ФЕОФИЛ АНТИОХИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Феофил (II в.), епископ Антиохийский, писатель-апологет, святитель.

Память 6 декабря.

О жизни этого отца Церкви мы имеем самые скудные и отрывочные све­дения. Ряд автобиографичес­ких заметок встречается в сочинении «К Автолику» самого св. Феофила, — единственном его сочинении, уцелевшем до настоящего времени.

Судя по всему, он был уроженцем Сирии, так как, говоря о реках Тигре и Евфрате, замечает, что они знакомы ему, ибо «находятся в непосредственной близи к нашим странам». Он был язычником по происхождению, человек образованный, хорошо знакомый с греческой литературой и наукой. В "Послании к Автолику" он приводит многочисленные цитаты из языческих философов, поэтов и историков. Подобно многим своим современникам, он дошел до Христианства путем самостоятельного убеждения в его превосходстве над всеми другими религиями. Это убеждение он вынес из чтения священных книг Ветхого Завета, преимущественно книг пророческих.

Обратившись в Христианство, Феофил сделался его ревностным исповедником и защитником, настолько же, насколько прежде, в язычестве, был его противником.

В 168 г. он занял Антиохийскую кафедру.

Как долго св. Феофил был епископом - с точностью неизвестно; разные источники расходятся в показании времени; в одном только они согласны, что святитель умер в 180-х годах, в царствование Коммода.

Церковь причислила его к лику святых.

Cв. Феофил был первым христианским писателем, упо­требившим понятие «Троица»: «Три дня [творения],- говорит аполо­гет, - которые были прежде [создания] светил, суть образы Троицы (τύποι είσι της τριάδος): Бога, Его Слова и Его Пре­мудрости» [1].

Труды

Епископ Феофил написал немало сочинений, частью полемических, написанных против еретиков его времени, частью апологетических, направленных против язычников. По свидетельству Евсевия и Иеронима [2], Феофил написал книгу против Маркиона, сочинение против ереси Гермогена, толкование на Евангелие и на Притчи Соломона, много "огласительных сочинений", много, по выражению Иеронима, "кратких, но прекрасных трактатов, относящихся к назиданию церкви". По словам самого Феофила [3], он написал кроме того книгу о демоне и о ничтожестве языческих идолов, и сочинение о родословии патриархов.

Все эти произведения не сохранились; до нас дошло только одно его сочинение - «К Автолику», содержащее три книги. Оно дошло до нас в одной рукописи XI в. и написано, скорее всего, несколько лет спустя после 180 г., ибо в нем упоминается о смерти императора Марка Аврелия. В рукописи изначальное название произведения значится как «Феофила к Автолику», но позднее, уже другой рукой, добавлено новое название: «Три Слова к эллину Автолику о вере христиан». Первая книга (14 глав) представляет собой запись беседы автора с его дру­гом - язычником Автоликом и посвящена преимущественно изобличению нелепостей языческих культов. Примечательна в ней одна тонкость: наименование χριστιανός здесь производится от глагола χριειν («умащивать, натирать»), а поэтому слово «христиане» св. Феофил толкует как «помазанные елеем Божи­им». Вторая книга (38 глав) первоначально продолжает тему критики язычества, но затем автор переходит уже к положи­тельному раскрытию основ христианского вероучения, излагая учение о Боге, творении мира и человека, грехопадении и след­ствиях этого грехопадения. Третья книга (30 глав) в основном доказывает превосходство христианства над прочими религиями с этической точки зрения. Каждая из книг св. Феофила явля­ется достаточно законченным целым (некоторые исследователи считают эти книги самостоятельными произведениями, позднее сведенными в единое творение), хотя внутренняя связь трех частей, безусловно, существует.

Оценки

С. Л. Епифанович:

«Особенной оригинальности в учении, кроме некоторых деталей, Феофил не проявляет. Помимо влияния предшествую­щей апологетики, он, по-видимому, стоял под влиянием Филона, у которого позаимствовал и аллегоризм и которого, вероятно, читал, как и Иосифа Флавия. Во взглядах на философию и эллинскую культуру Феофил отчасти приближается к Татиану: у философов он видит главным образом одни несообразности (даже у Платона) и противоречия и считает их неспособными привести людей к истине; отрицательно он относится и к поэзии, приписывая ее вдохновению демонов, однако он допус­кает и следы истины у поэтов и философов и объясняет это либо зависимостью их от пророков, либо временным их осво­бождением из-под власти демонов, дающим возможность рас­крыться естественному стремлению человека к познанию Бога... Критерием к различению истины объявляется учение пророков. Их Феофил, как и другие апологеты, и считает главным ис­точником вероучения и на них преимущественно ссылается».

А. И. Сидоров:

"Действительно, сочинение св. Феофила не блещет показной яркостью непродуманных и поспешных выводов, и он не стре­мится дерзновенно вторгаться в заповедные глубины богомыслия - скорее предпочитает держаться «средних пластов» хри­стианского миросозерцания и трудолюбиво разрабатывать их. Вся история Церкви показывает, что подобные смиренные тру­женики на ниве Христовой чрезвычайно необходимы и для раз­вития богословской мысли. Удивительный универсум христиан­ской духовности созидается не только выдающимися подвижни­ками и незаурядными мыслителями, но и такими скромными строителями Царства Божия".

Использованные материалы

  • Феофил, епископ антиохийский. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.
  • Сидоров А.И. Курс Патрологии. Глава VI. св. Феофил Антиохийский



[1]  К Автолику, II, 15

[2]  "Церк. Истор.", кн. IV, гл. 24; "Catal.", 48

[3]  "Ad. Aut", гл. 28, 30

Редакция текста от: 03.06.2012 18:21:32

"ФЕОФИЛ АНТИОХИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google