Теологу́мен (греч. θεολογούμενον) - учение, более или менее принятое у святых отцов, о богословских предметах, не догматизированных Церковью на Соборах и не являющиеся общеобязательным для всех христиан.
В русской богословской литературе понятие "теологумена" ввел профессор В.В. Болотов в своем труде "К вопросу о Filioque", где он разделил все вероучительные положения на три категории:
- догмат;
- святоотеческий теологумен;
- частное богословское мнение.
По мнению B.B. Болотова,
От теологуменов проф. Болотов "достаточно резко" отличает частные богословские мнения. Их главным отличительным признаком он указывает "отсутствие в них авторитета", и отмечает свое право не только отвергнуть то или иное частное мнение, но и подвергнуть его беспощадной критике, если того потребуют обстоятельства [2].
Теологумены широко распространены во всех областях христианской мысли, где не было догматизации, напр., в космологии, антропологии, в нравственных и социальных вопросах.
Использованные материалы
- B.B. Болотов. К вопросу о Filioque. СПб, 1914
- http://www.bogoslov.ru/library/text/28933/index.html (djvu)
- http://odinblago.ru/dogmatika/bolotov_k_Filioque/2/ (html)
- Священник Игорь Андрианов (Минск). Вклад профессора В.В. Болотова в изучение вопроса о filioque
- Краткий религиозно-богословский терминологический словарь на сайте Георгиевского прихода г. Ростов-на-Дону (авторство и выходные данные словаря не указаны)
[1] B.B. Болотов. К вопросу о Filioque. СПб, 1914, c.31-33
[2] B.B. Болотов. К вопросу о Filioque. СПб, 1914, c.33