Преподобный Иоаким Опочский. Троице-Сергиева лавра |
Память 19 апреля (обретение мощей; РПЦЗ [1]), 9 сентября (преставление; РПЦЗ [2]) и в Соборах Псковских и Новгородских святых.
Ученик преподобного Евфросина Псковского. В сочинении "Описание о российских святых" (известно в списках XVIII-XIX вв.) сведения о нем помещены в разделе "Преподобные отцы Новгородские": "преподобный отец Иоаким, игумен Опочского монастыря св. пророка Илии на реке Шелоне, преставися месяца сентября в 9-й день" [3]. Этот монастырь был в 35 км от г. Порхова (ныне дер. Опоки Порховского района Псковской обл.). Память прп. Иоакима под 9 сентября имеется в старообрядческих святцах [4] и в "Алфавите русских святых" (1807-1811) старообрядческого мон. Ионы Керженского: "Иоаким бе игумен Опоцъкаго монастыря пророка Илии на Шелоне же реце. Время бытия показано 6904-го года" [5].
По-видимому, в отдельных рукописных месяцесловах Иоаким был назван не только игуменом, но и основателем Опочского монастыря. Об нем как о создателе Опочской обители писал архиеп. Сергий (Спасский), ссылаясь на месяцеслов из собрания М. П. Погодина, на Коряжемские святцы 1621 года [6], где, впрочем, такого указания нет, и на Белозерские святцы [7] (в рукописи есть упоминание "пр(епо)добнаго Иоакима Новаго"; поскольку такой святой неизвестен, архиеп. Сергий отождествил его с опочским игуменом). Мнение о том, что Иоаким был не только настоятелем, но и первоначальником Опочского монастыря, прочно вошло в агиографическую литературу XIX-XX веков.
Митр. Евгений (Болховитинов), не аргументируя своей точки зрения, отнес время жизни игум. Иоакима к концу XVI - началу XVII века. Архиеп. Филарет (Гумилевский) считал, что его кончина последовала около 1550 года, поскольку в писцовой книге Шелонской пятины 1584/85 года игуменом Ильинского монастыря в Опоках назван Нафанаил [8]. Эту же дату привел архиеп. Сергий (Спасский). Однако, согласно новгородским писцовым книгам, Ильинский Опочский монастырь существовал уже в конце XV века. В писцовой книге Шелонской пятины 1498 года читаем: "В Опотцком же погосте монастырские деревни Илии святого с Опок с Шелони…" [9]. В писцовой книге Шелонской пятины 1575/76 года дается следующее описание монастыря: "Монастырь Опоцкой, а в нем храм Илья пророк, в приделе Благовещенье Святей Богородицы, церковь камена. В монастыре игумен Саватей, да черной поп Васьян, да 11 старцов, слуг 7 человек, дружинников 4 человеки" [10]. Т. о., если считать, что Иоаким был основателем Опочского монастыря, время его жизни следует отнести к XV - началу XVI века.
В некоторых публикациях [11] игум. Иоаким назван учеником прп. Евфросина Псковского (+ 1481), что возможно, однако в перечне учеников псковского святого имя Иоакима не встречается ни в одной из редакций Жития прп. Евфросина.
Архиеп. Сергий (Спасский) указывает память обретения мощей прп. Иоакима (которое, вероятно, имело место в XVI веке) в Белозерских святцах под 27 апреля; в Коряжемских святцах 1621 года под 19 апреля: "В той же день обретение честных мощей преподобнаго отца нашего Иоакима, иже во обители святаго пророка Илии в Опатцком монастыре на реке на Шелони во области великаго Новаграда".
Не позднее 1688 года Опочский монастырь был упразднен и превращен в приход. В настоящее время мощи прп. Иоакима покоятся под спудом в Благовещенской церкви (с приделами во имя прор. Илии и св. Иоанна Предтечи), построенной в 1772 году на месте Ильинской церкви (где, по-видимому, мощи находились ранее; в справочной литературе XIX-XX веков ошибочно указывается местонахождение мощей в Ильинской церкви) в дер. Опоки.
Канонизация прп. Иоакима подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, учрежденный ок. 1831 года (празд. подтверждено 10 июля 1981), и в Собор Псковских святых, празднование которому было установлено 10 апреля 1987 года.
