ГОЛЬЦ ГЕРМАН ГОТФРИД

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Герман Гольц
Герман Гольц
Герман Готфрид Гольц (нем. Goltz) (1946 - 2010), немецкий протестантский богослов, специалист по истории и богословию Дохалкидонских и Православных церквей.

Родился 1 апреля 1946 г. в городе Гера (Тюрингия) в семье канатного мастера.

С 1964 по 1969 г. изучал богословие, византинистику, востоковедение и славистику в университете им. Мартина Лютера городов Галле и Виттерберг. Православное богословие со специализацией в области истории и богословия Русской Православной Церкви изучал у проф. д-ра Конрада Онаша (ученика Н.С. Арсеньева, 1888-1977), основавшего вместе с проф. д-ром Куртом Аландом кафедру истории Православия (Institut fuer Konfessionskunde der Orthodoxen Kirchen). В 1972 году защитил кандидатскую диссертацию в области греческой патристики о понятии иерархии у св. Дионисия Ареопагита. Работу издала проф. д-р Фэри фон Лилиенфельд.

В 1975 был рукоположен в сан евангелического пастора в Галле.

В 1979 году завершил в Галле докторскую работу, - исследование в области славяно-русских переводов Corpus areopagiticum, материал к которой был собран в 1978 году, по приглашению Московского Патриархата, в рукописных архивах Москвы, Ленинграда, Киева и Троице-Сергиевой Лавры.

С 1981 руководил кафедрой истории Православия при богословском факультете университета им. Мартина Лютера (Галле-Виттеберг).

В 1981 г. основал «Галльский октет» - хор православного литургического пения, певший в русской православной церкви св. Марии Магдалины в Веймаре и дававший духовные концерты в Германии, в бывшем Советском Союзе (в Минске, Жировицах, Киеве, Тобольске, Омске, Тюмени и др.) и в Израиле (в Иерусалиме, а также в русском православном монастыре св. Марии Магдалины на Генисаретском озере).

В 1988 г., несмотря на сопротивление университетского руководства, организовал Международный симпозиум по случаю тысячелетия Крещения Руси, проходивший в Галле и в крепости Кверфурт.

С 1988 по 1993 гг. по назначению президента Конференции Европейских Церквей митрополита Ленинградского и Таллиннского Алексия (будущего Патриарха) работал в должности руководителя богословского отдела Конференции Европейских церквей в Женеве. Стал одним из организаторов первой Европейской Экуменической встречи (Базель, 1989 г.), участвовал в Европейских встречах Конференции Европейских Церквей и римо-католического Cовета Епископских Конференций Европы (под руководством митрополита Алексия и кардинала Карло Мартини), в диалогах по примирению православных сербов, хорватских католиков и боснийских мусульман, а также в официальных встречах Вазгена I, Патриарха-Католикоса Армянской Апостольской церкви, и шейха Аллахшюкюра Пашазаде, главы азербайджанских мусульман (в Монтрё, 1993 г.). В это же время - в сотрудничестве с д-ром Карлом-Кристофом Эптингом - руководил проектом Комиссии Европейских церквей на тему «Общая миссия церквей». Этот проект положил основание будущему европейскому документу против современного прозелитизма "Charta Oecumenica" (2001).

Еще в 1976 г., познакомившись в Потсдаме с наследием евангелического богослова Иоганнеса Лепсиуса (1858-1926), помощника и заступника армянского народа, начал заниматься историей армянского народа, геноцидом армянского населения в Османской Турции, а также историей и богословием Армянской Апостольской церкви (ААЦ). Издал документы, переписку и публикации И. Лепсиуса, хранящиеся в одноименном архиве, основанном издателем в 1981 в Галле. В 1986 организовал в Галле первый международный Симпозиум им. И. Лепсиуса, посвященный армянскому вопросу. В Симпозиуме приняли участие официальные представители Армянской Церкви и Московского Патриархата. 10 февраля 1986 года католикос всех армян Вазген I прислал энциклику (№ 1410) организатору симпозиума, в которой он высоко оценил борьбу И. Лепсиуса за армянский народ.

