Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

БОЛОТОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Проф. Болотов В.В.
Проф. Болотов В.В.
Болотов Василий Васильевич (1853-1900), историк Церкви, филолог, член-корреспондент Императорской Академии Наук по разряду историко-политических наук Историко-филологического отделения с 4 декабря 1893 г.

Родился 31 декабря 1853 г. в селе Кравотынь Тверской губернии в семье дьячка Троицкого собора города Осташкова. Отец утонул за полтора месяца до рождения сына в Селигере, загоняя стадо гусей. Унаследовал от матери фотографическую память - ничего не забывал. Книжник с детства. Посещая осташковскую синагогу, выучил еврейский язык. Проявлял способности к языкам.

С юности признан был всеми как "знайка", причем принимал это прозвище без возмущения. По словам знавших его - целомудренен: "Всегда ровный, всегда приветливый, всегда готовый побеседовать и рассказать что-либо, никогда не куривший и не пивший ни водки, ни вина, и в то же время всегда находившийся среди товарищей, позволявших себе иногда слова и действия неодобрительные, ... он невольно всех располгаал в свою пользу. Ни от кого он не сторонился, никому не сказал слова порицания или осуждения. Напротив, показывая вид, что ничего не видит и не слышит, он шутил, цитировал Гомера, Цицерона, припоминал какие-либо случаи из своей жизни и, вообще говоря, и сам благодушествовал и других заставлял благодушествовать".

В девять лет он был отдан в Духовное училище в городе Осташкове. В 1869 году поступил в Тверскую Духовную семинарию, в 1875 году - в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую закончил в 1879 году со степенью магистра богословия.

В.В. Болотов защитил диссертацию на тему "Учение Оригена о Святой Троице". Защита, по свидетельству современника, "была истинным праздником избранника науки".

Превосходство было столь несомненно, что, после смерти Чельцова в марте 1878, Болотова, студента третьего курса, делают профессором в обход преподовавшего у Болотова же латынь А.И. Садова - но при этом отношения с Садовым не испортились.

С 1879 года В.В. Болотов преподавал в Академии на кафедре древней церковной истории, в 1885 году был утвержден в звании экстраординарного профессора. При своей непрестанной напряженной учебной и научной деятельности Василий Васильевич принимал живое участие в делах внутренней жизни Академии, в частности, ему было поручено составление правил о приеме студентов в Академию. Особенно важное значение имела деятельность Болотова в 1890-х годах в качестве члена и делопроизводителя Старокатолической комиссии, затем по делу о присоединении несториан и по вопросу о реформе календаря. В 1898 году он был приглашен к работе Комиссии по переводу богослужебных книг на финский язык.

Василий Васильевич Болотов оставил огромное количество научных трудов. С 1893 года он член-корреспондент Императорской Академии наук, в 1896 году получил ученую степень доктора церковной истории.

Могила проф. В.В. Болотова на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Могила проф. В.В. Болотова на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Обладал недюжинными знаниями в разносторонних областях и в некоторых был единственным авторитетом. "О Болотове как историке, - писал протоиерей Георгий Флоровский, - всего больше свидетельствует его академический курс, изданный по студенческим записям после его смерти. Особенно важен четвертый том, посвященный истории богословской мысли в период Вселенских Соборов. Здесь сказывается в полной мере дар исторической композиции и проникновение богослова, и сразу чувствуется, что все построение методически проверено во всех частностях и подробностях. У Болотова всегда чувствуется эта особая надежность и достоверность".

В.В. Болотов превосходно владел древними классическими языками и рядом европейских языков. Он также изучил коптский, сирийский, армянский, грузинский, арабский и персидский языки. Некоторые статьи В.В. Болотова остались неопубликованными. Часть из них сохранилась в его личном архиве, находящемся в Российской национальной библиотеке (фонд 88).

Усердные труды, сидячий образ жизни привели к тяжелым последствиям - со временем у него развилось хроническое воспаление почек, осложненное болезнью печени и сердца, которая быстро и неожиданно для всех свела его в могилу. Василий Васильевич Болотов скончался 5 апреля, в среду Страстной недели, 1900 года и был погребен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. Последние слова: "Христос идет, Бог идет. Иду ко Христу" [1].

"Будучи как церковный историк богословом по профессии, - писал профессор А.И. Бриллиантов, - он не только весьма был далек от пренебрежительного отношения к светской учености, но самим делом доказывал признание высокого значения ее. Но в то же время, с уважением и интересом относясь к светским наукам, высшую цель их он видел в свободном служении богословию как высшей науке в системе человеческих знаний".

