Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПЕТР АВЕССАЛОМИТ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Петр Авессаломит (Анийский) (+ ок. 309-310), мученик

Память 12 января, 13 января, 3 января (Греч. [1]), 14 октября (Греч. [2])

Святой Петр, называемый в разных месяцесловах также Авессаломитом, Авселамом, Апселамом, жил на рубеже III-IV веков.

Сведения о нём разноречивы. Согласно Евсевию Памфилу [3], св. Петр происходил из селения Анеи возле Елевферополя в Палестине. Молодой и решительный, он презрел все земные удовольствия и блага, предпочтя им благочестие. Во время гонения на христиан был схвачен в Кесарии Палестинской. Напрасно убеждали его судья и народ почтить языческих богов, чтобы избавиться от мучений. "Тогда я истинно помилую себя, когда не отступлю от Евангелия и не принесу жертвы идолам", - отвечал святой, и был сожжен на костре. Это произошло 11 января.

По актам мученическим Анастасия библиотекаря Петр Авессаломит схвачен в городе Авлоне, при судье Севере и распят; по мартирологу Флора распят в Авкларе (Аuclara). По Рабану Мавру, Нотверу, Узуарду он был сожжен в Авлоне. По сему некоторые различают двух мучеников (Тильмон V, 417). Рюинарт страдание Петра Абселама или Балсама помещает в своих чистых актах, но не решается произнести приговор о том: одно ли это лице с Петром Абселамом у Евсевия. Этот вопрос основательно решается у Ассемани (Cal. univ. eccl. Т. VI, 61) на основании найденных сирских актов мученика (Асtа оссid martyr. Т. II. 208). Это одно и тоже лице, но в латинские акты вкрались ошибки:

  1. вместо Анеи у Евсевия и в сирских актах явился в латинских Авлон.
  2. Имени правителя Севера, которое в латинских актах, нет ни у Евсевия, ни в сирских актах. По контексту в то время Урвану наследовал правитель Фирмилиан.
  3. О распятии св. Петра нет и в латинских актах, но составители мартирологов не поняли сего места о его кончине (ргорtеr legem Deo сrucifixi, sеntentiam subire рraebeo, сказал правитель), по греческому прологу он сожжен на костре.
  4. День кончины его по Евсевию 11 января (III idus Iаnnuarii). По Римскому мартирологу 3 января вследствие ошибки (III non. Iаnnuarii). В сирских актах день его кончины 10 января. Так как 3 января по греческим прологам воспоминается Петр знаменоносец погребенный в Атрое, а по римским мартирологам Петр Абселам; то некоторые считают их за одно лицо; но несправедливо; а) римские мартирологи, как показано, по ошибке перенесли Петра Абселама на 3 января; б) Никодим обоих различает и им обоим в греч. синаксарях разные стихословия и притом Петр знаменоносец не мученик, а преподобный (см. Гр. Минеи и Никод. 3 и 12 янв.).
  5. Евсевий называет Петра Абселама аскетом ( ασκετὴv); неверно некоторые здесь под именем аскета понимают монаха аскета, здесь разумеется атлет, борец; месяцеслов Василия и пролог приписывают ему за Евсевием великую телесную силу.
  6. По минеям 14 октября он замучен в 6 год гонения Диоклитиана т. е. 309 от Р. X., по сирским актам в 7 год гонения Диоклитиана — 310, у Рюинарта 311, у Барония неосновательно 285 год.

В некоторых месяцесловах (в том числе в месяцеслове Русской Православной Церкви) память его помещена дважды: 12 января как мученика Петра Авессаломита и 13 января как Петра Анийского, так как ошибочно полагают, что это разные лица [4].

Использованные материалы

  • "Мученик Петр Авессаломит (Анийский)" / Страница календаря на портале Православие.Ru:
  • "Память святого мученика Петра Апселама" / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6-и тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. III. - С. 175-176
  • Архиеп. Сергий (Спасский) "Полный месяцеслов Востока", т. 2. 12 января



[1]  Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1608/sxsaintinfo.aspx. То, что празднуемый греками 3 января Петр - это именно Авессаломит, подробно обосновано в "Полном месяцеслове Востока" архим. Сергия Спасского (Т. II. - Часть II. Заметки. - 12. О Петре Авессаломите, http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo...3_1). В "Большом синаксаре" под 3 января есть две отдельные памяти обоих святых Петров - Авессаломита и Знаменосца.

[2]  Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/888/sxsaintinfo.aspx

[3]  Евсевий Кесарийский (Памфил). Книга о палестинских мучениках. Глава X. О подвижниках Петре, Маркионите, Асклепие и других мучениках // Сочинения Евсевия Памфила, переведенные с греческого, Том 2, 1849 г., типография К. Фишера при Санкт-Петербургской Духовной Академии - http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesarijskij/kniga-o-palest.../10

[4]  В Германовском календаре при этом датой кончины Петра Авессаломита назван 309 год, а Петра Анийского - I век (см. Saint Herman Calendar 2008, 8).

Редакция текста от: 25.11.2015 20:36:00

"ПЕТР АВЕССАЛОМИТ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google