МЕФОДИЙ (ПЕТРОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Астраханский Мефодий
Еп. Астраханский Мефодий
Мефодий (Петров) (1700 - 1776), епископ Астраханский и Ставропольский

В миру Мелетий, родился в 1700 году в семье о. Петра, священника Холуйской слободы Суздальской епархии.

С юных лет он жил в монастырях в числе послушников; в 1718 году был пострижен в монашество в Борисовской пустыни и наречен Мефодием.

В 1724 году был рукоположен во иеродиакона, а в 1728 году - во иеромонаха в Троицком монастыре г. Шуи.

В 1731 году прибыл в Астрахань вместе с своим родственником, новопосвященным Астраханским епископом Иларионом.

1 августа того же произведен в архимандрита Астраханского Спасо-Преображенскаго монастыря.

Около 1755 года он становится духовным руководителем послушника Николая Кондратьева, будущего игум. Назария Валаамского.

Архим. Мефодий своею жизнью и деятельностью привлек к себе всеобщую любовь, так что, по смерти еп. Илариона, все статские и военные власти, все граждане и все духовенство обратились к императрице Елизавете Петровне с просьбою назначить в Астрахань епископом архимандрита Мефодия. Просьба их была уважена.

10 мая 1758 г. хиротонисан во епископа Астраханского в г. Казани, а 12 августа прибыл в Астрахань.

Будучи и монахом, и архимандритом, и епископом, он не пропускал ни одной службы - ни утрени, ни литургии, ни малой вечерни, ни всенощного бдения, кроме случаев тяжкой болезни. Простота его в обращении с людьми и во всей его жизни простиралась до того, что он сам участвовал во всех монастырских работах: как простой монах, в одной свитке, с заступом или с лопатою в руках, он копал гряды, сажал виноград вместе с другими монахами, так что трудно было узнать, кто из них епископ. И при таких трудах он никогда не пропускал ни церковного, ни келейного правила, мало давая себе отдыха.

Особенно прославился своим милосердием к бедным, без различия звания и вероисповедания. Кроме среды и пятницы, в которые соблюдался строгий пост, в архиерейском доме ежедневно предлагалась обильная трапеза всем приходящим бедным. Почти каждое утро рабочий народ, идя на работу, заходил прежде в архиерейский дом, где получал хлеб и квас, а нуждающиеся здесь же получали одежду и обувь, которой в архиерейском доме, в особых помещениях, всегда было много заготовлено. Во дни же великих праздников, особенно в храмовой праздник Успения Божией Матери, бывало угощение всех приходящих, при чем всегда находился сам преосвященный. Если обедавшие брали с собою и посуду, то сердобольный владыка не возбранял этого.

Еще будучи архимандритом, он устроил в Спасо-Преображенском монастыре особую келью, в которой жили и обучались грамоте дети - сироты, до 30 человек: такой же приют был устроен им и при архиерейском доме.

Если преосвящ. Мефодий узнавал о смерти кого-либо, то сразу посылал сказать, что будет отпевать усопшего, независимо от того знатный ли он был или какой-нибудь последний бедняк. Особенно он любил отпевать бедных и безродных. В благодарность за это владыке приносили кто что мог, а когда узнавали, что их приношения идут на бедных и на храмы Божии, то многие стали завещать свои вещи и деньги архипастырю. На эти средства им устроено 22 церкви. Преосвященный возобновил Борковское общежитие Никольской пустыни.

Во время Пугачевскаго бунта еп. Мефодий проявил величие духа, неустрашимость патриота и дар прозорливости. В 1771 г. в посаде Дубовке явился беглый казак Емельян Пугачев с сообщниками, которые объявили его за царя Петра III, в то время уже умершего, и стали волновать народ, возбуждая его к восстанию. Хотя Пугачев тут же был схвачен, но он успел бежать, и слухи о его побеге и о разных небывалых подвигах разносились повсюду и производили свое действие на невежественный и склонный к возмущению народ. Признавая это опасным для престола и Отечества, еп. Мефодий немедленно отправился в Царицын и в другие места своей епархии и увещевал народ не верить бунтовщикам. Утвердив свою паству в верности присягою, еп. Мефодий только в 1773 г. возвратился в Астрахань. В 1774 г. Пугачев снова появился на Волге, окруженный уже громадной силой, состоящей из разного сброда; разорял и грабил попутные города и селения. На сторону Пугачева переходили не только одни мятежные люди и всякие бродяги, но и мирные граждане - одни по легкомыслию, другие под влиянием страха, потому что Пугачев не признававших его за царя Петра III подвергал страшным пыткам, топил или вешал. Когда слухи о злодействах Пугачева дошли до Астрахани, то между жителями ее началась борьба верности к престолу с робостью и малодушием. Власти, не имея надежды отразить вооруженною силою громадную толпу мятежников, были в нерешительности, как поступить в таких тяжелых обстоятельствах. В это время еп. Мефодий убеждал жителей не изменять присяге, изменникам грозил проклятием. Когда Пугачев с толпою бунтовщиков приближался к г. Черному Яру, то многие жители Астрахани, под влиянием страха, собирались бежать из города. Ободряя их, еп. Мефодий предсказал, что Пугачев не только не будет в Астрахани, но даже и Чернаго Яра не увидит. Действительно, Пугачев был разбит выше Чернаго Яра, а еп. Мефодий в тот же день утром совершил в соборе торжественное благодарственное молебствие, хотя в Астрахани никакого известия о победе над Пугачевым еще не получалось.