Труды

  • Валтасар и Дарий Мидянин: Опыт решения экзегетич. пробл.: A. Antedatirung или Postdatlrung? Спорный вопрос в вавилонской хронологии; Б. Имя "Астиаг". - СПб.: Скоропечат. и лит. Пухира, 1896. - [4] , с. 279-341. - Библиогр. в примеч. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1896. - № 2.
  • I. Гонение на христиан при Нероне; II. К вопросу об Acta martyrum Scllitanorum. - СПб.: Тип. Меркушева, 1903. - 50 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1903.
  • I. Заметка о книге: Каноны важнейших древнецерковных Соборов вместе с апостольскими правилами, изд. проф. Фр. Лау-херта; II. Примечание относительно коптских переводов Откровения о седьминах. - [СПб., 1896]. - 18, 3 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1896. - № 2.
  • Заметки к Краткой эфиопской хронике: С прил.: Новейшая история Абиссинии по Краткой хронике из собр. Азиат, музея Имп. Акад. наук / Изд. и пер. Б.А. Тураева. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1910. - 36 с.: табл. - (Памятники эфиопской письменности; 9). - Отт. из: Визант. временник. - 1910. -Т. 17.
  • Заметки о селе Кравотыни. - СПб.: Тип. Меркушева, 1910. - 14 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1910. -Апр.
  • Заметки по поводу текста литургии св. Василия Великого: (Письма архиеп. Финляндскому Антонию) - СПб.: Тип. Меркушева, 1914. - 18с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1914. -Март.
  • Из истории Церкви Сиро-Персидской. - СПб.: Тип. Лопухина, 1901. - [4], 197 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1898.
  • Из церковной истории Египта. - СПб.: Тип. Елеонского, 1884-1893.
    • Вып. 1: Рассказы Диоскора о Халкидонском Соборе: По Revue egyptologique, publiee sous la direction de H. Brugsch, F. Chabas, Eug. Revillout. - 1880. - C. 187-189; 1883. - p. 17-25 et 27- 33; 1884. - [2], 132 c. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1884- 1885.
    • Вып. 2: Житие блаженного Афу, епископа Пемджеского: По Revue egyptologique, publiee sous la direction de H. Brugsch, F. Chabas, Eug. Revillout. - 1880. - C. 187-189; 1881. - C. 21-25; 1883. - С. 17-25 и 27-33; 1886.- С. 133-177.- Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1886. - № 3-4.
    • Вып. 3: Архимандрит тавеннисиотов Виктор при дворе константинопольском в 431 г.: По The church quarterly review. - 1891, October. - 1892. - С. 179-254. - Извлеч. из: Христиан, чте- -ние. - 1891-1892.
    • Вып. 4: День и год мученической кончины святого Евангелиста Марка. - 1893. - С. 257-342. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1893. - С. 122-174, 405-434.
  • Иностранная богословская литература: (Библиогр. заметки). - [СПб.]: Тип. Елеонского, Ценз. 1882. - 41 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1882. - № 11-12.
  • К вопросу о Fllioque / С предисл. проф. А. Бриллиантова. - СПб.: Тип. Меркушева, 1914. -VI, 138 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение.- 1913. - № 4. - С. 431-457; № 5. -С. 573- 596; №6.- С. 726-746; № 7-8. - С. 921-927; № 9. - С. 1046-1059; №11.- С. 1289-1309; № 12. -С. 1391-1414.
  • К вопросу об ареопагитских творениях: (Письмо архиеп. Финляндскому Антонию) - СПб.: Тип. Меркушева, 1914. -С. 555- 580. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1914. - Май.
  • К истории внешнего состояния Константинопольской Церкви под игом турецким. - СПб.: Тип. Елеонского, Ценз. 1882. - 66 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1882. - № 9-10.
  • К истории императора Ираклия. - [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук. Ценз. 1908. - 57 с. - Библиогр. в примеч. - Отт. из: Визант. временник. - 1907. -Т. 14.
  • Лекции по древней общей церковной истории, читанные в С.-Петербургской Духовной Академии... в 1884/5учеб. году.-СПб.: Печатня Григорьева, Ценз. 1885. - 247 с. -Литогр.
  • Лекции по истории Древней Церкви: Посмертн. изд. / Под ред. [и с предисл.] проф. А. Бриллиантова. - СПб.: Тип. Меркушева, 1907.
    • 1: Введение в церковную историю. - 1907. -VIII, X. 234 с. - Прил. к: Христиан, чтение. - 1907.
    • 2: История Церкви в период Константина Великого. - 1910. - XVIII, 474 с. - Прил. к: Христиан, чтение. - 1908, 1909, 1910.
    • 3: История Церкви в период Вселенских Соборов. 1. Церковь и государство. 2. Церковный строй. - 1913. -XIV, 340 с. - Прил. к: Христиан, чтение. - 1911-1913.
    • 4: История Церкви в период Вселенских Соборов. 3. История богословской мысли. - 1918. - XVI. 600 с. - Прил. к: Христиан, чтение. - 1913-1918.
  • Лекции по общей церковной истории, читанные в 1894/5 акад. г. студентам С.-Петербургской Духовной Академии: 54 и 55 курсы. - [СПб., 1895]. - 432 с. - В норме загл.: Общая церковная история.
  • Лекции по общей церковной истории, читанные студентам 1-го и 2-го кур. С.-Петербургской Духовной Академии в 1888/9 учеб. г. - СПб.: Литогр. Гробовой, Ценз. 1889. - 373, 75 с.
  • Либерии, епископ римский, и Сирмийские Соборы: (Четверть часа магистерского коллоквиума 8 окт. 1890 г., доп. и разъясн.). - СПб.: Тип. Катанского, 1893.
    • Вып. 1, (гл. 1-10). - 1893. - 118 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1891. - Март - апр. - Нояб. - дек.
  • Михайлов день: Почему Собор святого Архистратига Михаила совершается 8 ноября?: Эортол. этюд. - СПб.: Тип. Катанского, 1892. - 56 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1892. - Нояб.-дек.
    • Прил.: Следы древних месяцесловов Поместных Церквей: Appendix к этюду "Михайлов день". - 1893. - С. 61-94; 177-210 (паг. 2-я). - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1893. - Янв. - февр.
  • Несколько страниц из церковной истории Эфиопии: 1. К вопросу о соединении абиссин с Православною Церковию; 2. Богословские споры в Эфиопской Церкви. - СПб.: Тип. Елеонского, 1888. - III с. - Библиогр. в примеч. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1888. - № 1-2, 7-8.
  • Об армянском церковном годе. - [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук. Ценз. 1912. - С. 267-276. - Отд. отт. из: Восток Христиан., 1912.-Т. 1, вып. 3.
  • Общая церковная история: Лекции. - [СПб.]: Типо-лит. Яздовского, [1886]. - 336 с. -Литогр. изд.
  • Описание двух эфиопских рукописей, пожертвованных в Библиотеку С.-Петербургской Духовной Академии преосвященным Анатолием, епископом Балтским (ныне Острогожским). - [СПб.]: Тип. Елеонского, [1887J. - 24 с. - Библиогр.: с. 1-3. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1887. - № 5-6.
  • Описание четвертой эфиопской рукописи Библиотеки С.-Петербургской Духовной Академии: Codex Aethloplcus Sablerianus Membranaceus 4. - СПб.: Печатня Яковлева, 1900. - 40 с.: табл. - Извлеч. из: Протоколы Совета Академии за 1895/96 учеб. год.
  • Отзыв экстраординарного профессора В.В. Болотова о сочинении профессора А.И. Садова: Читано в собрании Совета С.-Петербургской Духовной Академии 18 дек. 1895 г. - СПб.: Печатня Яковлева, 1900. - 106 с. - Отт. из: Протоколы Совета Академии за 1895/96 учеб. год.
  • Подробный конспект лекций по общей церковной истории, читанных студентам С.-Петербургской Духовной Академии, 1886/ 7 учеб. год. - СПб.: Типо-лит. Яздовского, 1887. - 182 с.
  • Рецензии сочинений, удостоенных Учебным комитетом при Св. Синоде премии преосвящ. митрополита Макария в 1886 г. - [СПб.|: Тип. Елеонского, 1886. - 64 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1886.
  • Рецензия на кн.: "Спасский А.А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни, Сергиев Посад, 1895", Христиан, чтение. - 1908. - №8/9;
  • Следы древних месяцесловов Поместных Церквей: Appendix к этюду "Михайлов день". - СПб., 1893. - 19с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1893. - Янв. - февр.
  • Список статей и заметок, напечатанных в "Церковном вестнике" и "Христианском чтении" от 1880 до 1893 г. с замечаниями ad Instar retractatlonum; 2. Письмо и две записи о неоконченной работе о Рустике. - СПб.: Тип. Меркушева, 1907. - 26 с. - Извлеч. из: Христиан, чтение. - 1907.
  • Студенческие записи лекций по общей церковной истории, читанных студентам С.-Петербургской Духовной Академии в 1887- 1888 уч. г. - СПб.: Типо-лит. Яздовского, [1888J. - 392 с. - Авт. установлен по каталогу Рос. нац. б-ки.
  • Учение Оригена о Святой Троице. - СПб.: Тип. Елеонского, 1879.-VI, 452с.
  • Ученые заметки и письма проф. В.В. Болотова, относящиеся к сношениям его с Комиссией по переводу богослужебных книг на финский язык. - СПб.: Тип. Меркушева, 1906. - Март. - С. 379-390; Май. - С. 671-696.

Использованные материалы



[1]  ВРХД, 168, с. 118.

Редакция текста от: 07.02.2012 08:40:40

"БОЛОТОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google