Христофор Сумельский (VII-XIV вв. [1]), восстановитель и игумен Сумельского монастыря Божией Матери, преподобный
Память 18 августа (Греч.)
Был родом из местечка Газари близ Трапезунда. Имел на одной руке шестой палец. Необразованный крестьянин, однажды он работал в поле, когда его чудесно призвала Богородица. Оставив в поле свою упряжку, "новый Елисей" (ср. 3 Цар 19, 19-20) пошёл в Трапезунд, чтобы там принять священнический сан. Затем Божия Матерь привела его к пещере на горе Мела. Там, в разрушенной много лет назад Сумельской обители он нашёл древнюю чудотворную икону Богородицы и начал очищать это место.
Обнаружив в себе способности внятно читать Евангелие, тогда как раньше он не знал даже алфавита, Христофор остался в пещере, постоянно совершенствуясь в добродетелях и созерцании, и даже получил дар знать наизусть всё Священное Писание. Его святость стала привлекать всех жаждавших добродетели, и монастырь снова вернулся к жизни.
Когда преподобный Христофор почувствовал, что час его отшествия близок, он собрал братию, посоветовал верно следовать заветам основателей монастыря святых Варнавы и Софрония и горячо чтить чудотворную Сумельскую икону. Затем преподобный мирно скончался.
Использованные материалы
- "Память преподобных Варнавы и Софрония, основателей Сумельского монастыря Божией Матери, и Христофора, его восстановителя" // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. VI. - С. 656-661:
- "Преподобный Христофор", страница календаря на портале Православие.Ru:
[1] Точное время жизни святого неизвестно. Автор Жития прпп. Варнавы и Софрония Сумельских, Акакий Савваит, помещает действие своего рассказа в IV в. В современном греческом месяцеслове их кончину датируют 412-м годом (см. "Οἱ Ὅσιοι Βαρνάβας, Σωφρόνιος καὶ Χριστόφορος", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/411/sxsaintinfo.aspx). Исходя из этого, в некоторых источниках настоятельство святого Христофора относят к 641-668 годам (см., напр., Настольная книга священнослужителя. Том 3. - М.: Издание Московской Патриархии, 1979. - С. 731, 734, http://pstgu.ru/download/1183108544.tom_3.pdf; в статье Э. П. А., "ВАРНАВА, СОФРОНИЙ, ХРИСТОФОР", Православная энциклопедия, т. 6, с. 656, http://www.pravenc.ru/text/154289.html, годом возобновления обители назван 644). Монах Моисей Святогорец в своём "Ватопедском Синаксаре" 2007 года датирует те же события X-м веком. Упоминаемые в житии прпп. Варнавы и Софрония монастыри и храмы позволили Макарию Симонопетрскому отнести описываемые события к началу XIII века. С учётом того, что уже возрождённый Сумельский монастырь был объектом покровительства со стороны великих Комнинов в XIV веке, по этой версии жизнь преподобного Христофора датируется XIII-XIV веками.