![]() |
Свт. Климент Охридский. Сербская икона XIV в. Охрид, Церковь Перивлепты |
Память 25 ноября (Болг.), в числе Седмочисленников и в Соборе Болгарских святых
По происхождению славянин, был учеником святых Кирилла и Мефодия. После изгнания из Моравии славянские исповедники свв. Ангеляр, Климент и Наум прибыли в Болгарию, где их встретили с почетом и просили ввести богослужение на славянском языке. Просветители сразу же приступили к изучению славянских книг, собранных болгарской знатью.
Вскоре св. Ангеляр скончался, а св. Климент получил назначение учительствовать в Кутмичивице — области в юго-западной Македонии. В Восточной Церкви на должность учителя избирался человек достойный, известный своей благочестивой жизнью и обладавший даром слова. Св. Климент еще в Моравии был в чине «стоявших на степени учителей».
В Болгарии исполнял должность учителя до 893 года. Он организовал в первую очередь школу при княжеском дворе, достигшую высокого уровня в царствование Симеона, а в юго-западной Македонии создал школы отдельно для взрослых и детей. Св. Климент обучал детей грамоте. Общее количество его учеников было огромным: только избранных, принадлежавших к клиру, известно 3500 человек.
В 893 году был возведен в сан епископа Драговитийского (Дремвицы или Велицы), а его место занял святой Наум. Позже переселился в город Охрид, ставший центром его неустанных архипастырских и учительских трудов.
Святитель Климент первым из болгарских иерархов стал служить, проповедовать и писать на славянском языке. Трудился святитель во славу Божию до глубокой старости, исполняя и епископское служение, и продолжая переводческую деятельность. Он мирно отошел ко Господу 17 июля 916 г. Тело святителя было погребено в основанном им Охридском Пантелеимоновом монастыре.
Святитель Климент считается первым славянским писателем. Он не только продолжил переводческое дело, начатое свв. Кириллом и Мефодием, но и оставил свои писательские труды — первые образцы славянской духовной литературы. Согласно летописям, св. Климент создал славянскую азбуку. По мнению большинства современных учёных, именно эта азбука и получила название «кириллица», тогда как Кирилл и Мефодий создали глаголицу.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Словесы́ наста́вил еси́ язы́ки в ве́ру Христо́ву,/ де́лы же возвы́сил еси́ себе́ к Боже́ственней жи́зни,/ святи́телю Кли́менте равноапо́стольне,/ чудесы́ сия́я приступа́ющим к тебе́ ве́рно/ и зна́меньми озаря́я Це́рковь пресла́вно,// сего́ ра́ди честну́ю твою́ па́мять сла́вим.
Ин тропарь, глас тот же
Я́ко труба́ Арха́нгела Бо́жия/ оглаша́еши ро́ди слове́нстии на вся́ ве́ки / и к чудеси́ пресла́вному утвержде́ния люде́й твои́х в Правосла́вии/ прилага́еши неиждива́емо чудеса́ ве́лия да́же доны́не./ Те́мже с любо́вию почита́ем присночестну́ю па́мять твою́,/ святи́телю Кли́менте равноапо́стольне, и мо́лим:// мол'ися о душа́х на́ших.
Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)
Хра́м тво́й, свя́те, врачевство́ духо́вное/ пресла́вно показу́ется ве́рно приступа́ющим,/ все́х бо разли́чных боле́зней избавля́ет,/ стра́сти же ду́ш вся́ческия усыпа́ет./ Сего́ ра́ди тя́, всеблаже́нне,// те́пла предста́теля имену́ем.
Величание
Велича́ем тя́,/ святи́телю о́тче Кли́менте,/ и́же уче́ньми твои́ми ро́ды слове́нския просвети́л еси́// и ко Христу́ приве́л еси́.
Использованные материалы
- "Равноапостольный Климент Охридский", календарь на портале Православие.Ru:
- Минея. Ноябрь, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 352, 353, 356-357: