Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

В Москве и Вышенской пустыни прошли IV Феофановские чтения

07.10.2010 30 сентября — 2 октября 2010 года в Москве, а также в Свято-Успенском Вышенском монастыре Рязанской епархии проходили IV Феофановские чтения, посвященные осмыслению духовного и богословского наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского.

Чтения состоялись в рамках программы подготовки к празднованию предстоящего 200-летия со дня рождения святителя Феофана Затворника, которое по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла будет праздноваться в 2015 году на общецерковном уровне.

В настоящее время создан Оргкомитет по проведению этого празднования, который возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Заместителем председателя Оргкомитета является председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.

Одной из важнейших задач на сегодняшний день является издание «Полного собрания творений святителя Феофана Затворника». Для подготовки этого издания сформирован Научно-редакционный совет под руководством митрополита Климента.

Феофановские чтения открылись торжественным пленарным заседанием, состоявшимся 30 сентября в Москве в конференц-зале гостиницы Московской Патриархии «Даниловская». Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам чтений зачитал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

В своем приветствии Святейший Патриарх отметил высокое значение личности и богословских трудов святителя Феофана Затворника для Русской Православной Церкви в наши дни, подчеркнув, что «в своих творениях он указывает путь ко спасению как для новоначального, так и для уже воцерковленного христианина». По мысли Первосвятителя, издательский проект «Полное собрание творений святителя Феофана, Затворника Вышенского» весьма актуален и востребован сегодня. «Следует продумать, как работа над комментированным изданием может быть сделана качественно и в срок, кого целесообразно привлечь к этому важному общецерковному делу, как отыскать все неопубликованные ранее рукописи и письма. Немаловажно позаботиться также о том, чтобы творения святителя Феофана стали доступны самому широкому кругу наших современников». Святейший Патриарх пожелал неизменной помощи Божией и успехов в благом и богоугодном деле подготовки издания творений святителя Феофана Затворника.

В приветственном слове митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было отмечено, что святитель Феофан основывал свое учение не только на фундаментальных знаниях в области православного богословия и аскетики, но прежде всего на воплощении этих знаний в своем духовном опыте. Творения святителя Феофана Затворника вобрали в себя опыт древней Церкви в соединении с глубоким проникновением в душу и ум человека. В своих трудах он предстает перед нами как библеист и богослов, который использует анализ текста и филологические исследования в первую очередь для того, чтобы раскрывать догматические и нравственные истины. Говоря о влиянии духовно-нравственных и богословских произведений святителя на Церковь и общество, митрополит Ювеналий особо выделил необходимость научного исследования, комментирования и публикации его творений в соответствии с современными академическими требованиями.

Выступление известного православного писателя, сопредседателя правления Союза писателей России В.Н. Крупина было посвящено рассмотрению вопроса о влиянии творчества святителя Феофана Затворника на русскую интеллигенцию в конце XX — начале XXI веков. Докладчик с горечью констатировал, что многие греховные навыки и страсти, развитие которых в русском обществе XIX века было подробно рассмотрено святителем Феофаном, за минувшее столетие дали свой гибельный плод, особенно в среде творческой интеллигенции. Выход из этого положения В.Н. Крупин видит во вдумчивом обращении к наследию святителя, в следовании по пути духовной жизни, который изложен им по учению святых отцов Православной Церкви.

В выступлении архиепископа Рязанского и Касимовского Павла было подробно рассказано о значении святителя Феофана Затворника для Рязанского края, отмечены основные вехи его пребывания в затворе в Вышенской пустыни. Архиепископ Павел рассказал также о программе празднования 200-летнего юбилея святителя Феофана Затворника, особо выделив те проекты в рамках этой программы, реализацией которых занимается Рязанская епархия.

