Феофан (Туляков) (1864-1937), митрополит Горьковский.
В миру Туляков Василий Степанович, родился 25 февраля 1864 года в семье потомственного почетного гражданина г. Петербурга.
С детских лет имел влечение служить Церкви в священноиноческом сане и для этого хотел поступить в духовно-учебное заведение, но по воле родителей начал образование в Императорском Санкт-Петербургском коммерческом училище.
В 1881 году, будучи воспитанником этого училища, вследствие непреодолимого вышеуказанного влечения, он обратился за советом к Высокопреосвященному митрополиту Московскому Макарию, который благословил его на приготовление к служению Церкви. Вследствие этого на 17-м году Туляков начал изучать древние языки и некоторые другие предметы, составлявшие отличие программы духовной семинарии от программы коммерческого училища, с целью поступить в богословские классы духовной семинарии. По рекомендации ректора семинарии протоиерея Н.И. Розанова учителями Тулякова для приготовления его в семинарию были братья Налимовы, из которых старший скончался архиепископом Владимирским.
В 1883 году, после экзаменов, он поступил в 1-й богословский класс и в 1885 году окончил семинарию студентом и в том же году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1889 году кандидатом богословия с правом получения степени магистра без нового устного испытания. На соискание степени магистра богословия он представил свое сочинение "Чудо, христианская вера в него и ее оправдание. Опыт апологетико-этического исследования"; Советом академии оно было принято на соискание степени магистра и разрешено к печати.
Стремясь служить Церкви Христовой, он предполагал принять монашество еще в академии, как советовал ему и митрополит Макарий, но Господь судил иначе. Когда он обратился к Вышенскому затворнику святителю Феофану с вопросом о том "идти ли ему в монахи?", - то последний ответил ему в письме так:
"Судя по порывам сердца Вашего, с силой прорывавшимся и постоянно живущим в нем, можно признать, что Господь зовет Вас в монахи. Но самые сии порывы, спрашиваете Вы, не имеют ли небожественного источника? Положите в сердце своем вступить в монашество без сторонних намерений, - с одним исключительно только желанием душу спасти и стяжать сердце чистое и богопреданное и разумение духовно-премудрое, какое видите светло-блестящим в аскетических писаниях отеческих". "Если же с принятием монашества у Вас, - продолжал святитель, - соединяется что-нибудь постороннее, хотя бы и в незначительной степени, то лучше в монашество совсем не постригаться, а жить в миру и стремиться быть искренним христианином".
Признавая для монаха обязательным безусловное послушание, он в то же время ясно сознавал, что совершенно справедливое требование святителя относительно условия принятия монашества он не мог в точности исполнить, ибо с желанием принять монашество соединялось тогда у него желание со временем епископского служения, а это последнее требовалось перед пострижением, по словам святителя Феофана, "выкинуть из головы".
Вследствие этого он с прискорбием обрек себя на жизнь в деревне, в имении своей матери, ибо другой службы, кроме как служения Церкви Христовой и именно только в священноиноческом сане юноша не желал и обрек себя на эту жизнь до тех пор, пока Господь не устранит это препятствие из его помыслов.
Там он тщательно изучал творения святых отцов-аскетов. Почти пятнадцать лет, все постепенно ослабевая, происходила внутренняя борьба помыслов. Наконец, силой Божией устранено было то, что препятствовало ему вступить на путь иноческий.
23 апреля 1905 года резолюцией митрополита Антония (Вадковского) Василий был зачислен послушником Александро-Невской Лавры. 11 октября того же года пострижен в монашество с именем Феофан в память Вышенского Затворника, 21 октября был рукоположен в иеродиакона, а на следующий день, в Казанском соборе, митрополитом Антонием рукоположен в иеромонаха.
В марте 1906 года иеромонах Феофан награжден набедренником. 6 мая того же года награжден наперсным крестом от Святейшего Синода.
С 16 января 1907 года - заведующий имением Александро-Невской Лавры "Зачеренье".
