Афанасьевский символ (известен также по начальным его словам Symbolum quiconque) — так называется третий общий символ веры, так как составление его приписывается свт. Афанасию (+ 373).
В нем изложено, в кратких словах, учение о Св. Троице и о воплощении Иисуса Христа в том виде, как это было установлено на первых четырех Вселенских соборах, причем в первой его части говорится о трех лицах Божества при единстве существа, а во второй — о двух естествах Иисуса Христа при единстве лица. Все отступления от этого символа осуждаются, как ересь, и достижение блаженства ставится в зависимость от признания означенного символа веры.
Из всех общих символов веры, афанасьевский отличается самым строгим догматизмом, и вследствие всеобщего уважения, которым он пользуется, был принят также протестантами, за исключением одних только социниан.
Авторство
Гергард Иог. Фосс — первый стал утверждать (1642 г.), что составителем его был не Афанасий; в настоящее время это мнение разделяется всеми, но имя настоящего его составителя в точности еще неизвестно. Этот символ веры был употреблен впервые Цезарием из Арля (503—543 гг.), поэтому некоторые полагают, что он был составлен в конце V столетия в южной Галлии или в Бургундии и стал употребляться при переходе ариан в Православие. Из Галлии он перешел в VI столетии в Восточную Церковь и был во всеобщем употреблении, но в греческой Церкви сталь известен лишь с 1000 г. Иные полагают (в том числе Кенель), что он перешел из северной Африки и был составлен Вигилием из Бапсуса (около 484 г.). "Афанасьевским" он стал называться лишь с 772 г.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.