ФЕОДОРА, ВОССТАНОВИТЕЛЬНИЦА ИКОНОПОЧИТАНИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Блгв. царица Феодора, восстановительница иконопочитания.  Греческая икона XIX в.
Блгв. царица Феодора, восстановительница иконопочитания. Греческая икона XIX в.
Феодора (815 - 867), Восточная Римская императрица, праведная [1]

Память 11 февраля

Родилась в 815 году в селении Евесса в Пафлагонии в благочестивой семье друнгария Марина и добродетельной Феоктисты, известными своей преданностью Православной вере. Семья принадлежала к армянской знати [2]. У Феодоры было трое сестер - София, Мария и Ирина - и двое братьев - Варда и Петрона.

В 830 году прибыла на царские смотрины. Передается легенда, о том что Феодора одержала верх над остроумной Касией благодаря своему смирению и благочестию. Так она вышла замуж за импертора-иконоборца Феофила. При этом царица продолжала чтить святые иконы, хотя ей приходилось прятать их в своем доме. Ее мать, Феоктиста, покинула дворец и удалилась в основанный ею же женский монастырь. Еще при жизни мужа святая царица стала играть значительную политическую роль в империи и защищать почитателей икон перед лицом супруга.

Торжество Православия.  Блгв. царица Феодора с сыном Михаилом - спереди слева.
Торжество Православия. Блгв. царица Феодора с сыном Михаилом - спереди слева.

Во главе государства

В 842 году Феофил умер, перед смертью назначив Феодору главой регентского совета при их малолетнем малолетнем сыне Михаиле III. Царица Феодора приняла на себя правление империей при поддержке своего брата полководца патрикия Варды; дяди магистра Мануила; каниклия и логофета дрома евнуха Феоктиста.

Первыми её действиями стали меры по восстановлению православного иконопочитания: освобождение из заточения и ссылки поборников икон, изгнание патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика и выборы в патриархи святителя Мефодия. При содействии императрицы Поместный Собор, состоявшийся 11 марта 843 года в Константинополе, восстановил почитание святых икон и богословских учений VII Вселенского Собора. В первое воскресенье Великого Поста того же года в Храме Святой Софии был проведен великий праздник восстановления иконопочитания, который с тех пор стал отмечаться как Торжество Православия.

Кроме дел веры Феодора деятельно занялась и управленческими и военными вопросами, связанными с вторжением арабов на Сицилию и в Анатолию; восстаниями славян на Пелопоннесе и павликиан в Анатолии; военными компаниями против арабов Крита, Сирии и Египта. Царица заботилась о распространении Православия среди болгар, и благодаря её дипломатии удалось предотвратить намечавшуюся с Болгарией войну. По общей оценке в период её регентства дела управления империей велись хорошо, положение государства упрочилось.

Блгв. императрица Феодора.  Торжество Православия, византийская икона 1-й пол. XV в., фрагмент
Блгв. императрица Феодора. Торжество Православия, византийская икона 1-й пол. XV в., фрагмент

Удаление от власти, кончина и почитание

Вследствии её занятости, воспитанием юного императора в основном занимался ее брат Варда, развивавший в юном императоре непозволительную распущенность. Варда со временем настолько укрепился что уже осмеливался презрительно обращаться и даже угрожать самой царице Феодоре. Когда Варда совершил убийство своего соправителя Феоктиста, Феодора прокляла Варду [3] и, представив сенату отчет о состоянии государственной казны, удалилась от дел в 856 году.

Впоследствии, её собственные сын Михаил и брат Варда приказали заключить благоверную императрицу вместе с дочерьми Анной, Феклой, Анастасией, Марией и Пульхерией в Монастырь Гастриев (Μονή των Γαστρίων) в Константинопольском районе Гипсомафиев (των Υψομαθείων, ныне Саматья) [4], где они были пострижены в монахини. Там святая Феодора посвятила себя молитве и духовному совершенствованию, известно Евангелие писанное ее рукой. Святая мирно скончалась в 867 году.

Житие царицы и позднейшие летописцы представляют благоверную Феодору образцом супруги и христианской царицы. Однако, она была не чужда властолюбия и даже корыстолюбия.

Мощи ее в 1460 году были отданы турками жителям города Керкиры (ныне Корфу). Честные останки были положены в храме Пресвятой Богородицы Спелеотиссы.

Литература

  • Baronius, Annales Ecclesiast i ci, rec. Theiner, т. XIV, 1868.
  • Bollandus, Acta Sanctorum под 11 февраля.
  • Свт. Филарет Черниговский, Св. подвижницы восточной церкви, СПб., 1871.
  • Успенский В. И., Очерки по истории византийской образованности, СПб., 1891, из Журн. Мин. Нар. Просвещения.
  • Regel W., Analecta Byzantino-Russiсa, СПб., 1891 (изд. греч. жития).

Использованные материалы



[1]  В оглавлении "зелёной" Минеи-Февраль: святая благоверная царица: http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb809.html

[2]  "Феодора I," Византийский словарь: в 2 т. [сост. общ. ред. К. А. Филатова], СПб.: Амфора, ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, 419-420, http://www.hrono.info/biograf/bio_f/feodora1.php

[3]  Так по "Феодора I," Византийский словарь: в 2 т. [сост. общ. ред. К. А. Филатова], СПб.: Амфора, ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, 419-420, http://www.hrono.info/biograf/bio_f/feodora1.php. В статье энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона указано что царица прокляла своего сына и предрекла ему и Варде скорую погибель.

[4]  Так согласно греческому сайту Ορθόδοξος Συναξαριστής. В календаре портала Православие.ру указано что императрица удалилась в "обитель святой Евфросинии." Статья "Феодора I," Византийский словарь: в 2 т. [сост. общ. ред. К. А. Филатова], СПб.: Амфора, ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, 419-420, http://www.hrono.info/biograf/bio_f/feodora1.php и энцклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывают местом заключения императрицы монастырь-дворец Кариан (Карианов).

Редакция текста от: 01.01.2015 13:43:08

"ФЕОДОРА, ВОССТАНОВИТЕЛЬНИЦА ИКОНОПОЧИТАНИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google