В 1908 году возведен в сан архимандрита и назначен заведующим Серафимо-Дивеевским скитом.
1 февраля 1909 года указом Святейшего Синода назначен наместником Александро-Невской Лавры. В июле того же года был командирован в Троице-Сергиеву Лавру для участия в заседаниях Всероссийского съезда монашествующих. В 1910 году архимандрит Феофан назначен членом Особого Совещания, образованного при Святейшем Синоде для пересмотра действующих на тот момент правил ведения монастырского хозяйства и отчетности.
6 мая 1911 года архимандрит Феофан был награжден орденом св. Анны 2-й степени, а 18 октября того же года всемилостивейше разрешено ему носить пожалованный Его Величеством королем Сербским Петром I орден св. Саввы 2-й степени. 6 мая 1913 года последовало заслуженное им награждение орденом св. Владимира 4-й степени, а 23 августа того же года - золотым наперсным крестом с украшениями из Кабинета Его Величества (по случаю 200-летнего юбилея Лавры) "за отлично-усердную службу Церкви Божией".
В 1914 году началась война с Германией, и архимандрит Феофан, будучи наместником Лавры, не оставался в стороне. Совет Александро-Невской Лавры постановил очистить ряд помещений обители для устройства госпиталей раненым воинам. Госпиталь был устроен на 100 кроватей, которые содержались на средства Лавры, причем выздоравливающие получали по выходе пособия и одежду от обители. Из средств Лавры отпускались также большие суммы для воинских семейств и на военные нужды. По Варшавской железной дороге на поле военных действий постоянно выезжал военно-полевой госпиталь, организованный Красным Крестом и содержащийся во все время военных действий также на средства Александро-Невской Лавры. Непосредственное деятельное участие в организации этих мер принимал наместник Лавры архимандрит Феофан.
31 мая 1915 года хиротонисан во епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии, с оставлением его в должности наместника Лавры.
20 ноября этого же года утвержден в степени магистра богословия.
С 6 июля 1916 года - епископ Калужский. В декабре 1917 года достигает Калуги "триумфальное шествие советской власти". В Калуге и области закрываются монастыри и храмы. В Калуге образуется обновленческая епархия, просуществовавшая до 1939 года. Владыка Феофан за годы своего пребывания в Калуге пережил пятерых обновленческих лжеархиереев. На калужской кафедре составил акафист Калужской иконе Божией Матери.
В 1925 году еп. Феофан попадает под следствие.
С 16 сентября 1927 года - архиепископ Псковский и Порховский.
25 ноября 1935 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Горьковским и Арзамасским.
25 июля 1937 года митрополит Феофан был арестован и помещен в спецкорпус Нижегородской тюрьмы. При аресте у митрополита были изъяты несколько панагий и крестов (об этом свидетельствует фотография из его следственного дела).
Как всегда во время гонений на Церковь, власти обвиняли православных в политических преступлениях и как всегда - вымышленных. Митрополит обвинялся в том, что он будто бы
"...проводил активную к-р деятельность, направленную на свержение Советской власти и реставрацию капитализма в СССР.
По установкам митрополита Феофана Тулякова, основанным на директивах Московского церковно-фашистского центра, участники Горьковской к-р организации проводили повстанческую, шпионскую, диверсионно-террористическую деятельность.
В Лысковском районе в течение 1936-1937 гг. было совершено свыше 20 поджогов имущества колхозов и колхозников - активистов села, уничтожено большое количество заготовленного лесоматериала и леса на корню, сожжен салотопный завод, принадлежащий Лысковскому РПС" [1]
Сам владыка в заключении был подвергнут жестоким пыткам. Его поместили в подвальную камеру, которую заливали водой. Допрашивали митрополита Феофана начальник 4-го Отдела УГБ УНКВД И. Ф. Мартынов, начальник 7-го отделения 4-го Отдела УГБ Кострынин и оперуполномоченный того же отдела Артамонов. В следственном деле практически нет рукописных протоколов, за исключением анкет, заполненных рукою владыки Феофана. Единственный (машинописный) протокол составлен самим Мартыновым 31 августа 1937 года после месяца пыточного следствия - невыносимых истязаний, которые претерпел 63-летний архиерей (его подпись, подлинная или же поддельная, стоит под этим протоколом). Под пытками Владыка признавал себя виновным "в создании фашистской организации на территории Горьковской области".