Доклад заместителя директора Института мировой литературы им. А. М. Горького, доктора филологических наук В.В. Полонского был посвящен проблемам изучения текста произведений святителя Феофана Затворника. Как отметил докладчик, «Вышенский Затворник явил собой вершину в становлении и развитии совершенно особого феномена — русской духовной словесности нового времени». При этом, по мысли ученого, особого внимания исследователей заслуживает тот факт, что «расцвет новой русской духовной словесности конца XVIII — XIX веков — от прп. Паисия до святителя Феофана, объемлющий труды святителей Игнатия (Брянчанинова), Филарета (Дроздова) и длинного ряда иных крупных церковных писателей — по времени совпадает с рождением и взлетом великой русской светской классической литературы». Докладчик подробно остановился на описании возможностей российской текстологической школы, являющейся сегодня одной из лучших в мире, применительно к изданию трудов святителя Феофана Затворника. Успешная реализация проекта «ознаменует собой переход на принципиально иной уровень в научном освоении отечественной патрологии, формируя новый методологический инструментарий в работе с наследием русских отцов недавнего прошлого, а заодно и синтетические подходы, способные согласовать парадигмы светской и церковной науки как залог преодоления преград и разделений внутри единой русской культуры», заключил В.В. Полонский.

Подводя итоги работы первой части пленарного заседания, митрополит Калужский и Боровский Климент выступил со словом, посвященным значению святителя Феофана и его творений для всех истинно верующих христиан, вставших на путь борьбы с грехом, на путь духовной жизни. Митрополит Климент отметил, что все духовно-нравственные произведения, все эпистолярное творчество святителя Феофана было обращено не только и не столько к монашеству и духовенству, сколько к образованной части общества. Святитель Феофан поставил своей задачей изложить учение святых отцов Церкви для мирян в доступной для них форме. Чтение и внимательное изучение произведений святителя Феофана Затворника и сейчас, в начале XXI века, является насущной потребностью современных православных христиан.

Затем митрополит Климент рассказал о деятельности Научно-редакционного совета по подготовке «Полного собрания творений святителя Феофана Затворника», а также о первоочередных задачах, стоящих перед рабочими группами, образованными в рамках этого совета.

Во второй части пленарного заседания участникам чтений был показан документальный фильм «Памяти епископа Феофана Затворника», снятый Свято-Успенским Вышенским монастырем при содействии Православного информационного агентства «Русская летопись». Затем выступил Детский хор Союза композиторов России «Преображение» под управлением заслуженного работника культуры РФ Михаила Славкина. Хор исполнил ряд церковных песнопений на музыку русских композиторов. В перерыве между песнопениями учащийся одной из средних школ города Мытищи Сергей Черкасов прочитал стихотворение преподобного Варсонофия, старца Оптинского, посвященное святителю Феофану Затворнику.

Второе пленарное и секционные заседания Феофановских чтений

1–2 октября Феофановские чтения продолжились в Рязани и в Свято-Успенском Вышенском монастыре, на месте подвижнической жизни и затвора святителя Феофана. На границе Рязанской области митрополита Калужского и Боровского Климента встречали архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, представители правительства Рязанской области, другие официальные лица. В ходе поездки митрополит Климент выступил перед профессорами, преподавателями и студентами Рязанского государственного университета им. Сергея Есенина, а также посетил Рязанский кремль, где молился перед главными святынями Рязанской земли.

Вечером 1 октября, по прибытии в Свято-Успенский Вышенский монастырь, владыка митрополит совершил молитву перед честными мощами святителя Феофана, Затворника Вышенского, почивающими в Казанском соборе обители. На следующий день в Казанском соборе митрополит Калужский и Боровский Климент возглавил служение Божественной литургии. Владыке митрополиту сослужили заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви игумен Евфимий (Моисеев) и многочисленные участники чтений в священном сане. После Литургии и молебна перед мощами святителя Феофана митрополит Климент произнес слово перед собравшейся паствой.