После того, как в 1993 году российские военные, занимавшие потсдамскую виллу Лепсиуса, освободили дом, началась долгая борьба за его ремонт и устройство в качестве места памяти, научной работы и встреч немцев, армян и турок. Турецкое посольство в Берлине безуспешно пыталось предотвратить этот процесс. Однако все фракции Немецкого Бундестага отнеслись к документам архива Лепсиуса, представленных проф. Германом Гольцем, с большим интересом. 16 июня 2005 года, благодаря настойчивости и усилиям Гольца, немецкое правительство нарушило молчание, длившееся со времен Первой Мировой войны, и единогласно приняло составленную в сотрудничестве с Гольцем резолюцию в память о жертвах геноцида армянского народа (резолюция Немецкого Бундестага 15/5689).

В канун 1700-й годовщины основания Армянской Церкви организовал всемирную конференцию - «Армения 2000» в Галле, а также, в сотрудничестве с Католикосатом Великого Дома Киликии (Антильяс, Ливан), выставку «Спасенное сокровище армян из Киликии» (Галле - 2000 г., Афины - 2002 г.). Совместно с галльским арменологом приватдоцентом д-ром Арменуи Дрост-Абгарян Гольц перевел гимнарий (Шаракноц) Армянской Церкви с грабаря (древнеарм.) на немецкий, чем создал существенную базу для богословского диалога с Древневосточными церквями.

В 1998 г. основал «Месроп» - центр армянских исследований - при старинном протестантском учреждении «Лейкорея» в Виттенберге.

В сфере особых богословских интересов Германа Гольца входила гимнография дохалкидонских и халкидонских церквей и ее связь с православной иконографией. Эту связь он исследовал на примере исследования акафиста. Совместно со славистами д-ром Сабиной Фаль (Берлин) и проф. Гелианом Михайловичем Прохоровым (С.-Петербург) издавал полный Corpus areopagiticum по-гречески и церковно-славянски на основании древней славянской рукописи сербского афонского старца Исайи (собрание Гильфердинга, № 46). В качестве научного консультанта и переводчика участвовал в богословском диалоге Союза евангелических церквей с Московским Патриархатом, а также руководил евангелическим «Кружком Меланхтона», занимавшимся изучением православных церквей.

С 1999 г. - член редколлегии журнала «Экуменическое обозрение» („Oekumenische Rundschau", Франкфукт-на-Майне). На его кафедре защитили кандидатские и докторские работы православные ученые, такие как архимандрит Макарий (Веретенников) - по истории православного храма св. Марии Магдалины в Веймаре, Хачик Р. Газэр - по истории Армянской Апостольской церкви в период между Первой и Второй Мировой войной, священник Константин Патулеану - о диалоге между Румынской Православной Церковью и Евангелической Церковью Германии, Атанас Дамианов - о работе Немецкой Восточной Миссии среди турецких мусульман Болгарии и мн.др.

По его инициативе в Галле был открыт православный домовый Крестовоздвиженский храм на территории «Учреждений Франке» - первый православный храм федеральной земли Саксония-Ангальт. В 2000 г. в день Собора Вселенских учителей и святителей храм был освящен Феофаном (Галинским), архиепископом Берлинским и Германским.

В рамках немецко-русских культурных встреч в 2003-2004 гг. Герман Гольц организовал выставку «Царица и бес. Европейские представления о России за четыре века», созданную на основе знаменитого собрания Д. А. Ровинского [1] и внесшую богатую лепту в формирование образа России в Германии.

Скончался 9 декабря 2010 г.

В своей богословской деятельности он стремился к тому, чтобы дохалкидонские и Православные Церкви, а также национальные культуры их стран воспринимались на Западе как самостоятельные серьезные факторы религиозного и культурного многообразия Европы.

Труды

Являлся издателем, переводчиком, комментатором многих произведений.

