Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНГЕЛЯР ОХРИДСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Равноап. Ангеларий Охридский. Икона
Равноап. Ангеларий Охридский. Икона
Ангеляр (или Ангеларий) Охридский (1-я пол. IX в.- ок. 886), пресвитер [1], равноапостольный

Память 27 июля в числе святых Седмочисленников, а также в Соборе Болгарских святых

Ученик и сподвижник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Великой Моравии и Паннонии, один из святых Седмочисленников. Судя по имени, более характерному для западнохристианского мира, Ангеляр, вероятно, был уроженцем Великой Моравии или Паннонии. Причисление его к особо выделенным ученикам святых Кирилла и Мефодия свидетельствует о деятельном участии Ангеляра в трудах Моравской миссии по крайней мере во времена архиепископства Мефодия, хотя конкретные его труды неизвестны.

После кончины святителя Мефодия в 885 году Ангеляр вместе с Гораздом, Климентом и Наумом попал в ту группу славянских священнослужителей, которая по приказу франкского епископа Вихинга и князя Святополка была заключена в темницу, где на узниках трижды чудесным образом распадались оковы. Когда они, кроме Горазда, были выпущены из темницы, они были затем жестоко избиты, раздеты и под конвоем немецких воинов, постоянно угрожавших им смертью, изгнаны из великоморавской столицы Велеграда.

С большими трудностями и лишениями они добрались до Сирмия (ныне Сремска-Митровица) и через Дунай переправились в Белград, бывший тогда болгарской пограничной крепостью. Городской начальник, знавший о желании святого равноапостольного князя Бориса Болгарского иметь в Болгарии славянских священнослужителей, радушно принял их и вскоре переправил в столицу болгарской державы Плиску, где изгнанники нашли приют в знатных домах. Ангеляр поселился в доме болярина Чеслава, но от пережитых страданий и лишений вскоре скончался. Место его погребения неизвестно.

Почитание

Сведения о святом Ангеляре весьма скудны и относятся к последнему году его жизни. Они содержатся в пространном греческом житии святого Климента Охридского, написанном в конце XI века Феофилактом Охридским [2] на основании недошедшего до нас славянского жития. Предполагается, что к этому источнику восходят все ныне известные позднейшие сведения об Ангеляре, сводящиеся к упоминанию его имени в числе учеников славянских просветителей и встречающиеся в кратком житии («Успении») святого Константина-Кирилла (нач. XIII в.), кратком греческом житии св. Климента Охридского, написанном Димитрием II Хоматианом (1-я пол. XIII в.), при отдельных списках «Сказания о письменах» Храбра Черноризца и переделке грамматического трактата Константина Костенечского (XVI в.), в службах святым Седмочисленникам.

Почитание Ангеляра в Охриде и Охридской архиепископии связано с упоминанием его имени в житии святителя Климента Охридского. Почитание Ангеляра неоделимо от общего почитания Седмочисленников - отдельные житие и служба ему отсутствуют, память в месяцесловах не встречается, имя не получило распространения в средневековом славянском мире, иконография является составной частью иконографии святых Седмочисленников.

По состоянию около конца XX - начала XXI века мощи святого Ангеляра почивали близ Берата в Албании [3].

Источники и литература

  • Феофилакт, Житие на Климент Охридски, София, 1955, 61, 65, 69.
  • Палаузов, С., Век болгарского царя Симеона, СПб., 1852, 76-79.
  • Туницкий, Н. Л., Материалы для истории, жизни и деятельности учеников святых Кирилла и Мефодия, Серг. П., 1918, 114-117.
  • Златарски, В., История на Българската държава през средните векове, София, 1927, т. 1, ч. 2, 223-225.
  • Георгиев, Е., Кирил и Методий, основоположници на славянските литератури, София, 1956, 270-272.
  • Киселков, В., Проуки и очерти по старобългарска литература, София, 1956, 30, 52.
  • Grivec, F., Konstantin und Method, Lehrer der Slaven, Wiesbaden, 1960, 150, 153, 156.
  • Słownik starożytności słowiańskich, Wrocław, 1961, t. 1/1, 25.
  • Милев, А., Гръцките жития на Климент Охридски, София, 1966, 81, 111, 117, 123.
  • Куев, К., Черноризец Храбър, София, 1967, 221.
  • Иванов, Й., Български старини из Македония, София, 1970, 287-288.
  • Stanislav, J., Staroslovensky jazyk, Bratislava, 1973, С. 1, 171-177.
  • Konecki, B., "Sedmočislenici", Slovo, Zagreb, 1976, Knj. 25-26, 185-191.
  • КМЕ, Т. 1, 71-72.
  • Мареш, Ф. В., "Седмите светители во страрословенската и гръцката книжевност", Климент Охридски и улегата на Охридската книжовна школа на развитокат на словенската просвета, Скопjе, 1989, 109-110.
  • Снегаров, И., История на Охридската архиепископия, София, 1992, 227-229.
  • СтБЛ, 25, 403-404.
  • Флоря, Б. Н., Турилов, А. А., Иванов, С. А., Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия, СПб., 2000, 167, 186-195; 242-245.

Использованные материалы



[1]  В житии святого Климента Охридского XI века сан не указан. Пресвитером назван в житии календаря на официальном сайте Издательского отдела Московской Патриархии, https://web.archive.org/web/20211020185211/http://calendar.r...vva.

[2]  См. главы 2, 12-16.

[3]  Страница календаря портала Православие.ру, http://days.pravoslavie.ru/Life/life4317.htm

Редакция текста от: 02.01.2024 14:36:38

"АНГЕЛЯР ОХРИДСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google