СИМЕОН СТОЛПНИК

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Симеон Столпник
Прп. Симеон Столпник
Симеон Столпник (356 - 459), преподобный

Не путать с прп. Симеоном Дивногорцем, столпником "младшим" (521 - 596, память 24 мая)

Память 1 сентября

Родился в 356 году в Киликии от бедных родителей. Лет до 18-ти Симеон пас овец своих родителей, затем тайно от родителей ушел в монастырь, у ворот которого пробыл семь дней, напрасно прося себе приюта. Допущенный наконец в этот монастырь, он провел в нем два года и перешел в другой, где иноки отличались большею строгостью жизни. Молодой монах сделал себе пояс из древесных ветвей, которые, засохши, кололи и раздирали его тело. Настоятель снял с него этот пояс, но, боясь, чтобы пример самоистязания не нашел подражателей, удалил Симеона из монастыря.

Симеон переселился на высохшее дно глубокого озера. Когда его хотели снова взять в монастырь, он тайно ушел в окрестности Антиохии и поселился сначала в покинутой хижине при подошве горы, а потом на самом верху горы, где окружил свою келью забором. Железная цепь, одним концом прикованная к забору, другим была прикреплена к его ноге, так что он не мог выходить за свою ограду. Епископ Антиохийский Мелетий велел ему снять с себя цепь: "можно владеть собою и без оков, можно привязать себя к делу и месту одним разумом и волею своею".

Затем Симеон делается всемирно известным не только как аскет, но и как мудрый духовный наставник. Он умел читать в умах и сердцах и исцелять недуги душевные и отчасти телесные. Его узнали на всем пространстве Римской империи, а также персы, мидяне, сарацины, эфиопы, иберийцы, скифы, не имевшие постоянных жилищ. Императоры писали ему о делах.

В 423 г. он придумал тот род подвижничества, который называется столпничеством. Он поставил столб, твердо укрепленный в основании, а на вершине имевший площадку для стояния и сиденья. На некотором расстоянии столп окружала стена, за которую никто не имел права входить. С приходившими к нему Симеон говорил с верхней площадки, говорил горячо, пророчески с целою толпой, и тихо, кротко — с одиноко пришедшими. На площадке он проводил большую часть времени, хотя на ней не было никаких приспособлений для защиты от зноя или холода, от ветра и дождя. На столпе он подвизался более 40 лет, предаваясь непрестанной молитве. Однажды, рассказывает Феодорит, некто захотел сосчитать, по скольку поклонов делает подвижник в один прием, насчитал их 1244 и, утомясь, не продолжал счета, а Симеон продолжал класть поклоны. В праздники святой стоял на площадке столпа, молитвенно простерши руки, от заката солнца до его восхода.

Вероятно, столп Симеона только вначале состоял из одного сплошного толстого древесного ствола, как он изображен на очень древнем рисунке, воспроизведенном Боттари в виде гравюры: здесь видна верхняя половина туловища подвижника, держащего один конец веревки, к другому концу которой кто-то, стоящий вне ограды столпа, привязывает пищу или что-либо другое, нужное аскету. Думают, что это - точное изображение столпа Симеона.

На его деревянном столпе святого была устроена келлия в два квадратных локтя, на стенках келлии была легкая покрышка немного выше роста преподобного, которая со временем сгнила. В келлии была дверка; когда она открывалась народ мог видеть преподобного. Но впоследствии келлия так обветшала, что даже в ее разщелины можно было свободно его видеть. Столп доходил до 40 локтей вышины, стоял на высокой горе и был окружен двумя каменными оградами [1].

Святой Симеон жил более ста лет и скончался во время молитвы в 459 году. Его мощи почивали в Антиохии. Православная Церковь в богослужении, посвященном святому Симеону, называет его "небесным человеком, земным ангелом и светильником вселенной".

Почитание

Энциклопедия Брокгауза отмечает, что его аскетические подвиги были бы совершенно невероятны, если бы о них рассказывали не такие высокообразованные лица, как непосредственно наблюдавшие его известные церковные историки: Феодорит Кирский, Федор-Чтец, Евагрий и др.

Ученик Симеона Антоний едва ли не первый составил его житие [2]; затем следует "житие", составленное неизвестным, редактированное болдандистами в acta sanctorum (5 июня) известного издания Ассемани "Bibliotheca orientalis"; греческая его биография составлена, как и все сочинения о нем, по рассказам Феодорита, Феодора-диакона, Евагрия и др. [3].

В иконописной традиции святой изображается как старец сирийского типа, с седой короткой, кругловатой бородой; волосы на голове седые, с желтизной, курчеватые (по греч. Подлиннику – исчерна-седоватые волосы). Одежда убогая - власяница, короткая мантия, на голове куколь, строит внутри своей столпной келлии [4].

Молитвы

Тропарь, глас 1

Терпения столп был еси, / ревновавый праотцем, преподобне, / Иову во страстех, Иосифу во искушениих, / и безплотных жительству, сый в телеси, / Симеоне отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Вышних ищай, нижним совокупляяйся,/ и колесницу огненную столп соделавый,/ тем собеседник ангелом был еси, преподобне,/ с ними Христу Богу молися/ непрестанно о всех нас.

Использованные материалы



[1]  Статья Справочника для иконописца от иконописной мастерской Елеон, http://eikon.org.ua/index.php?option=com_k2&view=item&id=249...=35

[2]  напеч. в издании Клавдиана, "Stylitica", т. 11

[3]  изд. в 1824 г. Мюнцером в "Miscellanea Hafniensia"

[4]  Статья Справочника для иконописца от иконописной мастерской Елеон, http://eikon.org.ua/index.php?option=com_k2&view=item&id=249...=35

Редакция текста от: 08.05.2016 14:23:36

"СИМЕОН СТОЛПНИК" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google