Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПЕТР АТРОЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Петр Знаменосец, Атройский (+ ок. 802-806 / в 837), игумен, преподобный

Память 13 сентября, 3 января (Греч. [1])

Святой Петр жил на рубеже VIII-IX столетий. Вся его жизнь состояла из проявлений Божественной благодати, начиная с чудесного рождения от родителей, долгое время бывших бездетными, и до самой смерти. С раннего возраста он жил в строгом воздержании и непрестанной молитве. Однажды перед ним сами собой раскрылись двери церкви, запертые пономарём из зависти к благоговейному юноше. В 18-летнем возрасте он затворился на семь дней и не вкушал пищи и пития, после чего ему явилась Богородица и возвестила о его призвании к монашеской жизни.

Матерь Божия привела Петра в местность у границ Фригии и Вифинии к отшельнику Павлу, который постриг святого в монашество и после трудных испытаний рукоположил в сан священника. Вместе со своим духовным отцом преподобный совершил паломничество в Святую Землю. Они перешли разлившуюся реку Галис по воде как посуху, а затем вернули поток в обычное русло силой молитвы, избавив местных жителей от наводнения, губительного для полей.

После этого подвижники завершили паломничество, ибо Павел получил от Святого Духа откровение, в котором ему было велено оставить безмолвную жизнь и основать общежительный монастырь на Атройской равнине, у подножия Олимпа Вифинского, рядом с храмом, посвящённом святому пророку Захарии. Он подчинился воле Божией и собрал общину, которой управлял в духе кротости и милосердия, уча братьев носить бремена друг друга (Гал. 6, 2).

Преподобный Петр в каждом испытании проявлял послушание. Когда старец приказал ему бросить в огонь свои священнические облачения, он сделал это не раздумывая. За послушание же по смерти Павла (+ 806) он против собственной воли принял управление монастырём. С этого времени святой взял за правило не вкушать ни хлеба, ни вина, ни масла и питался только овощами. Святой носил власяницу и вериги под ней. Все ночи он посвящал молитве и полностью прочитывал Псалтирь. Духовно вооружённый таким образом, он вёл ко Господу своих словесных овец, пока на престол не взошёл Лев V Армянин, возобновивший иконоборческие гонения (815).

Монахи, верные истинному Церковному Преданию, повсюду подвергались преследованиям и многообразным мучениям. Им приходилось бежать в горы и пустынные места, разделившись на маленькие группы и переходя с места на место, как только их убежище снова оказывалось под угрозой. Такой образ жизни делал бродячих отшельников неуловимыми и позволял исповедникам утвердиться в вере и приготовиться к мученическому концу посредством ещё более строгого воздержания, молитвы и безмолвия. Так и преподобный Петр отпустил своих монахов по двое или по трое, а сам вместе с одним учеником отправился в паломничество к известным малоазийским святыням. По пути он молитвой исцелял страждущих от душевных и телесных недугов.

После пребывания на Кипре игумен вернулся на Олимп и посетил своих монахов, призывая их к терпению и надежде на Господа. Однажды, молясь перед иконой Спасителя, Петр увидел, что Его лик посветлел и покрылся млечными каплями, являя таким образом Своё таинственное и действительное присутствие в святых иконах.

Святой Петр жил то в одной пещере, то в другой, соединяя безмолвную жизнь с апостольской проповедью. Он перешёл в Иппос в Асии, затем вернулся в родное селение Элею. Там он постриг в монахи родного брата, ставшего экономом его монастыря и самым верным товарищем. Их мать также приняла иноческий постриг на смертном одре, а вскоре стали монахами и остальные члены семьи. Где бы ни появлялся преподобный, повсюду ему сопутствовали многочисленные чудеса: исцеления, изгнания бесов, появления чудотворных источников, пророчества, видения и всевозможные зна́мения, всегда подтверждавшие правоту православных и отрекавшихся от иконоборческой ереси. С великой радостью и благосклонностью принимал он покаяние тех, кто был вынужден уклониться от правой веры. Он посещал ссыльных и повсюду утверждал истину своими чудесами. Воины экзарха Ламаря схватили преподобного Петра, избили и подвергли бичеванию. Сам святой покорно претерпевал побои, не противясь злу (Мф. 5, 39). Но когда мучители приступили к истязанию его брата, по молитве Петра с небес сошёл Ангел и покарал их.

