ДОСИФЕЯ КИТАЕВСКАЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Досифея Китаевская. Гравюра, XIX в.
Прп. Досифея Китаевская. Гравюра, XIX в.
Досифея (Тяпкина), Китаевская, Киевская (1721 - 1777), монахиня, подвизавшаяся в мужском образе, затворница, преподобная

Память 25 сентября, в Соборах Киевских и Рязанских святых

Биографические сведения о прп. Досифее крайне скудны и противоречивы. Согласно одной версии Жития, по происхождению прп. Досифея была девицей, но подвизалась в мужском образе, вынужденно скрывая свое настоящее имя. Однако в церковной традиции существовала и другая версия Жития, согласно которой это был мужчина, беглый крестьянин. В 1993 году Священный Синод Украинской Православной Церкви канонизировал для местного почитания "прп. Досифея, Киевского, рясофорного монаха" [1]. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания имя "преподобной Досифеи (Тяпкиной), Киевской затворницы" [2].

В миру Дария Тяпкина, родилась в 1721 году в богатой и знатной семье рязанских дворян Тяпкиных. С 2 до 9 лет она жила в келье своей бабушки, насельницы московского Вознесенского монастыря мон. Порфирии. За это время она настолько привыкла к монашескому образу жизни, что не смогла приспособиться к мирскому по возвращении домой. В 15-летнем возрасте Дарья "скрылась" во время прогулки с сестрами в роще.

Она остригла волосы, приобрела на базаре мужское крестьянское платье и, переодевшись, направилась в Троице-Сергиеву лавру, где представилась беглым крестьянином Досифеем и была принята на послушание.

Три года длилось пребывание подвижника в монастыре, однако родители Дарьи, обыскавшиеся её к тому времени, заехав как-то в святую Лавру, издалека приметили Досифея и организовали с ним встречу. Опознав ждущих встречи родных, Досифей не стал дожидаться разоблачения и тотчас направился в Киев.

В Киеве, как беглый, Досифей не смог поступить ни в один монастырь. Тогда он выкопал для себя небольшую пещеру за пределами Киева - на Китай-горе, близ лаврской Китаевской пустыни, и долгое время подвизался «в великом воздержании». Питался Досифей хлебом, водой и подножным кормом и никогда не держал в пещерной келии огня. В то же время слава об удивительном подвижнике стала распространяться в округе.

В документах сведения о подвижничестве Досифея впервые встречаются в запросе 1744 г. киевского генерал-губернатора М. И. Леонтьева «о жительствующих при Китаевской пустыни в ямах Досифею и Гавриилу, в кого они исповедуются и причащаются» [3]. Хронологически запрос совпадает с посещением Киева имп. Елизаветой Петровной. Государыня жила в доме архимандрита Киево-Печерской обители, где, вероятно, могла слышать о пещерниках. Согласно рукописи, опубликованной Лашкевичем, во время визита имп. Елизаветы состоялась ее беседа с Досифеем. После этой встречи государыня распорядилась постричь пещерника в рясофор. На следующий же день состоялся постриг, но Досифей продолжал жить в пещере.

Вероятно, после указа о запрете отшельничества (середина 1760-х) Досифей оставил китаевскую пещеру и получил келью возле Дальних пещер Киево-Печерской лавры.

В 1766 году монах Досифей был вновь переведен в Китаевскую пустынь. К этому времени он «не только в Киеве, но везде, чуть не по всей России, разглашен затворником и немалым святцем». Причиной перевода в пустынь стала жалоба на Досифея бунчукового товарища Федора Савича, который утверждал, что его жена в результате бесед со старцем решила принять монашество, оставила дом и поселилась в Киевском Вознесенском Флоровском монастыре. После разбора жалобы Савича духовный собор Киево-Печерской обители постановил перевести Досифея снова в Китаевскую пустынь «с тем, чтоб он там жил не затворнически, но в келии… дабы ж он не с кем и разговоров никаких уединенно без присутствия другого брата не имел, о том, как и о всем выше писанном, в надлежащих обстоятельствах накрепко предложить тамошнему отцу начальнику иметь непрестанное наблюдательство и, что происходить будет, рапортовать» [4]. Датировка этого документа (1766) не совпадает с данными рукописи из архива Лашкевичей. В последней говорится, что после указа о запрете отшельничества Досифея по распоряжению лаврского начальства поселился как затворник в Дальних пещерах лавры, а в 1774 г. «по совету» Киевского митр. Гавриила (Кременецкого) архим. Зосимой (Валкевичем) был переведен в Китаевскую пустынь, где жил в уединенной келье у пруда.

