МОСКОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ В ОСТАНКИНЕ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Московский Троицкий храм в Останкине, январь 2012. Фото с сайта sobory.ru
Московский Троицкий храм в Останкине, январь 2012. Фото с сайта sobory.ru
Московский храм в честь Живоначальной Троицы в Останкине, патриаршее подворье в черте Московской епархии

В 1617 году в Останкине была церковь во имя Живоначальной Троицы, пашни, пруд, мельница, слободка Бояркина, двор боярский, речка Копытенка [1]. Церковный штат был небольшим: священник, дьячок для прислуживания в алтаре, и пономарь, он так же был звонарем и мог заменять дьячка, просвирница.

В 1625-1627 годах была построена новая деревянная церковь.

В 1678 году владелец села князь Михаил Яковлевич Черкасский подал челобитную о строительстве нового каменного храма. Патриарх Московский и всея России Иоаким (Савелов) благословил строительство.

Новый храм был построен в непосредственной близости от усадьбы и имел три престола.

3 февраля 1683 года был освящен северный придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

1 августа 1691 года был освящен южный придел во имя св. Александра Свирского.

3 июня 1692 года был освящен центральный алтарь во имя Живоначальной Троицы, этим же годом датируется иконостас.

Колокольня Останкинской церкви изначально была шатровой, а в годы между 1739 и 1754 гг. перестраивалась в стиль барокко.

В 1767 году изменяется внешний облик церкви, обновляется иконостас, а также появляются новые святыни и иконы.

В 1851 году проводятся реставрационные и другие ремонтные работы, была расписана паперть, на следующий год - главный алтарь.

Московский Троицкий храм в Останкине, март 2011. Фото с сайта sobory.ru
Московский Троицкий храм в Останкине, март 2011. Фото с сайта sobory.ru
Известно, что в 1856 году перед прибытием императора Александра II «для жительства в доме местного владельца и говения в храме села Останкина» иконостас в храме был возобновлен, иконы в нем поправлены.

Высота иконостаса в храме составляет 13.5 м, он состоит из девяти ярусов, рамки на иконах оформлены сквозной высокой золоченой резьбой; колонки, перехваченные на треть от основания барочным кольцом, витые или обвитые резными виноградными лозами. Иконные проемы разновелики по высоте и длине, имеют разную конфигурацию, и ни один из ярусов не повторяет другого. Внешне иконостас в целом походит на орган - невиданный в православных храмах новый инструмент.

В 1875 году новым владельцем имения графом Александром Дмитриевичем Шереметевым ассигнуются работы по ремонту и наружной реставрации храма. Заново открытые формы архитектуры и убранства церкви так понравились, что было решено выполнить ее подробные чертежи и планы, как памятника архитектуры и зодчества.

В 1919 году приход по бедности и малолюдству вынужден был спуститься из верхних храмов в подклет, где был освящен престол во имя св. Николая.

В 1920-е годы храм претерпевает крайнюю нужду и бедность. 23 апреля 1922 года из храма изъяли ценности, при этом вес окладов с икон и Евангелий составил 4 пуда 1 фунт 12 золотников серебра.

Предположительно в 1930 году приход был упразднен, а храм перешел во владение Антирелигиозного музея искусств совместно с финансовым отделом Дзержинского района Москвы. Наркомпит складировал в подклет храма картофель.

С января 1935 года музей получает храм в свое ведение, лучшие памятники храма были расхищены. Церковь демонстрировалась музеем как памятник архитектуры XVII века. С начала Великой Отечественной войны музей был закрыт, в храм перенесли все наиболее ценное имущество из дворца; с тех пор помещение храма служило хранилищем.

В 1970-е годы началась реставрация иконостасов, стенописи, ремонт кровли, фасадов.

В 1980-е годы в церкви устраивали концерты духовной и светской музыки XVIII века в исполнении камерного ансамбля.

С марта 1991 по декабрь 1999 года в храме находилось подворье Оптиной пустыни, затем храм стал подворьем патриарха.

Московский Троицкий храм в Останкине, август 2011. Фото Анатолия Гордиенко с сайта sobory.ru
Московский Троицкий храм в Останкине, август 2011. Фото Анатолия Гордиенко с сайта sobory.ru
23 марта 1991 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил престол во имя Живоначальной Троицы.

31 декабря 1994 года архиепископ Владимирский Евлогий (Смирнов) освятил южный придел во имя преподобного Александра Свирского.

14 августа 1996 года архиепископ Истринский Арсений (Епифанов) освятил северный придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

В апреле 2012 года завершилась реставрация иконостаса.

Церковь Живоначальной Троицы в Останкине входит в комплекс памятников музея-усадьбы "Останкино" и является памятником архитектуры XVII века федерального значения.

Архитектура

План останкинского храма довольно сложен: крытая галерея окружает с трех сторон основной объем, с юга и севера к нему примыкают приделы, а три входа оформлены в виде нарядных крылец. Колокольня с западной стороны существенно ниже самой церкви.

Существенное особенность Троицкого храма в Останкино – расположение колокольни над западным крыльцом. Такое решение было известно в московском зодчестве. Оформление колокольни соединило в себе черты московской и ярославской архитектуры. Особую легкость и четкость ее облику придают ряды нишек-ширинок сложного профиля. Нишки большего размера, расположенные в два ряда, украшают столбики крыльца. Маленькие ширинки поясом в четыре ряда покрывают поверхность четверика и переходят на галерею храма. Тот же пояс, но в два ряда украшает восьмерик. Избежать сухости и графичности ему помогают цветные изразцы.

Декоративное убранство храма отличается изысканной, даже утонченной пышностью. Можно сказать, что на нем нет ни одного участка поверхности, не украшенного сложным декором. Одна из его составляющих – это широкие нарядные карнизы. Они подчеркивают переход от куба основного объема к сводам, а в архитектуре колокольни отделяют нижний ярус – крыльцо – от верхних ярусов и продолжаются на галерее паперти, объединяя колокольню и храм в единое композиционное целое. Вертикальное движение массы храма подчеркивают декоративные «пучки» колонок на углах четверика.

Значительную роль в декоративном убранстве останкинского храма играет очень сложное оформление наличников на окнах. Все он имеют многопрофильный, почти «лепной» рисунок, а некоторые и необычную форму звезды или короны.

Настоятели

Использованные материалы



[1]  после 1920 г. речка была заключена в трубу, и теперь над ней завод «Калибр» и Звездный бульвар

Редакция текста от: 07.12.2014 11:09:59

"МОСКОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ В ОСТАНКИНЕ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google