Покровский храм в городе Жабинке |
- Престол: Покрова Пресвятой Богородицы
- Адрес: Белоруссия, 225110, Брестская обл., г. Жабинка, ул. Комсомольская, 82.
- Телефон: +375 29-724-3648
- Официальный сайт: http://pokrov-church.by/
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Покровский храм города Жабинка - один из старейших православных храмов Брестчины. История храма уходит корнями в глубокое прошлое и связана с фамилией дворянского рода Непокойчицких. В XV веке на территории западной части современного города Жабинка появилось имение Непокойчице. Владельцы усадьбы принимали активное участие в общественной жизни Берестейского воеводства. Среди многочисленных селений, деревня Мыщицы, как часть родового гнезда, находилась во владении Непокойчицких.
Берестейское воеводство относилось к северо-западной части государства, крещеной в православие еще в период Киевской Руси. В письменных источниках под 1577 годом уже упоминается православная церковь в Мыщицах, построенная, вероятнее всего, на средства Непокойчицких. И в дальнейшем Непокойчицкие постоянно оказывали храму свое внимание и поддержку.
В 1795 году жабинковские земли вошли в Российскую Империю в состав Гродненской губернии. Мыщицкий православный храм, насчитывавший к середине XIX века почти трехвековой возраст, ветшал и постепенно приходил в упадок. В последней четверти XIX века церковь представляла собой жалкое зрелище. Старое деревянное строение было физически изношено и буквально разрушалось на глазах прихожан.
В 1874 году комиссия Черевачицкого благочиния, в состав которого входил храм в то время, была вынуждена признать: "Ни временною починкою, ни капитальной перестройкой Мыщицкая церковь в надлежащие вид и порядок приведена быть не может". Вот как описывает события жабинковский историк-краевед Анатолий Бензерук: "В конце зимы 1874 года в Мыщицы приехал черевачицкий благочинный Феофан Павлович. Вместе с местным священником Андреем Мижевским отец Феофан внимательно осмотрел церковь, отметив: здание размерами в 18x10x6 аршын "совсем не соответствует виду православного храма". Были поражены гнилью конструкции крыши и стен, зафиксированы смещения некоторых узлов. Разрушения и трухлявость были настолько существенными, что стены едва удерживались". Храм насчитывал свыше 2100 прихожан, которые жили в Мыщицах-Покровских, Абрамовичах, Салейках, Стеброве, Саках, Сеньковичах, Курпичах, Новосадах и Пшенаях, размещался рядом с железной дорогой, в полуверсте от станции Жабинка, а потому было решено построить начать сбор средств на постройку в этом месте церкви из кирпича.
Основное требование к строящимся в ту пору в Гродненской губернии храмам состояло в том, что церкви должны были быть похожи на великорусские не только по внешнему виду, но и по внутреннему устройству, например, чтобы иконы на иконостасах, характер живописи и фона соответствовали древнецерковным обычаям православных храмов. Строительство осуществлялось под наблюдением архитектора Николая Херсонского, однако шло медленно. По состоянию на 20 апреля 1884 года были "сделаны каменный фундамент церкви и начата рубка стен по готовому фундаменту".
Храм строился полтора года. В акте приемки храма от 14 октября 1885 года отмечено: "церковь устроена прочно, из хороших материалов".
14 ноября 1885 года черевачицкий благочинный Павел Михаловский совместно с 24 священниками освятил новопостроенный приходской храм.
При храме действовала церковноприходская школа. Функции директора школы и законоучителя исполнял настоятель церкви.
С самого начала церковь существовала на пожертвования благотворителей. Для храма жертвовались деньги, предметы церковного обихода, книги... Нередко благотворительность имела форму безвозмездного труда на строительных работах при храме. Архивные материалы свидетельствуют, что в 1902 и 1908 годах осуществлялись капитальные ремонты церкви.
Постепенно "станционный пункт" Жабинка разрастался в поселок, территориально поглощая небольшие окрестные деревушки, в том числе и деревню Мыщицы-Покровские.
В 1915 году, во время Первой мировой войны, по приказу властей была проведена массовая эвакуация имущества церквей Гродненской губернии в Центральную Россию. Эвакуации подлежали иконы, колокола, метрические книги, хоругви и даже мелкая церковная утварь. Служители церкви довольно подробно описывали количество, вес, материал отлитых колоколов, места их изготовления, а также их принадлежность к тому или иному храму. Эвакуированное имущество белорусских церквей хранилось в различных монастырях по всей России. К сожалению, сведения о местонахождении имущества Мыщицкой церкви не обнаружены.
В период оккупации города Жабинка кайзеровскими войсками немцы, придававшие большое значение сохранности железной дороги, использовали церковную колокольню как наблюдательный пункт.
Вскоре западная Беларусь была включена в состав Польши. В 1921-1939 годах восемь благочиний Брестчины входили в Полесскую епархию в составе Польской Православной автокефальной Церкви. Покровская церковь в города Жабинка входила в состав Кобринского благочиния.
С началом Второй мировой войны Брестчина (за исключением северных районов) была присоединена оккупационными властями к рейхскомиссариату "Украина", где действовала Автономная Украинская Православная Церковь Московской юрисдикции во главе с митрополитом Алексием (Громадским). В годы военного лихолетья православные храмы на Брестчине функционировали. Вероятно, действовала и Свято-Покровская церковь в Мыщицах. К сожалению, официальных сведений об этом периоде истории храма не выявлено.
В непростое послевоенное время приход православной Свято-Покровской церкви функционировал, и даже в те годы советского периода, когда большинство храмов были закрыты и находились в бесхозном состоянии.
При храме активно действуют воскресная школа, молодежное братство в честь святителя Кирилла Туровского, сестричество в честь иконы Покрова Пресвятой Богородицы, клиросный хор и детский хор.
Настоятели
- Андрей Мижевский (1885 - ?)
- Иоанн Красковский
- Иулиан
- Виктор Ральцевич
- Георгий Бондарук (1923 - 1924)
- Стефан Шамардин (1925 - 1928)
- Иоанн Чувардинский (1930)
- Петр Котар (? - 1948)
- Владимир Котар (1948 - 1958)
- Николай Черкасевич (1958 - 1996)
- Стефан Гапанюк (1996 - 2007)
- Сергий Петрусевич (c 2007)
Использованные материалы
- История храма на странице официального сайта храма: