Равноап. Ангеларий Охридский. Икона |
Память 27 июля в числе святых Седмочисленников, а также в Соборе Болгарских святых
Ученик и сподвижник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Великой Моравии и Паннонии, один из святых Седмочисленников. Судя по имени, более характерному для западнохристианского мира, Ангеляр, вероятно, был уроженцем Великой Моравии или Паннонии. Причисление его к особо выделенным ученикам святых Кирилла и Мефодия свидетельствует о деятельном участии Ангеляра в трудах Моравской миссии по крайней мере во времена архиепископства Мефодия, хотя конкретные его труды неизвестны.
После кончины святителя Мефодия в 885 году Ангеляр вместе с Гораздом, Климентом и Наумом попал в ту группу славянских священнослужителей, которая по приказу франкского епископа Вихинга и князя Святополка была заключена в темницу, где на узниках трижды чудесным образом распадались оковы. Когда они, кроме Горазда, были выпущены из темницы, они были затем жестоко избиты, раздеты и под конвоем немецких воинов, постоянно угрожавших им смертью, изгнаны из великоморавской столицы Велеграда.
С большими трудностями и лишениями они добрались до Сирмия (ныне Сремска-Митровица) и через Дунай переправились в Белград, бывший тогда болгарской пограничной крепостью. Городской начальник, знавший о желании святого равноапостольного князя Бориса Болгарского иметь в Болгарии славянских священнослужителей, радушно принял их и вскоре переправил в столицу болгарской державы Плиску, где изгнанники нашли приют в знатных домах. Ангеляр поселился в доме болярина Чеслава, но от пережитых страданий и лишений вскоре скончался. Место его погребения неизвестно.
Почитание
Сведения о святом Ангеляре весьма скудны и относятся к последнему году его жизни. Они содержатся в пространном греческом житии святого Климента Охридского, написанном в конце XI века Феофилактом Охридским [2] на основании недошедшего до нас славянского жития. Предполагается, что к этому источнику восходят все ныне известные позднейшие сведения об Ангеляре, сводящиеся к упоминанию его имени в числе учеников славянских просветителей и встречающиеся в кратком житии («Успении») святого Константина-Кирилла (нач. XIII в.), кратком греческом житии св. Климента Охридского, написанном Димитрием II Хоматианом (1-я пол. XIII в.), при отдельных списках «Сказания о письменах» Храбра Черноризца и переделке грамматического трактата Константина Костенечского (XVI в.), в службах святым Седмочисленникам.
Почитание Ангеляра в Охриде и Охридской архиепископии связано с упоминанием его имени в житии святителя Климента Охридского. Почитание Ангеляра неоделимо от общего почитания Седмочисленников - отдельные житие и служба ему отсутствуют, память в месяцесловах не встречается, имя не получило распространения в средневековом славянском мире, иконография является составной частью иконографии святых Седмочисленников.
По состоянию около конца XX - начала XXI века мощи святого Ангеляра почивали близ Берата в Албании [3].
Источники и литература
- Феофилакт, Житие на Климент Охридски, София, 1955, 61, 65, 69.
- Палаузов, С., Век болгарского царя Симеона, СПб., 1852, 76-79.
- Туницкий, Н. Л., Материалы для истории, жизни и деятельности учеников святых Кирилла и Мефодия, Серг. П., 1918, 114-117.
- Златарски, В., История на Българската държава през средните векове, София, 1927, т. 1, ч. 2, 223-225.
- Георгиев, Е., Кирил и Методий, основоположници на славянските литератури, София, 1956, 270-272.
- Киселков, В., Проуки и очерти по старобългарска литература, София, 1956, 30, 52.
- Grivec, F., Konstantin und Method, Lehrer der Slaven, Wiesbaden, 1960, 150, 153, 156.
- Słownik starożytności słowiańskich, Wrocław, 1961, t. 1/1, 25.
- Милев, А., Гръцките жития на Климент Охридски, София, 1966, 81, 111, 117, 123.
- Куев, К., Черноризец Храбър, София, 1967, 221.
- Иванов, Й., Български старини из Македония, София, 1970, 287-288.
- Stanislav, J., Staroslovensky jazyk, Bratislava, 1973, С. 1, 171-177.
- Konecki, B., "Sedmočislenici", Slovo, Zagreb, 1976, Knj. 25-26, 185-191.
- КМЕ, Т. 1, 71-72.
- Мареш, Ф. В., "Седмите светители во страрословенската и гръцката книжевност", Климент Охридски и улегата на Охридската книжовна школа на развитокат на словенската просвета, Скопjе, 1989, 109-110.
- Снегаров, И., История на Охридската архиепископия, София, 1992, 227-229.
- СтБЛ, 25, 403-404.
- Флоря, Б. Н., Турилов, А. А., Иванов, С. А., Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия, СПб., 2000, 167, 186-195; 242-245.
Использованные материалы
- Турилов А. А. "Ангеларий Охридский" // Православная Энциклопедия, т. 2, с. 289-290:
[1] В житии святого Климента Охридского XI века сан не указан. Пресвитером назван в житии календаря на официальном сайте Издательского отдела Московской Патриархии, https://web.archive.org/web/20211020185211/http://calendar.r...vva.
[2] См. главы 2, 12-16.
[3] Страница календаря портала Православие.ру, http://days.pravoslavie.ru/Life/life4317.htm