Иконография
Прп. Иоаким Опочский. Икона середины XX в. (Благовещенская церковь в дер. Опоки Порховского района Псковской обл.) |
Ранний этап формирования иконографии Иоакима Опочского связан с Ильинским монастырем. В настоящее время именно в Благовещенской церкви дер. Опоки находятся редкие сохранившиеся образы преподобного. Притом что мощи Иоакима Опочского покоятся под спудом в Благовещенской церкви, в ее синодике конца XVII века (с добавлениями XVIII - начала XIX века) имя святого не встречается [13]. В помянник, включающий в основном имена новгородцев и жителей деревень близ погоста Опоки, в 1762 году вписан род будущего строителя каменной Благовещенской церкви (1772) - "отставного прапорщика Василия Иванова сына Косецкого", который собрал в храме драгоценную утварь, серебряные литургические сосуды и Евангелия в окладах. Они отмечены в описании церкви 1897 года, но икон с изображением Иоакима Опочского, сохранившихся к этому времени, в перечне нет [14].
Преподобные Никандр Псковский и Иоаким Опочский. Икона первой четверти XX века (Благовещенская церковь в дер. Опоки Порховского района Псковской обл.) |
Прямоличный поясной образ Иоакима Опочского в традиционной иконописной стилистике создан в мастерской Троице-Сергиевой лавры в 2008 году. Преподобный, с высоким лбом и худощавым ликом, обрамленным волнистыми волосами, и с продолговатой, слегка раздвоенной бородой с проседью, благословляет десницей и держит посох в левой руке. Он облачен в коричневую мантию с куколем на плечах; надпись на иконе: "ОА(г) IAKIMъ ОПОЧЕСКIЙ".
В иконописи XX-XXI веков изображения Иоакима Опочского (в куколе) включаются в композицию "Собор Псковских святых", в частности, на двух иконах: 1982 года и конца XX века из псковского Троицкого собора.
Литература
- ИРИ. Т. 5. С. 366-367;
- Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 80, 128;
- СИСПРЦ. С. 113;
- Филарет (Гумилевский). РСв. С. 43;
- Барсуков. Источники агиографии. Стб. 241;
- Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 68-69;
- Василёв И. И. Стат.-геогр. словарь Порховского у. Псковской губ. Псков, 1896;
- Зверинский. Т. 3. С. 70, № 1631;
- Любимов П. Церк. памятники старины в Порховском у.: Ист.-археол. очерк // Псковские ЕВ. 1897. № 22. С. 387-388;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 277;
- Голубинский. Канонизация святых. С. 157;
- Лебедев Е. Е. Порхов и его окрестности: Ист. очерк. Новгород, 1915. С. 19-20;
- Седов Вл. В. Новгородская архитектура на Шелони. М., 2001. С. 34-38;
- Порхов и его уезд. Псков, 2005. С. 121-122, 243-244, 373-374;
- Моисеев С. В. Церковная жизнь Опоцкого погоста в XV-XVIII вв. // Краеведческие чт. Порхов-Холомки: Мат-лы науч. конф. Псков, 2006. С. 147-158;
- Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. Вел. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1022.
Использованные материалы
- В. И. Охотникова. И. С. Родникова. "Иоаким" // Православная энциклопедия, т. 23, с. 134-136
[1] "Обрѣт. мощ. преп. Iоакима Опочскаго (1621)" // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, - https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/April-2019.pdf
[2] "Преп. Iоакима, Опочскаго (ок. 1550)" // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/sept-2019.pdf
[3] С. 44; ср. также перечни рус. святых в рукописях: РНБ. Вяз. Q. 80. Л. 109-110; Мих. Q. 348. Л. 9 об.; Q.I.382. Л. 15 об.; Тит. № 2024. Л. 5; Q. 541. Л. 172 об.
[4] БАН. Дружин. № 130. Л. 12 об.- 13; № 131. Л. 10 об.
[5] ЯМЗ. Лукьян. № 675 (15544). Л. 258
[6] РГБ. Унд. № 237. Л. 170 об.- 171
[7] РНБ. Кир.-Бел. № 516/773. Л. 17
[8] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 967. Л. 284 об.- 285
[9] Новгородские писцовые книги. СПб., 1886. Т. 4. Стб. 180; ср.: Стб. 173, 530; 1905. Т. 5. Стб. 77, 309, 312, 313
[10] Новгородские писцовые книги. СПб., 1905. Т. 5. Стб. 680-681
[11] см.: Христианство: ЭС. Т. 3. С. 623
[12] РНБ. Погод. № 1931. Л. 141 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 121
[13] ПИАМ. Древлехранилище. Ф. 966. № 14155(1)
[14] Любимов П. Церк. памятники старины в Порховском уезде // Псковские ЕВ. 1897. № 22. С. 387-388