По церковному преданию, именно прп. Досифей благословил на постриг прп. Прохора Мошнина (буд. прп. Серафима Саровского).

Спустя 20 лет сестра Дарьи-Досифея посетила Китаевскую пустынь и беседовала со старцем, который посоветовал "не допытываться, если кто из родных скрылся ради Господа". Лица монаха она не увидела. Приехав спустя некоторое время в Китаево, она не застала старца в живых и опознала Дарью по портрету старца.

Год кончины прп. Досифея разные источники указывают от 1775 [5] до 1778 г. [6]. Киевский митрополит Евгений (Болховитинов) впервые привел надпись на могиле Дорофея в Китаевской пустыни: «На… гипсовом гробе написано словами: 1776 года сентября 25 умре Досифей М.» [7]. В книге записи погребений лавры за 1890 г. зафиксирована др. надпись на могиле: «Здесь покоится тело почившаго схимонаха Досифея, скончавшегося в 1776 [или 1778] году Сентября 25» [8].

Православная энциклопедия считает наиболее достоверной датой кончины 25 сентября 1777 г., на который указывает дело из лаврского архива. 26 сентября 1777 г. послушник Григорий Черневский сообщил лаврскому архим. Зосиме о смерти Досифея. В резолюции предлагалось «монаха Досифея тело внесть в церковь и, отправив обыкновенное монашеское погребение, погребсти его по левую сторону каменной [Троицкой] церкви» и составить опись оставшемуся по умершему имуществу, что и было исполнено [9].

В 1993 году Священный Синод Украинской Православной Церкви канонизировал для местного почитания "прп. Досифея, Киевского, рясофорного монаха" [10].

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя "преподобной Досифеи (Тяпкиной), Киевской затворницы" включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания [11].

Мощи преподобной Досифеи пребывают под спудом с северной стороны приходской Свято-Троицкой церкви на территории Китаевской пустыни. Три попытки их обретения оказались неудачными. В начале 1990-х гг. на разоренном кладбище Китаевской пустыни, возрождаемой после закрытия в советскую эпоху, по уцелевшим преданиям было определено приблизительное место уничтоженного надгробия прп. Досифеи и воздвигнуто новое. В пещерном храме Собора Пресвятой Богородицы, построенном на месте подвигов Досифеи и других подвижников, оборудована т. н. "келья Досифеи", где каждый может почтить память преподобной.

Источники

Прп. Досифей Китаевский. Икона, XX в.
Прп. Досифей Китаевский. Икона, XX в.
Первоначальное житие было составлено, вероятно, в конце XVIII века. Анонимное рукописное жизнеописание Досифея конца XVIII в. на полулисте синей бумаги было обнаружено в семейном архиве А. Лашкевича и опубликовано им в журнале «Киевская старина» [12].

В 1873 г. в Соловецком патерике впервые была опубликована информация, что Досифей на самом деле являлся девицей. Согласно приведенному в патерике житию пустынника Феофана [13], который являлся келейником Досифея, последний скончался после 30-летнего затворничества в Китаевской пустыни в 1778 г., на 53-м году жизни.

Вероятно, история из Соловецкого патерика, объединенная со сведениями, почерпнутыми из опубликованной в «Киевской старине» рукописи, легла в основу позднейшего жизнеописания Досифея, составленного послушником Киево-Печерской лавры Владимиром Зноско, - «Рясофорный монах (девица) Досифей, затворник Киево-Печерской лавры и первый руководитель-наставник прп. Серафима Саровского» (К., 1906). Книга была издана типографией Киево-Печерской лавры вскоре после прославления прп. Серафима Саровского. Именно это житие получило наибольшее распространение и известность, в XX - нач. XXI в. вышло несколько брошюр с пересказами этого предания с искажениями исходного варианта.

