МАКАРИЙ (НОТАРА)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Макарий Коринфский
Прп. Макарий Коринфский
Макарий (Нотара) (1731 - 1805), митрополит Коринфский, преподобный

Память 17 апреля (Греч. [1]), 16 мая (Греч. [2]) [3]

В миру Михаил Нотара, родился в Трикалах Коринфских в 1731 году в семье городского старосты Георганда и Анастасии. Учился в Кефалонии у знаменитого учителя Евстафия. Шесть или семь лет безвозмездно преподавал в Коринфской школе.

Его праведность и набожность стали широко известны. В 1764 году умер духовник Михаила епископ Коринфский Парфений, и коринфяне единодушно избрали Михаила на Коринфскую кафедру. После монашеского пострига с именем Макарий он был рукоположен во епископа в январе 1765 года.

В 1770 году принял активное участие в восстании греков против турок, после поражения был вынужден бежать. До 1773 года жил на о. Закинф, потом в монастыре на о. Гидра, затем переселился на Святую Гору Афон, где его духовником стал преподобный Афанасий Паросский и где Макарий примкнул к движению колливадов, возобновлявших древние аскетические традиции.

В 1774 году Константинопольский патриарх Феодосий II под давлением турецкой Порты потребовал от епископов, замешанных в Пелопоннесском восстании, написать прошение о добровольном отречении от своих кафедр. Макарий отказался писать такое прошение, объясняя это тем, что "священные каноны… повелевают подавшего либеллум об оставлении (своей кафедры) ни епископом не называть, ни иметь ему ничего от архиерейского сана". Действительно, согласно канонической традиции Церкви, архиерей, добровольно желающий оставить свою кафедру, подвергается наказанию запрещения в служении. Поэтому, в 1775 году патриарх Софроний II особым письмом был вынужден подтвердить каноничность архиерейского сана Макария. Ему было разрешено учить народ и служить за пределами Коринфской епархии, в которую он уже не мог вернуться.

Вероятно, во время своего второго пребывания на Афоне, в 1777 году он принял великую схиму и с этих пор уже не совершал богослужений. После посещения разных городов и островов Греции и малоазийского побережья он в 1778 году поселился вместе со святым Афанасием на острове Хиосе. Посещал находившийся близ его места жительства Идрский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

На Хиосе преподобный Макарий принял важное служение "наставника мучеников". В Османской империи христиане за свои убеждения не преследовались. Им позволялось держаться своей веры, не опасаясь за свою жизнь. Под угрозой смертной казни было запрещено лишь переходить из ислама в христианство. Макарий убеждал греков, принявших ислам, вернуться в православие, даже если это за им грозила смертная казнь. Иногда его увещевания длились много дней, сопровождаясь постом, слезами, проповедями.

Среди святых, получивших венец мученичества благодаря поддержке преподобного, были Феодор Византиец (+ 1795), Димитрий Триполицкий (+ 1794), Полидор Кипрский (+ 1794). Он навещал таких героев веры в тюрьме перед их казнью. Макарий сам составлял и жития погибших, чтобы они вдохновляли других православных. Для написания житий новомучеников святой пользовался сведениями, полученными от них самих, напутствуя их перед смертью, а также по рассказам знавших их людей, записям, сохранившимися в различных архивах и т. п.

Написанные им жития новомучеников вошли в сборник, которому он дал название "Новый Лимонарий" (Neon Leimonarion). Это название было заимствовано у Иоанна Мосха (545 (552) - 619) - автора книги, на русском языке известной как "Луг духовный". В оригинале, однако, она называлась "Лимон" (Leimon), а позже получила название "Духовный лимон" (Pneumatikos leimon) и "Лимонарий" (Leimonarion). Кроме житий новомучеников, в "Новый Лимонарий" вошли жития других святых, не публиковавшиеся ранее. Святой Макарий отыскивал рукописи с этими житиями в библиотеках Афона, Патмоса, Хиоса одновременно с аскетическими трактатами. Также в сборник вошли душеполезные рассказы из житий Святых, которые могли бы назидать верных. Преподобный работал над "Новым Лимонарием" до конца своей жизни. В последние годы он привлек к составлению сборника своего ученика Никифора (1750-1821), который в 1803 году поселился в келье святого Георгия - неподалеку от кельи святого Петра, где жил Макарий, и мог постоянно общаться со своим учителем, занимаясь под его руководством в числе прочего составлением и редактированием житий. Святой Макарий, чувствуя, что не успевает закончить начатый им труд, поручил его завершение преподобному Никифору. После смерти Макария в "Новый Лимонарий" внесли некоторые дополнения как Никифор, так и Афанасий Паросский. Святой Никифор осуществил окончательную редакцию текста, и в 1819 году книга вышла в свет. Она была напечатана в Венеции и носила следующее название: "Новый Лимонарий, содержащий древние и новые свидетельства, а также жития преподобных, собранные приснопамятным… Макарием Нотарасом, с дополнением из синаксариев Постной и Цветной Триоди, переведённых… Афанасием Париосом, с нимиже и хвалебные последования различным новомученикам, составленные… Никифором Хиосским. Настоящее первое издание осуществлено… в Венеции Паном Феодосием, 1819".

Прп. Макарий Коринфский. Греческая икона
Прп. Макарий Коринфский. Греческая икона
Преподобный Макарий уделял также большое внимание изданию богословских книг с целью просвещения народа. Так, например, он способствовал изданию на греческом языке "Православного учения, или Сокращенной христианской Богословии" митрополита Московского Платона (Левшина). Сам он, вопреки, мнению некоторых исследователей, участия в переводе этой книги не принимал, потому что не знал ни немецкого, ни французского, с которых она была переведена на греческий. Его помощь заключалась только в изыскании денег для осуществления издания.

В первых числах сентября 1804 года святого Макария разбил паралич: отнялась вся правая сторона тела. Во всё время болезни рядом с ним находились его ближайшие ученики: Нил Калогном и Никифор Хиосский. Готовясь к смерти, он каждый день причащался Святых Таин.

Скончался 17 апреля 1805 года на Хиосе.

До нашего времени сохранился скит преодобного за стенами города Идры (тело его было перенесено в этот скит), а в городе есть площадь его имени. Могила преподобного находится на острове Хиос, его святая глава почивает в Икарийской Благовещенской обители , а часть мощей - в Трикалах Коринфских и в Коринфе, подаренные митрополитом Коринфским Пантелеимоном и заключенные в серебряную раку.

Службу святому Макарию написал преподобный Никифор Хиосский. Она была издана в 1863 году иеромонахом Иосифом Хиосским вместе с житием, написанным святым Афанасием Париосом.

Использованные материалы



[1]  "Ὁ Ἅγιος Μακάριος Ἀρχιεπίσκοπος Κορίνθου", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2689/sxsaintinfo.aspx.

[2]  "Ὁ Ἅγιος Μακάριος ὁ Νοταρᾶς Ἀρχιεπίσκοπος Κορίνθου", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3217/sxsaintinfo.aspx.

[3]  Память 19 января, приведённая списке "Святые Элладской Церкви" Андрея Шестакова, не подтверждается ни одним из греческих месяцесловов.

Редакция текста от: 24.10.2016 18:51:27

"МАКАРИЙ (НОТАРА)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google