21 сентября особой тройкой областного управления НКВД митрополит Феофан был приговорен к расстрелу, и 4 октября 1937 года приговор был приведен в исполнение. Место, где расстрелян и погребен митрополит Феофан, до сих пор остается невыясненным.
Приложение
Обширные выдержки из протокола допроса митр. Феофана как иллюстрация того, как государство смотрело на Церковь:
Ответ: Прежде чем перейти к показаниям о практической деятельности к-р организации и моей лично как руководителя этой организации, я считаю необходимым доложить следствию, что я одновременно являлся членом московского церковно-фашистского центра, по заданию которого и проводил к-р деятельность, направленную к ослаблению мощи Советского государства и свержению Советского правительства.
В этот период, как я лично наблюдал, а также и по утверждению более авторитетных для меня лиц из крупного духовенства, - в церковном мире стали формироваться взгляды о необходимости организованной борьбы с Советской властью.
Прогресс социалистического строительства, а вместе с тем и укрепление мощи Советского государства, а на этой основе рост культуры и благосостояния трудящихся, а так же рост атеизма, ставили церковь и духовенство в безвыходное положение.
Перед нами - крупным духовенством и активными церковниками - стояла альтернатива: либо добиться свержения Советской власти и реставрации капитализма, либо обречь себя на верную гибель.
Мы избрали первый путь, т. е. активную борьбу с Советской властью, в надежде на ее свержение.
Такая точка зрения окончательно оформилась в конце 1934 года, на одном из первых нелегальных совещаний церковно-фашистского центра, происходившего в Москве, под руководством митрополита Сергия Страгородского. В этом нелегальном совещании участвовал я и ряд лиц из крупного духовенства. Это совещание и другие были созваны под видом обсуждения вопросов церкви.
Должен сказать, что активная борьба против Советской власти для духовенства дело не новое.
Подавляющее большинство духовенства, особенно тихоновской ориентации, которую представляю я, по своей природе реакционное и, безусловно, антисоветское; это в различные периоды борьбы с Советской властью облегчало формирование к-р организаций, облегчало привлечение духовенства и активных церковников к организованной к-р деятельности.
Вопрос: Назовите известных вам членов московского церковно-фашистского центра.
Ответ: Членами московского церковно-фашистского центра являются:
1) митрополит
Сергий Страгородский, заместитель Петра Крутицкого, т. н. местоблюстителя патриаршего престола, руководитель тихоновского церковного течения в СССР, окончил духовную академию, в 1922 году был осужден за к-р деятельность;
2) ленинградский митрополит
Алексей Симанский, сын помещика, ярый монархист, в 1924 году был осужден за активную к-р деятельность;
3) украинский митрополит
Константин, человек с резко выраженными фашистскими взглядами, происходит из духовной семьи;
4) северо-кавказский архиепископ
Мефодий;
5) ивановский митрополит
Павел, происходит из духовной семьи, в 1933 году подвергался репрессии со стороны органов Советской власти:
6)
Лебедев Александр, управляющий делами при митрополите Сергии, в состав центра входил до его ареста в июле месяце 1937 года;
8) я - Туляков Василий (Феофан) - митрополит горьковский.
Вопрос: Какие вы имеете доказательства для утверждения, что названные вами лица являются членами московского церковно-фашистского центра?
Ответ: Прежде всего, доказательством принадлежности к церковно-фашистскому центру названных мною лиц, является то, что они вместе со мной в конце 1934 года участвовали в одном из первых организационных совещаний, созванном по инициативе Сергия Страгородского, на котором обсуждались вопросы развертывания к-р деятельности и объединения к-р церковных сил для борьбы с Советской властью...
