палинодия", оставалось ненапечатанным до 1878 г. [1], но в рукописях оно было известно южно-русским богословам, которые широко пользовались им. Известно оно было и в Московской Руси, где приобрело особую популярность среди раскольников. Написана "Палинодия" против сочинения виленского униатского архимандрита Льва Кревзы "Оборона унии", которому Захария следовал и в плане своего сочинения. Захария Копыстенский является здесь не только опытным полемистом, но и человеком с большой эрудицией; он хорошо знаком не только с Св. Писанием и отцами Церкви восточной и западной, но и с канонами, византийским законодательством, византийскими и западными историками, польскими и русскими хрониками и летописями, а также с западно-русской полемической литературой.

Использованные материалы

  • В. З. Завитневич, "Палинодия Захарии Копыстенского и ее место в истории западно-русской полемики XVI и XVII вв." (Варшава, 1883),
  • Сахаров "Обозрение славяно-русской библиографии" (СПб., 1849; здесь указано, что Азарий — псевдоним Захария).

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.



[1]  издано П. А. Гильтебрантом в IV т. "Русской исторической библиотеки"

Редакция текста от: 18.04.2009 18:19:41

"ЗАХАРИЯ КОПЫСТЕНСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google