ТИТ БОСТРИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Тит (+ ок. 378), епископ Бострийский, ученый писатель и оратор, святитель

Память 22 февраля

Епископ города Бостра в Аравии Авранитис. Юлиан Отступник, ввиду неурядиц в Бостре по случаю восстановления язычества, объявил Титу что сочтет его и прочее христианское духовенство ответственным за беспорядки в городе. В ответ святитель Тит писал что, хотя христиан в городе больше чем язычников [1], паства осталась в мире благодаря его увещеваниям и, несмторя на провокации язычников, не нарушит спокойствия и впредь [2]. Тогда Юлиан издал рескрипт гражданам Бостры 1 августа 362 года, предлагая им изгнать Тита прочь за то, что он "очернил" жителей города, говоря что они сохраняют мир благодаря его епископским увещеваниям, а не своему собственному мирному нраву [3]. Однако, ко времени кончины Юлиана, Тит оставался Бострийским епископом [4].

Тит причисляется к епископам, подписавшим послание к императору Иовиану от Антиохийского Собора в 363 году, в котором Никейский символ принимался с оговоркой в пользу "полуарианской" трактовки понятия единосущия [5].

Кончина Тита датируется приблизительно 378 годом [6].

Оценка, почитание

Созомен [7] называет Тита, вместе с Евсевием Емесским, Василием Анкирским, свт. Кириллом Иерусалимским и другими, одним из великих церковных писателей времен Констанция. Блаженный Иероним говорит о Тите как о писателе, чья мирская эрудиция была столь же замечательна сколь его знание Священного Писания [8].

Труды

Блаженный Иероним говорит о "сильных" ("fortes") книгах святителя Тита против манихеев и "nonnulla alia" [9]. На труд против манихеев также ссылаются Епифаний [10] и Феодорит [11]. Из трудов Тита до начала XXI века дошла лишь малая доля.

Его четырехтомник "Против манихеев" ("Contra Manichæos") - один из важнейших обличительных трудов своего рода, изобилует цитатами манихейских писателей. В одном месте Тит кажется склоняющимся к Оригенову взгляду на временность адских мук. Четверная и большая часть третьей книги известна только в сирийском переводе (греч. и сир. тексты изд. Лагардом в Берлине, 1859; манускрипты содержались в библиотеке Йоханнеум в Гамбурге).

От других работ Тита сохранились лишь фрагменты, в частности толкование на Евангелие. Из них видно, что Тит принадлежал к антиохийской экзегетической школе, делая больше упора на дословное, нежели аллегорическое, толкование. Издания: Sickenberger, Texte u. Untersuchen, VI, i (новая серия); Bardenhewer-Sharan, Patrology (St. Louis, 1908), 270-1.

Источники, литература

  • Tillem, Mém. eccl., vii, 385.
  • Ceill, Aut. eccl., vi, 43 ff.
  • Cave, Hist. Lit., i, 228.
  • Migne, Patr. Gk., xviii, 1069 ff.
  • Fabr, Bibl. Graec., vi, 748; viii. 684; ix. 320.
  • Clinton, Fasti Rom., No. 141.

Использованные материалы



[1]  Так в словаре Генри Уэйса. В римо-католической энциклопедии New Advent указано, что христиан и язычников было поровну.

[2]  Об этом эпизоде см. Созомен. История Церкви, V, xv.

[3]  Julian Imp. Ep. 52, p. 437.

[4]  Rendell, Emperor Julian, 188, 222.

[5]  Сократ, История Церкви, III, xxv.

[6]  Так у Панченко, К. А., "Бостра," Православная энциклопедия, т. 6, 106-107, http://www.pravenc.ru/text/153251.html. У Брокгауза и Ефрона - около 372 года. Иероним относит кончину к правлению Валента.

[7]  H. E., III. 14, ad fin.

[8]  Ep. 70 [84].

[9]  Hieron. de Vir. Ill., c. 102.

[10]  Haer. lxvi. c. 21

[11]  Haer. Fab. lib. i. c. 26.

Редакция текста от: 03.10.2015 07:10:22

"ТИТ БОСТРИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google