Должен отметить характерную деталь, имевшую место на нелегальном совещании членов церковно-фашистского центра в 1934 году, на котором митрополит Сергий Страгородский подчеркнул, что "необходимо возродить активную деятельность против Советской власти, начатую в свое время бывш. патриархом Тихоном и неудачно продолженную местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Петром Крутицким".
При этом Сергий Страгородский сказал, что и патриарх Тихон и митрополит Крутицкий пострадали вследствие того, что доверчиво относились к окружающим, которые их предали...
Вопрос: О каких указаниях, получаемых Сергием Страгородским от сотрудников английского посольства, вы говорите?
Ответ: Речь идет о шпионской работе, которую Сергий Страгородский проводил в пользу Англии.
Из разговоров, которые у меня были с Сергием Страгородским; мне было понятно, что он состоит на службе в английской разведке, по заданиям которой и проводил шпионскую деятельность.
Чтобы не возвращаться к этому вопросу, скажу прямо, что в шпионскую деятельность Сергий Страгородский вовлек и меня.
По заданию Сергия Страгородского я собирал шпионские сведения о положении в Советском Союзе и в частности о состоянии ж.-д. транспорта и настроении рабочих и передавал эти сведения Сергию Страгородскому, а он в свою очередь передавал их сотрудникам английского посольства, о которых я показал выше.
Вопрос: Какие конкретно вы сообщили шпионские сведения Сергию Страгородскому и от кого вы их получили?
Ответ: В этой области мне много сделать не удалось...
Вопрос: Дайте показания о программно-тактических установках московского церковно-фашистского центра?
Ответ: Я уже показал, что московский церковно-фашистский центр и периферийные организации своей основной задачей ставили свержение Советской власти и реставрацию капитализма в СССР.
Задача эта определялась директивами, полученными от заграничного церковно-фашистского центра, которые и были положены в основу к-р деятельности в Советском Союзе.
По директивам заграничного церковно-фашистского центра необходимо было всеми путями подготавливать восстание против Советской власти, и в этих целях готовить повстанческие и террористические кадры, сеять возмущение и озлобление среди населения против Советской власти и заниматься непосредственной подготовкой восстания, начало которого прямо связывалось с интервенцией против Советского Союза со стороны Германии и Японии.
Надо сказать, что подготовка восстания включала в себя и разрушительную диверсионно-вредительскую деятельность, которую практически осуществляли церковно-фашистские организации, существующие в ряде областей Советского Союза, о которых я показал выше, и в частности горьковская а/с организация, руководство которой осуществлял я - Туляков.
Для выполнения директив заграничного и московского церковно-фашистских центров мною в Горьковской области был создан ряд периферийных - районных церковно-фашистских организаций с общим количеством, по неполным данным, свыше 300 человек участников организации, которые и были направлены на активную к-р повстанческую, разрушительную деятельность в Горьковской области.
По моим директивам, вполне соответствовавшим установкам церковно-фашистского центра, практическая к-р деятельность проводилась в следующих направлениях:
1) в непрерывной вербовке в организацию к-р элементов и привлечении их к практической к-р деятельности;
2) подготовке повстанческих кадров и создания повстанческих ячеек на периферии Горьковской области;
3) создания террористических кадров, предназначавшихся для террористических актов против руководителей партии и правительства, и местных коммунистов и активистов села;
4) разрушения колхозов, совхозов и промышленных предприятий, путем совершения поджогов и диверсионно-вредительских актов;
5) сборе шпионских сведений о положении в Советском Союзе, в частности в промышленности и на ж.-д. транспорте и передаче этих сведении иностранным разведывательным органам;
6) массовой к-р фашистской пораженческой повстанческой пропаганде среди населения путем использования бродячих монахов, кликуш и церковного антисоветского элемента.
В этом направлении и проводилась к-р подрывная деятельность участниками горьковской церковно-фашистской организации, под моим руководством...
