РДЕЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Успенский собор Рдейского монастыря
Успенский собор Рдейского монастыря
Рдейский монастырь [1] Новгородской епархии (возрождается)

Расположен в заповедных пределах у восточного края обширного Рдейского болота, в семи километрах от "большой земли", на берегу одноименного озера. Пешеходное сообщение возможно только в суровые зимы, а в другое время обычно используются гусеничные вездеходы.

Основан как мужской во второй половине XVII века. В книге торопецкой приказной избы 1674 года сказано: "Рдейские пустыни строителя старца Спиридона с братьею с озерка Рдейскаго и с реки Рудьи и с губы и с закулов оброку 3 алтына 2 денги."

В историко-статистическом описании 1859 года приводится подпись, которая была на кресте на предалтарном иконостасе в церкви Успения (1700-1710 годов). "Лета 7200 (1692) марта в 10 поставлен животворящий крест в обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, рекомые Рдейские, на месте идеже водружен руками преосвященного Корнилия, митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук водрузися". Из подписи также следует, что строительство пустыни связано с именем Никиты Васильевича Торопченкова.

Два храма обители - церковь Преображения Господня и святых Зосимы и Савватия Соловецких - были деревянными и сгорели в 1700 году. Взамен их первой каменной постройкой обители стала церковь в честь Успения Божией Матери, законченная в 1710 году.

В 1723 году Рдейская пустынь состояла приписной к Старорусскому Спасскому монастырю.

При секуляризационной реформе в 1764 году обитель была упразднена. Все монастырские земли перешли в казну, церковное имущество - в иные монастыри Новгородской епархии. Например, в 1775 году отсюда было взято несколько образов и 4 колокола в Савво-Вишерский монастырь.

От всего комплекса осталась только церковь Успения, переведенная в 1780 году в разряд приходских. Позже, из-за значительной удаленности от какого бы то ни было жилья, приход был переведен в деревню Наволок.

Дальнейшая судьба монастыря была связана с богатым купцом Александром Николаевичем Мамонтовым. После тяжелой и продолжительной болезни Александр Николаевич отошел от дел мирских и занялся делами церковными. В 1880 году он становится попечителем приходской церкви в Наволоке, в 1883 году, не без его инициативы, приход вновь переводится в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни и, наконец, в 1887 году по указанию Синода монастырь открывается вновь, как женская "житейская обитель с училищем для малолетних детей". Этому открытию немало поспособствовало предоставление Мамонтовым капитала в 6.000 рублей.

Благодаря материальной поддержке Мамонтова в монастыре развернулось большое строительство. По описанию 1890 года, кроме каменной церкви Успения в монастыре была еще деревянная часовня, два жилых корпуса (двухэтажный деревянный и трехэтажный полукаменный), хозяйственные постройки, погреба, конюшни, сараи для дров и склады для провизии, хлебный амбар, прачечная и баня, каретный двор.

В 1890 году игуменья Евсевия получает разрешение строить каменную ограду вокруг монастыря. Каменной, она была, правда, только с восточной стороны, в то время как с других сторон - деревянной. Ограда, остатки которой и сегодня встречают путников, была возведена после 1893 года.

Далее Мамонтов ходатайствует о строительстве в Рдейской пустыни нового каменного храма на 750 человек. В августе 1896 года по приглашению игуменьи Евсевии в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков, который пришел к выводу, что церковь Успения находится в аварийном состоянии.

Строительство новой церкви Успения началось в 1898 году и было закончено в 1902-ом. Мамонтов пожертвовал на строительство 150.000 рублей, однако расходы перекрыли смету более чем в два раза. Стоимость строительства составила 350.000 руб. Автором проекта являлся академик Каминский, исполнителем работ - архитектор Борютин. Иконостас выполнил московский мастер Захаров.

Александр Николаевич Мамонтов не дожил до завершения строительства, но его сын довел дело до конца. Освящение храма состоялось 19 сентября 1902 года. Интересно отметить, что храм был оборудован более чем современной системой парового отопления. В подвале был котел (его остатки видны и сегодня), который нагревал воду, пар от которой, поступая по трубам наверх, обогревал все здание.

Монахинь разогнали после революции, храм закрыли в 1932 году. Однако, отдельные монахини жили здесь в полуразрушенных кельях еще в начале 1940-х годов.

Во время Великой Отечественной войны здесь базировались партизаны. Постройки монастыря сильно пострадали, когда по ним нанесли удар немецкие войска. После этого сохранились только полуразрушенный Успенский собор и фрагмент восточной части каменной монастырской ограды.

Впоследствии местный председатель колхоза вывез из монастыря иконостас из белого мрамора, остатки итальянской плитки пошли на покрытие пола районной бани, а металл с куполов сорвали колхозники для своих нужд. Церковная штукатурка была покрыта автографами деревенских ребят. Со временем старую монастырскую дорогу поглотило болото и доступ к монастырю значительно усложнился. В начале 2000-х годов монастырь на некоторое время сделался притягательным для туристов-экстремалов, а пара- и дельтапланеристы стали проводить сюда ежегодные перелёты, которые привлекли к обители внимание.

В 2007 году по благословлению священноначалия здесь поселился отшельник Юрий Кернаев, который положил начало возрождению обители. Заинтересованные в сохранении монастыря районные власти предложили отшельнику помощь. В 2008 году инициативная группа холмичан создала Фонд возрождения монастыря. В середине 2009 года в обители побывал архиепископ Новгородский Лев (Церпицкий), а летом того года близ собора обители пошло строительство нового деревянного храма в честь Сретения Господня. Храм начал действовать с 2010 года.

Статистика

  • март 2010 - трое отшельников

Настоятели, настоятельницы

Использованные материалы

  • Страница Народного каталога православной архитектуры:
  • "Карта монастырей западной части Новгородской губернии," по данным книги В. В. Зверинского Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи:



[1]  В разное время также бытовали формы названия Рденский и Ордейский.

Редакция текста от: 15.03.2012 18:09:03

"РДЕЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google