ДАМАСКИН СТУДИТ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Дамаскин Студит (греч. Δαμασκηνὸς ὁ Στουδίτης; 1520-е - 1577), митрополит Навпактский и Артский, святитель.

Память 27 ноября (Греч.)

В миру Дионисий, происходил из Фессалоники или из Фессалии. Традиционной является точка зрения, что он принял постриг в Студийском монастыре в Константинополе и там был поставлен во иподиакона. По мнению Е. К. Лицаса, прозвище Студит характеризует его как выдающегося проповедника, а не свидетельствует о его связи со Студийским монастырем. Дамаскин учился у Феофана Нотары, схоларха Патриаршей академии (1543-1551). В этот же период принимает монашество и сан диакона.

По рукоположении во пресвитера Дамаскин был отправлен патриаршим экзархом в Польшу для поддержки православного населения Малой Руси. После возвращения, в 1560 году был возведен на Литско-Рентинскую епископию, относившуюся к Фессалоникийской митрополии (в синодальном акте 1564 г. он уже подписался как «смиренный епископ Рентины»).

В 1574 г. назначен на кафедру митрополита Навпактского и Артского и стал патриаршим эпитропом на время пребывания патриарха Иеремии II на Пелопоннесе. Согласно свидетельству его современника Гавриила Каланы, в 1577 г. Дамаскин поселился в Арте (куда с XIV в. была перенесена Навпактская митрополия). Симеон Кавасила Акарнанский посвятил ему одну из эпиграмм.

Скончался в 1577 году.

Письма свт. Дионисия к различным адресатам (изданы А. И. Пападопуло-Керамевсом) свидетельствуют о его обширных познаниях. Он был одним из самых ученых клириков своего времени. Среди его учеников были будущие патриархи Константинопольские Митрофан III (1565-1572) и Иеремия II Транос (1572-1579).

26 ноября 2013 года состоялась канонизация свт. Дамаскина Константинопольским Патриархатом [1]

Сочинения

Важнейшие сочинения свт. Дамаскина:

  • «Сокровище» (полное название: Θησαυρὸς Δαμασκηνοῦ ὑποδιακόνου καὶ Στουδίτου τοῦ Θεσσαλονικέως, μετὰ τῆς προσθήκης ἐν τῷ τέλει καὶ τέρων πτὰ λόγων ψυχωφελεστάτων καὶ τῆς ἐξηγήσεως τοῦ Πάτερ ἡμῶν), сборник душеполезных и учительных наставлений, написанный на народном греч. языке (книга напечатана в Венеции в 1561 г. и неоднократно переиздавалась, была популярна во всех слоях христианского населения. Перевод на тур. язык в греч. транслитерации для туркоязычных греков был выполнен в 1731 г. в Кайсери, известны и рукописные слав. переводы);
  • «Стихи героико-элегические на Успение Пресвятой Богородицы Марии» (Στίχοι ἡρωοελεγεῖοι εἰς τὴν Κοίμησιν...);
  • «Физиолог» (под названием Μερικὴ διάγνωσις ἐκ τῶν παλαιῶν φιλοσόφων περὶ φύσεως καὶ ἰδιωμάτων τινῶν ζώων, συναθροισθεῖσα περὰ τοῦ ἐν ἀρχιερεῦσι λογιωτάτου κυρίου Δαμασκηνοῦ τοῦ Στουδίτου) издан в приложении к «Ирмологию» (Венеция, 1742), отдельное венецианское издание этого трактата озаглавлено «Собрание из книг древних философов всего, что они сказали о пернатых птицах и сухопутных и морских животных, или Переложение Физиолога» (Συνάθροισις ἀπὸ τῶν βιβλίων τῶν παλαιῶν φιλοσόφων, ὅσα εἶπον περὶ τῶν πετεινῶν ὀρνέων καὶ χερσαίων ζώων καὶ περὶ τῶν θαλασσίων, ἤτοι μετάφρασις τοῦ Φυσιολόγου);
  • «Прозаическое слово на Декалог Моисея» (Λόγος πεζῇ τῇ φράσει εἰς τὸν Δεκάλογον τοῦ Μωϋσέως) издано в Венеции вместе с «Маргаритами» Иоанна Златоуста в 1630 г.;
  • «Увещевание к желающим спастись монахам» (Παραίνεσις πρὸς τοὺς θέλοντας σωθῆναι μοναχούς̇ τοῦ ἐν ἐπισκόποις λογιωτάτου κυροῦ Δαμασκηνοῦ Λιτῆς καὶ Ῥεντίνης καὶ προέδρου Πολιανῆς. Βενετία, 1565);
  • «Предсказывающие знамения звезд и луны о дожде и ветре, из различных поэтов и учителей» (Προγνωστικὰ σημεῖα περὶ βροχῆς, ἀνέμου ἐκ τῶν ἀστέρων καὶ ἐκ τῆς σελήνης ἐκ διαφόρων ποιητῶν καὶ διδασκάλων, ποίημα κυροῦ Δαμασκηνοῦ Ναυπάκτου καὶ Ἄρτης, περιέχον καὶ ἄλλα τινά);
  • «Шуточный диалог Дамаскина Рендинского против архиереев» (Κωμῳδοδιάλογος Δαμασκηνοῦ Ῥεντίνης κατὰ ἀρχιερέων); участниками диалога являются Дамаскин и Гавриил, игум. мон-ря св. Анастасии Узорешительницы;
  • гомеровские центоны (Ὀμηρόκεντρα).

Сделанный святителем хронологический перечень Константинопольских патриархов до Иеремии II (Περὶ τῶν ὅσων ἐπατριάρχευσαν εἰς τὴν Κωνσταντινούπολιν) был использован Мануилом Малаксосом в изд. «Turcograeciae» (Basel, 1584). Митр. Дамаскин также составил «Хронограф» от основания Рима до взятия Константинополя включал помимо списка патриархов основную часть компиляции Иерофея Монемвасийского (известную под именем Дорофея Монемвасийского).

Литература

  • Певницкий В. Ф. Рукописный сб. проповедей иподиакона Дамаскина Студита // ТКДА. 1873. № 10. С. 3-44;
  • Трифонов И. Ритор Теофан и иподиакон Дамаскин Студит // Списания на Бълг. акад. на науките. 1950. Т. 71. С. 10-12;
  • Petit L. Damascène le Studite // DTC. T. 4. P. 27-28;
  • Podskalsky. Griechische Theologie. S. 101-102;
  • Moennig U. Die «Συνάθροισις ἀπὸ τὰ βιβλία τῶν παλαιῶν φιλοσόφων» oder «Φιλολογία Νέα» des Damaskinos Studitis // Ἀρχές της Νεοελληνικής Λογοτεχνίας. Βενετία, 1993. Σ. 560-592;
  • Eideneier H. Der «Θησαυρός» des Damaskenos Studites von 1557/58 // Θησαυρίσματα. 1995. Vol. 25. P. 160-164;
  • Лицас Е. К. Дамаскин Студит: нек-рые нерешенные вопросы его биографии и творчества // ΜΟΣΧΟΒΙΑ: К 60-летию Б. Л. Фонкича. М., 2001. С. 247-258.

Использованные материалы



[1]  "Состоялась канонизация епископов Рентинских Акакия и Дамаскина Студита" - http://www.sedmitza.ru/text/4276267.html

Редакция текста от: 30.11.2013 15:31:33

"ДАМАСКИН СТУДИТ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google