Экскурсию по монастырю для участников чтений провел заведующий кафедрой теологии РГУ игумен Лука (Степановым). После посещения кельи и музея святителя Феофана Затворника в трапезном зале обители открылось пленарное заседание Феофановских чтений. Митрополит Калужский и Боровский Климент выступил с обширным докладом, посвященным духовному наследию святителя Феофана Затворника. В своем выступлении владыка митрополит подробно остановился на аскетике святителя Феофана, рассказал об особенностях его учения о молитве как одном из важнейших средств Богообщения, указал на необходимость и важность изучения творений святителя Феофана для правильного понимания святоотеческого предания Церкви.

Затем в трапезном зале монастыря, а также непосредственно в келье святителя Феофана Затворника начались секционные заседания. Выступая на первой секции («Творения Феофана Затворника: источники, текстология, принципы издания»), работу которой возглавил игумен Евфимий (Моисеев), представители церковной и светской академической науки: доктор филологических наук, заведующая Отделом русской классической литературы Института мировой литературы (ИМЛИ) РАН, профессор М.И. Щербакова; доктор филологических наук, заместитель директора Российского гуманитарного научного фонда, профессор В.Н. Захаров; доктор филологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета Е.В. Николаева; инок Свято-Введенской Оптиной пустыни Симеон, доктор филологических наук В.В. Каширина; представитель текстологической группы Петрозаводского государственного университета Н.И. Соболев; доктор филологических наук, профессор Калужского государственного университета Н.И. Пак; ведущий сотрудник ИМЛИ РАН Э.Л. Афанасьев отметили непреходящее значение творчества святителя Феофана Затворника для Русской Церкви и русской культуры, рассказали о внутренней связи творчества некоторых русских писателей XIX-XX веков (прежде всего, Бориса Зайцева) с наследием святителя Феофана Затворника, подробно остановились на различных аспектах изучения творений святителя.

Во время работы второй, пастырско-педагогической секции («Организация катехизической и миссионерской деятельности на уровни благочиний и приходов») были представлены доклады профессора РГУ В.А. Беляевой, координатора сайта www.svfeofan.ru, посвященного святителю Феофану Затворнику, З. И. Сусловой (Санкт-Петербург), протоиерея Артемия Владимирова (Москва), протоиерея Сергия Рыбакова (Рязанская епархия), игумена Луки (Степанова), протоиерея Михаила Рыжова, благочинного Западного благочиния (Рязань), иерея Павла Конькова, заведующего кафедрой богословия Рязанской православной духовной семинарии, представителей РГУ, доцента кафедры педагогики Е. В. Орловой и старшего преподавателя кафедры теологии Е. Н. Никулиной. Особый интерес и неоднозначную реакцию слушателей вызвал доклад, посвященный догматическим взглядам святителя Феофана, прочитанный известным исследователем, магистром богословия, преподавателем Одесской духовной семинарии протоиереем Димитрием Предеиным. Тема доклада: «Полемика святителя Феофана Затворника со святителем Игнатием Брянчаниновым по вопросу о природе ангелов».

На третьей секции («Подготовка студентов духовных учебных учреждений заведений и теологических отделений к работе в светских образовательных учреждениях») состоялись, в частности, выступления ассистента кафедры теологии РГУ священника Димитрия Фетисова, преподавателя кафедры теологии Тульского государственного университета священника Дионисия Денисова, Д.Г. Степанова (магистратура Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета), аспиранта Воронежского государственного аграрного университета А.А. Зелениной.

Феофановские чтения завершились архипастырским словом архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, посвященным всесторонней оценке прошедших чтений, а также роли личности святителя Феофана Затворника в Русской Православной Церкви в наши дни. После завершения слова архиепископа Павла состоялось краткое выступление заместителя председателя Издательского Совета игумена Евфимия (Моисеева).

Затем участники чтений вознесли общую молитву ко святителю Феофану, Затворнику Вышенскому.

Редакция текста от: 07.10.2010 16:40:18