По усмирении Пугачевскаго бунта, когда сам Пугачев уже был казнен в Москве, приступили к суду и расправе с теми, которые принимали участие в мятеже. Императрица Екатерина II имела столь великое уважение к еп. Мефодию, что весь суд и расправу над духовными лицами, склонившимися на сторону самозванца, поручила ему: «что он над нами сделает, тому так и быть». И вот в мае 1775 г. привезли в Астрахань до 1000 человек монахов, священников, диаконов и причетников и привели к собору в оковах, оборванных, истомленных от голода и всяких невзгод тюремного заключения. В два часа пополудни еп. Мефодий велел ударять редко в большой колокол. На этот необычайный в такое время звон народ толпами спешил к собору; собралось в соборе и все духовенство. Святитель в малом архиерейском облачении и с посохом вышел на кружало, дал несчастным знак, чтобы они к нему приблизились, посмотрел на них, заплакал и сказал: "Бог и всемилостивейшая государыня всех прощает, и я, по данной от нее власти, прощаю вас и разрешаю; сбивайте оковы с них!" Когда всех расковали, он осенил их крестом и сказал: "идите за мною, в соборе принесем благодарение Богу о здравии государыни". Когда губернатор Бекетов стал говорить Мефодию, что с бунтовщиками так не поступают, он сказал ему: "разве они виноваты? вы - военные и все чиновники - что с пушками делали? - бежали, оставили свое звание, нарушили присягу! Разве вас попы с крестом и с кадилом могут защищать? Вы виноваты, а не попы.. Бекетов бы сам сделал еще хуже, как бы попался в руки бунтовщиков". И Бекетов замолчал. После этого преосвященный отпустил всех духовных по своим местам и щедро одарил их на дорогу, сказав: "поминайте за милосердие к вам государыню".

Обремененный преклонными летами и многосложными трудами, еп. Мефодий возымел решительное намерение оставить Астраханскую кафедру и поселиться в Саровской пустыни, чтобы остаток дней своих посвятить исключительно на служение Богу, но Господь судил ему иначе окончить жизнь.

В 1776 г. объезжая свою епархию, еп. Мефодий остановился в Червленской станице, недалеко от гор. Кизляра. Желая полечиться тамошними теплыми водами, он приказал поставить над горячим ключем войлочную кибитку на подмостках. Но только лишь вошел он в кибитку, оступился и упал в кипящий колодезь, откуда служители вытащили его едва живого. Принеся покаяние, он принял Св. Христовы Тайны; над ним было совершено таинство Елеопомазания, после чего он мирно скончался 29 мая 1776 г. Погребен в Астрахани, в нижнем соборном храме.

Весь город горько оплакивал кончину своего архипастыря. Имя его, как человека праведного, передавалось из рода в род. От останков святителя при погребении были исцеления. В 1801 г. гроб его был освидетельствован при еп. Платоне, при чем тело его и все облачение найдены нетленными.

Литература

  • Касаткин В. В. Монастыри, церкви и прих. Владим. еп. Владимир, 1906, ч. I, с. 179.
  • Авель, иером. Саров. общежит. пуст. М., 1853, с. 124, 125.
  • Соловьев С. М. История России, кн. VI, с. 29.
  • Булгаков, с. 1394.
  • Толстой Ю., № 95.
  • Денисов, с. 41, 86.
  • Строев П., с. 311, 314.
  • Списки архиереев, № 95.
  • Ж. П. Б., май, с. 284-290.
  • Изв. Казан. еп., 1888, № 10, с. 244 п/с.
  • Рус. архив, 1870, № 4 и 5, с. 755, 1898, кн. 3-я, с. 112 п/с. 1 (Цесаревич Николай в Астрахани), 1900, кн. 2-я, № 6, с. 150.
  • БЭЛ, т. II, с. 106.
  • БЭС, т. I, с. 259.
  • Н. Д., с. 52.

Использованные материалы

Редакция текста от: 08.03.2015 16:09:29

"МЕФОДИЙ (ПЕТРОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google