  • Hiera Mesiteia: Zur Theorie der hierarchischen Sozietät im Corpus areopagiticum. Erlangen, 1974. (Oikonomia; 4);
  • Zur Ikonosophie des Kreises: Theodoros Pediasimos und der Symbolismus der Rublev'schen Troica // Byzantinischer Kunstexport: Seine gesellschaftliche und künstlerische Bedeutung für die Länder Mittel- und Osteuropas / hrsg. H. L. Nickel. Halle, 1978. S. 289-300;
  • Ein Baustein zur Theorie der Autokratie - Ivan der Schreckliche zitiert Dionysios Areopagites // Kerygma und Logos: Beitr. zu den geistesgeschichtlichen Beziehungen zwischen Antike und Christentum: FS für Carl Andresen / hrsg. A. M. Ritter. Gött., 1979. S. 214-225;
  • Akathistos - Hymnen der Ostkirche. Lpz., 1988;
  • Tausend Jahre Taufe Rußlands - Rußland in Europa: Beitr. z. interdisziplinären u. ökumenischen Symposium in Halle (Saale). Lpz., 1993 (совм. с A. Meissner и Р. Weniger);
  • Die Russische Orthodoxe Kirche im Oktoberputsch 1993: Die Originaldokumentation des Moskauer Patriarchats // Kirchen im Osten. 1994. Bd. 37. S. 151-181 (совм. с L. Kratzsch);
  • «Gott will es»: Der christlich-muslimische Dialog für Versöhnung zwischen Baku und Etchmiadzin während des armenisch-aserischen Krieges um Bergkarabagh/Arzach // Ökumenische Rundschau. 1994. Bd. 43. S. 433-442;
  • «Heute erschien uns der Höchste thronend das Wort auf der Wortlosen Krippe» - Übersetzung der Hymnen zur Festzeit von Astuacayaytnut'iwn (Gotteserscheinung/Theophanie) aus dem armenischen Šaraknoc' // Ab Oriente et Occidente (Mt 8,11) / hrsg. M. Schneider, W. Berschin. St. Ottilien, 1996. S. 73-101 (совм. с A. Drost-Abgarijan);
  • Zum System der Illuminierung des armenischen Hymnariums (Šaraknoc') // Èutik Halleakan: Kleine Sammlung armenologischer Untersuchungen / hrsg. W. Beltz, A. Drost-Abgarjan. Halle, 1996. S. 102-152;
  • Zur ökumenischen Relevanz orthodoxer eucharistischer Theologie und Frömmigkeit // Ökumenische Rundschau. 1998. Bd. 47. S. 462-471;
  • Eine armenische Übers. des Hymnos Akathistos: Einleit., Ed., deutsche Übers. und armenisch-griechisches Glossar // Crossroad of Cultures: Stud. in Liturgy and Patristics in Honor of G. Winkler / Ed. H.-J. Feulner e. a. R., 2000. S. 193-249 (совм. с А. Drost-Abgarijan);
  • Dr. Johannes Lepsius: Der Potsdamer Helfer und Anwalt des armenischen Volkes: Ein Zeuge f. Wahrheit u. Versöhnung. Potsdam, 2000;
  • Übers. von Hymnen von Mesrop Maschtotz (362-440) und Movses Kertogh (um 470-530) // Verschlossen mit silbernem Schlüssel: Literatur aus Armenien, Aserbaidschan, Georgien / Hrsg. M. Gruber, M. Müller. Münch.; W., 2000. S. 17-19 (совм. с А. Drost-Abgarijan);
  • Die Christianisierung Armeniens im Spiegel des Hymnariums der Armenischen Apostolischen Kirche (Scharaknotz) // Die Christianisierung des Kaukasus / Hrsg. J. Seibt. W., 2002. S. 55-79 (совм. A. Drost-Abgarijan);
  • Deutschland, Armenien und die Türkei: Dokumente und Zeitschriften aus dem Johannes-Lepsius-Archiv an der Martin-Luther-Universität Halle-Wittenberg (совм. с A. Meissner, U. Blaar). Münch., 2004. 3 Bde;
  • Freu dich, Schatzkammer des Lebens, du unerschöpfliche: Der Akathistos als Wort-Hymnos und Ikonen-Hymnos // Orthodoxe Theologie im Dialog: FS für Erzpriester Prof. Dr. Vladimir Ivanov zum 60. Geburtstag / hrsg. J. Weber. Münster, 2005. S. 70-94.

Награды

  • орден св. князя Даниила Московского (2000, от патриарха Московского и всея Руси Алексия II, за инициативу по открытию православного домового Крестовоздвиженского храма на территории «Учреждений Франке»)
  • орден св. Месропа I (2000, за заслуги в области изучения армянского богословия, от киликийского католикоса Арама)
  • орден свв. Сахака и Месропа (2003, от патриарха и католикоса всех армян Гарегина II)
  • почетная медаль (2005, за заслуги в области научного исследования геноцида, от премьер-министра Армении Андраника Маркаряна )
  • медаль Акоба Мехапарта (в благодарность за трехтомное издание наследия Лепсиуса, от Армянской Национальной Библиотеки)

Использованные материалы



[1]  Материалы для русской иконографии, СПб 1884-1891

Редакция текста от: 11.12.2010 10:03:38

"ГОЛЬЦ ГЕРМАН ГОТФРИД" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google