В Нью-Йорке началось восстановление храма, разрушенного во время трагедии 9/11

11.09.2015 Спустя 14 лет после трагедии 11 сентября 2001 года, в Нью-Йорке наконец начато строительство Национального мемориального центра, включающего греческий православный храм во имя святителя Николая, возводимый на месте прежнего, разрушенного в результате падения на него южной башни Всемирного торгового центра, и примыкающего к нему внеконфессионального центра скорби и траура.

Это событие стало результатом многолетних усилий греческой Архиепископии Константинопольского Патриархата, преодолевавшей сопротивление властей.

Надо сказать, что новый храм будет совсем не похож на тот, что был построен в 1916 году группой греческих иммигрантов и погребен 11 сентября 2001 года под руинами башен-близнецов.

Храм святителя Николая, находившийся у Всемирного Торгового Центра, обрушился примерно в 10 утра вместе с южной башней, став единственной церковью, уничтоженной терактом и третьим зданием, погибшим в тот день в Нью-Йорке.

Эту церковь называли «забытым храмом» – до теракта только прихожане знали, что у подножия грандиозных башен прячется четырехэтажное белое здание, увенчанное куполом и крестом.

Проект нового мемориального центра создан знаменитым испанским архитектором Сантьяго Калатравой, пишет газета «Нью-Йорк Таймс».

28 августа был залит первый бетон. В начале сентября началась установка опалубки цоколя церкви, которая будет иметь круглую форму. Строительство продлится два года.

Храм, строительство которого обойдется в 35 млн. долларов США, будет облицован белым мрамором из каменоломни на горе Пентели близ Афин. Из этого мрамора построен афинский Парфенон.

В 2001 году казалось, что перестроить маленький храм святого Николая, стоявший вблизи башен - «близнецов» и разрушенный в результате падения на него одной из них, будет легко. Но его воссоздание стало одним из наиболее сложных проектов по перестройке разрушенных зданий. К тому же, как отмечает издание, у этого храма особая миссия.

«Главная задача – создать что-то, что откроет окно в вечность», - сказал представитель Константинопольского Патриархата архиепископ Димитрий (Тракателлис), глава Американской Архиепископии.

На протяжении лет проект восстановления этой церкви развивался медленно из-за постоянных споров между греческой архиепископией Америки и Портовым управлением Нью-Йорка и Нью-Джерси. Дело в том, что власти хотели использовать часть земли на улице Cedar Street, где стоял первоначальный храм, для строительства подземной парковки, а Церковь хотела получить компенсацию за эту землю.

Разногласия имели место даже внутри Церкви: архиепископ Димитрий заявлял, что представляет будущий проект не как приходской храм, а лишь как храм-памятник, в то время как небольшой, но активный местный приход был с этим не согласен и просил разрешение на участие в контроле за проектом.

Власти и епархия пришли к согласию лишь в 2011 году, когда было решено построить храм на восточном конце «Либерти-Парка», создаваемого Портовым управлением над подземной парковкой.

Были получены предложения от 13 архитекторов. По словам архиепископа Димитрия, их проекты здания должны были выглядеть «подлинно церковными и одновременно современными и гармонировать с новым торговым центром». Отборочная комиссия единогласно выбрала господина С. Калатраву.

Хотя в 2013 году реконструкция православного храма оценивалась в 20 млн. долларов, но, как сказал владыка Димитрий, «мы знаем, даже при строительстве маленького сельского дома всегда приходится выходить за пределы сметы». А здесь идет речь о национальном американском памятнике Православного Христианства.

«У нас обязательно должен выйти шедевр архитектуры. Ему предназначено стать лучшим», - заявил архиепископ.

«Господин Калатрава много сделал, чтобы не допустить повышения нашей сметы», - заметил, в свою очередь, Джерри Димитриу, директор администрации архиепархии.

Как рассказал владыка Димитрий, комиссию больше всего привлекло то, что С. Калатрава находится под сильным влиянием храма Святой Софии – величественной византийской базилики VI века в Стамбуле (бывшем Константинополе), которая затем была превращена в мечеть, а с 1935 года используется как музей.

Главный фасад новой церкви святителя Николая будет осовременен: барабан купола, окружность которого составит 14.6 метров, с наступлением темноты будет излучать неяркий свет. Вокруг несущей бетонной конструкции барабана будут установлены два слоя стеклянных панелей, между которыми будет проложен весьма тонкий (2-3 миллиметра) слой мрамора. Полупрозрачный мрамор будет пропускать свет, излучаемый светодиодами, расположенными между бетоном и внутренним слоем стекла.

По словам Дж. Димитриу, поскольку слой стекла будет совершенно прозрачным, днем церковь будет выглядеть цельнокаменной.

«Чтобы лучше это осмыслить, представьте, что мы стоим в центре храма в форме купола и, взглянув наверх, сможем увидеть икону Христа, когда работа будет закончена», - сказал Димитриу.

Редакция текста от: 11.09.2015 19:53:54