В 1994 г. издательский отдел УПЦ МП переиздал книгу Зноско, дополнив портретом, на котором преподобный изображен безбородым старцем. Вероятно, портрет перепечатан из 1-го издания книги Зноско 1906 г., возможно, выполнен специально для него или в период подготовки к канонизации прп. Серафима Саровского (Зноско не уточнил происхождение портрета). Упоминания о более ранних изображениях Досифея неизвестны. Нет подтверждений и словам Зноско о том, что среди почитателей преподобного имел хождение список с его более раннего портрета.

В 2003 г. в Киеве издано Житие с акафистом и молитвой преподобной Досифее. Новая редакция выполнена по переизданию 1911 книги тогда уже свящ. В. Зноско с некоторыми изменениями и дополнениями.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Я́же Ду́хом Святы́м изде́тска Христу́ обруче́на была́ еси́,/ и сокры́вши себе́ от ми́ра в подо́бии му́жестем,/ пеще́рное затворе́ние сла́достне восприя́ла еси́./ Моли́ся о на́с, Досифе́е сла́вная, Жениху́ твоему́,/ да изба́вит на́с от мра́ка грехо́внаго// и спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 8

А́ще у́бо и не наста́ вре́мя обре́тения честна́го те́ла твоего́,/ но ве́мы вои́стинну твое́ пребыва́ние ду́хом с на́ми./ На твои́ бо моли́твы наде́емся и вопие́м ти́ усе́рдно:// ра́дуйся, хода́таица на́ша пред Бо́гом и оби́тели Кита́евския украше́ние.

Литература

  • Болховитинов Е. Описание Киево-Печерской лавры. К., 1826. С. 190;
  • Соловецкий патерик. СПб., 1873. С. 137-141;
  • Лашкевич А. C. Киевский пещерник ХVIII ст. // Киев. старина. 1884. № 7. С. 541-543;
  • Зноско В., свящ. Рясофорный мон. (девица) Досифей, затворник Киево-Печерской лавры и первый руководитель-наставник прп. Серафима Саровского. К., 1906;
  • ЖПодв. Сент. С. 255-270;
  • Титов Ф. И. Рус. царствующий дом Романовых в отношениях его к Киево-Печерской лавре: 1613-1913. К., 1913. С. 100;
  • Никодимов И. Н. Восп. о Киево-Печерской Лавре: 1918-1943 гг. К., 1999. С. 99-100;
  • Степовик Д. В. Iсторiя Києво-Печерськоï лаври. К., 2001. С. 244-245;
  • Прп. Досифея, затворница Киевская: Житие с акафистом / Под ред. иером. Сисоя (Савченко) и др. К., 2003;
  • Крайняя О. А. Св.-Троицкий Китаевский мон-рь. К., 2004. С. 86-92;
  • она же. Джерела з iсторiï Китаïвськоï пустинi ХVIII ст.: Нове прочитання деяких ключових моментiв // Православ'я - наука - суспiльство: Питання взаємодiï: Мат-ли 3 Всеукр. наук. конф. (20-21 жовтня 2005 р.). К., 2006. С. 39-42;
  • она же. К биографии прп. Досифея Китаевского (Киевского): обзор архивных источников и историографии // Вестник церковной истории. М. 2007. № 2(6). С. 235-250:
  • Кагамлик С. Р. Києво-Печерська лавра: Свiт правосл. духовностi i культури (ХVII-ХVIII ст.). К., 2005. С. 342.

Использованные материалы



[1]  Заседание Священного Синода УПЦ 27 июля 1993 года, журнал №14 - http://orthodox.org.ua/node/4263

[2]  Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html.

[3]  ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 3 общ. Д. 1-а

[4]  ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 2 мон. Д. 57. Л. 1-10

[5]  по рукописи из архива Лашкевичей, преподобный умер в возрасте ок. 100 лет

[6]  Соловецкий патерик. СПб., 1873. С. 137-154

[7]  Евгений (Болховитинов). Описание. 1826. С. 190

[8]  ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 3. Д. 506. № 92

[9]  ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 общемон. Д. 1130. Л. 4-6

[10]  Заседание Священного Синода УПЦ 27 июля 1993 года, журнал №14 - http://orthodox.org.ua/node/4263

[11]  Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html.

[12]  1884. № 7. С. 541-543

[13]  СПб., 1873. С. 137-154

Редакция текста от: 22.02.2016 18:11:32

"ДОСИФЕЯ КИТАЕВСКАЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google