Особенностью этой организации является то, что ее деятельность была глубоко законспирирована; повстанческие и террористические ячейки создавались при одновременном возрождении монашества, с тайным постригом монахов и монахинь, сопровождавшим прием в организацию; установлением беспрекословного повиновения членов организации ее руководителям, необходимого для воспитания послушных к-р кадров...
Участники к-р организации развернули активную а/с агитацию по вопросу о помощи бескровным колхозникам, клеветнически убеждая население в бесплодности этого закона.
Для достижения больших результатов в своей к-р деятельности по разрушению колхозов, участники организации из духовенства оказали материальную помощь всем вышедшим из колхоза; одному выдали 700 рублей, двум по 300, остальным в меньших размерах. Всего было выдано свыше трех тысяч рублей...
Вопрос: Вы не все показали о деятельности церковно-фашистской организации, следствие настаивает говорить правду до конца.
Ответ: Этого я не отрицаю, но конкретных фактов сейчас вспомнить не могу. Постараюсь вспомнить и тогда дам дополнительные показания.
Прошу следствие поверить мне, что я ничего скрывать не намерен; расскажу все известное мне о деятельности к-р организации..."
[2].
Никаких показаний митрополит Феофан не давал, а эти протоколы были сочинены следователями даже не на основании бесед с арестованным митрополитом, а в соответствии со списком ранее арестованных священников и "показаниями" тех, кто оговорил себя или подписал готовый протокол, сочиненный следователем.
Почитание
Некоторые источники 1990-х-2000-х годов упоминают митрополита Феофана как священномученика - так о нем писал игумен Ростислав (Колупаев) в "Журнале Московской Патриархии" в 1998 году [3], так он указан в Германовском календаре от 2009 года под 21 сентября [4]. Однако, на конец июля 2009 года календарь сайта "Православие.ру", база данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в.", и список святых на официальном сайте Нижегородской епархии не приводили имени митрополита Феофана среди прославленных святых.
Труды
- Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице в честь чудотворной Ее иконы, именуемой «Калужская». (изд. по благословению архиепископа Калужского и Боровского Климента, издание Калужской епархии, 1992. 39 с.)
- "Речь при наречении его во епископа Кронштадского," Приб. к "ЦВ", 1915, № 24, 719.
- "Критический разбор главнейших возражений против возможности чудес и необходимость последних для богооткровенной религии", (Кандидатское сочинение), Приб. к "ЦВ", 1915, № 24, 721.
- Чудо, христианская вера в него и ее оправдание. Опыт апологетикоэтического исследования (Магистерская диссертация).
Литература
- "Церк. Вед." 1915, № 22, с. 263.
- "Приб. к "ЦВ" 1915, № 24, с. 719-721.
- "Церк. Вед." 1916, № 29, с. 275.
- ФМП № 70, с. 28, 29.
- ФПС I, № 64, с. 3, II, с. 2, IV, с. 7, V, № 196.
- ФАМ I, № 269, с. 21.
- "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.", с. 300-301.
- "Списки архиереев 1897-1944 гг. Патриарха Алексия", с. 17, 47, 87.
- Regel'son 556: 1937 verhaftet.
- Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte 11, 310.
- A. Levitin - V. Savrov, Ocerki po istorii 11, 15.
- Process kaluzskogo episkopa Feofana, in: Orlovskaja Pravda Nr. 102 vom 10.5.1923, S.5; Kaluzskaja Kommuna Nr. 72 vom 4.4.1923, S.4
Использованные материалы
[1] Архив УКГБ по Нижегородской обл. "Дело по обвинению Тулякова В. С." Арх. № П-6820. Т. 1, л. 96-98, 100-107.
[2] Архив УКГБ по Нижегородской обл. "Дело по обвинению Тулякова В. С." Арх. № П-6820. Т. 1, л. 96-98, 100-103, 106, 107
[3] Ростислав (Колупаев), игум., "Священномученик архиепископ Феофан (Туляков)", ЖМП, 1998, № 5, http://www.jmp.ru/jmp/98/05-98/12.htm
[4] Saint Herman Calendar 2009, 78.