Никифор I (+ 1121), митрополит Киевский.
Никифор I прибыл в Киев 6 декабря 1104 г., был возведен на кафедру 18 числа того же месяца (в воскресенье) и занимал ее до самой смерти в апреле 1121 г.
Никифор I способствовал общерусскому распространению почитания Феодосия Печерского, внеся его имя в синодик (1108); кроме того, он принимал участие в перенесении мощей святых Бориса и Глеба 2 мая 1115 г.
Доподлинно известно о рукоположении Никифором следующих епископов: Лазаря (1105) и Сильвестра (1118) Переяславских, Амфилохия Владимиро-Волынского (1105), Мины Полоцкого (1105), Феоктиста Черниговского (1113), Даниила Юрьевского (1114), Никиты Белгородского (1114), Кирила Туровского (1114) (не путать со свт. Кириллом II).
Труды
Он написал несколько произведений нравоучительного характера на греческом языке, из которых до нас дошли в славянском переводе:
- "Послание к великому князю Владимиру Мономаху о посте и воздержании чувств";
- "Поучение о посте к народу" [1];
- "Послание о латинянах" к тому же Мономаху и
- "Послание о латинянах к великому князю Ярославу Святополчичу".
Первое "Послание" любопытно по попытке автора представить рациональные доказательства необходимости поста и воздержания. "Поучение" о посте может служит материалом для характеристики нравственного состояния нашего древнего общества. По характеру оно целиком примыкает к таким безыскусственным произведениям, как сочинения Луки Жидяты и Феодосия Печерского.
В посланиях против латинян, писанных на вопросы князей и заключающих в себе, главным образом, пункты отличия западной церкви от восточной, дается, между прочим, наставление о полном воздержании от общения с латинянами: "Ни ясти, ни пити, но поставити отдельно трапезу".
Митр. Макарий указывает еще одно послание Нектария (по Кормчей Румянцевского музея № 233) к неизвестному князю, весьма сходное и по содержанию, и по изложению с посланием к Ярославу Святополковичу.
Послания Нектария напечатаны в "Русских Достопамятностях", ч. I и III, в "Памятниках российской словесности XII в." Калайдовича и во II т. "Истории русской церкви" Макария.
Использованные материалы
- Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
[1] не может считаться доказанной, так как в расчет следует принимать и митрополита Никифора II