Когда в царствование Михаила II (820) гонения несколько утихли, преподобный Петр вновь собрал насельников монастыря Святого Захарии, а сам удалился в уединённую келью на горе Калон Орос в Лидии. Здесь он основал женскую обитель и изменил уклад жизни своих учеников в основанных им монастырях Валантин (близ Калон Орос) и Святого Порфирия (у озера Аполлония). Так святой оказался главой небольшой группы монастырей, которыми управлял одновременно, причём скорее божественными дарами и чудесами, нежели человеческими силами. Чудеса были столь многочисленны, что некоторые епископы и игумены из зависти обвиняли преподобного Петра в том, что он будто бы совершает эти знамения силою князя бесовского (Мф. 12, 24). Тогда святой попросил помощи преподобного Феодора Студита, находившегося в то время в ссылке. Тот после разговора с преподобным Петром открыто встал на его защиту.

После воцарение императора Феофила (829) преследования возобновились. Преподобный Петр снова вынужден был распустить своё духовное стадо по пустынным местам, лесам и горам и вернуться к жизни скитальца, приходя на помощь то одним, то другим. Тем не менее, он сохранил мир в собственной душе и с неизменной мудростью направлял жизнь своих учеников. Проникая духовным взором в сердца и зная тайные помыслы других людей, он говорил об этом только тогда, когда это могло принести пользу духовным чадам и привести их к покаянию.

В 63 года, подвизаясь в уединённой келье близ монастыря Святого Порфирия, преподобный исцелил от болезни самого себя - после того, как столько раз исцелял других. Сделал он это не из желания продлить свои земные дни, ибо давно уже душа его обитала на Небесах, но для того, чтобы посетить преподобного Иоанникия Великого. Когда они встретились, единство духа и сияние обитавшей в обоих благодати были таковы, что они являли собой как бы единого человека в Господе. Преподобные провели несколько дней в совместном созерцании.

Затем преподобный Петр в последний раз завещал ученикам хранить православную веру, не отступать в духовной брани и с радостью переносить испытания и гонения, дабы оказаться достойными вечно созерцать красоту Божественного Лика. После этого святой удалился в небольшую церковь Святого Николая вблизи Валантийского монастыря, где в мире отошёл ко Господу 1 января 837 года.

Этот день святой давно уже отмечал как особый праздник, ибо знал от Господа, что он будет днём его отшествия на Небеса. Гробница преподобного Петра продолжала источать чудеса и исцеления, и все приходившие к ней с верой и любовью получали исполнение своих прошений.

Русские житийные справки указывают, что преподобный Петр "мирно преставился во время правления Патриарха Константинопольского Тарасия (784–806)" [2]. В сноске к краткому житию в изложении свт. Димитрия Ростовского сказано, что преподобный Петр "подвизался при патриархе Константинопольском Тарасие (784-806 г.) и при византийском императоре Никифоре (802-811 гг.)" [3] - утверждение, восходящее к "Великим Минеям-Четиям" митр. Макария: "...преподобнаго отца нашего Петра, иже в Атрои, иже бысть при царстве Никифорове, святительствующу Тарасию" [4]. В греческой житийной справке сказано, что он "жил в царствование Никифора I (802-811) и Ставракия (784-806)" [5]. В оглавлении "зелёной" Минеи-сентябрь [6] дата преставления святого: "† ок. 802-806".

Литература

  • Каждан А. П. История византийской литературы [Текст] : (650-850 гг.) / Каждан А. П. ; в сотрудничестве с Ли Ф. Шерри и Х. Ангелиди ; пер. с англ. под ред. Я. Н. Любарского, Е. И. Ванеевой, СПб.: Алетейя, 2002, с. 154 -156:

Использованные материалы

  • "Память преподобного Петра Атройского" // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6-и тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. I. - С. 190-193.
  • Γιούργαλη Χ., «Όλυμπος Βιθυνίας», 2003, Εγκυκλοπαίδεια Μείζονος Ελληνισμού, Μ. Ασία



[1]  Cтраница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1607/sxsaintinfo.aspx.

[2]  см., напр., "Преподобный Петр Атройский", страница календаря на официальном сайте Издательства Московской Патриархии, http://calendar.rop.ru/svyat1/sep13-petr.html

[3]  Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского, http://omsk-eparhiya.ru/orthodoxbasics/Jitiya/9/13Petr.htm

[4]  Книга I. - СПб., 1868, столб. 655

[5]  страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/638/sxsaintinfo.aspx

[6]  с. 922, http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep923.html

Редакция текста от: 15.10.2016 08:29:57

"ПЕТР АТРОЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google