Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АФАНАСИЙ (КОНДОИДИ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Афанасий (Кондоиди), еп. Суздальский
Афанасий (Кондоиди), еп. Суздальский
Афанасий (Пауссиус-Кондоиди) (+ 1737), епископ Суздальский

В миру Пауссиус-Кондоиди Анастасий, грек, уроженец острова Крит (Кандия) [1].

Получил отличное образование в Италии.

Ряд авторов отождествляет Анастасия Кондоиди с греческим ученым и писателем Анастасием Михайловым из Наусы, членом Брандербургской (Берлинской, Прусской) академии наук, в середине 1710-х годов переехавшем в Россию [2]. Прозвище Паус(с)иус, по-видимому, является искажением от Наусиос, т.е. "из Наусы" [3].

По возвращении на родину принял сан священника. Преподавал греческий, латинский и итальянский языки детям молдавского господаря Дмитрия Кантемира.

В 1711 году, после неудачного Прутского похода Петра I, в котором Кантемир был союзником русского царя против турок, Пауссиус-Кондоиди вместе с семьей молдавского правителя выехал в Россию, где получил назначение вторым секретарем русского посольства в Константинополе и одновременно состоял проповедником при Константинопольском патриархе.

В 1714 году Пауссиус-Кондоиди был тайно вывезен из Константинополя русским послом гр. П. А. Толстым, спасшим греческого священника от преследований турецких властей.

Поселившись в России, с 1716 году Пауссиус-Кондоиди служил справщиком на московском Печатном дворе, затем преподавателем богословия в Славяно-греко-латинской академии. Вскоре переехал в Санкт-Петербург, в сане протоиерея состоял в клире Петропавловского собора.

В 1721 году при учреждении Святейшего Синода прот. Анастасий был назначен его асессором с жалованьем в 1000 р. за службу в Константинополе.

12 февраля 1722 года пострижен в монашество в Симоновом московском монастыре; со 2 марта того же года - игумен Ярославского Толгского монастыря.

8 июля 1723 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Ярославского Преображенского монастыря.

В феврале 1725 года участвовал в погребении имп. Петра I.

13 ноябре 1725 года имп. Екатерина I поручила вице-президенту Синода архиеп. Феофилакту (Лопатинскому) и Афанасию (Пауссиус-Кондоиди) "новоисправленную Библию свидетельствовать с греческими Библиями и, ежели что в переводе явится неисправно, то оное исправить".

26 декабря 1725 года назначен советником Св. Синода с предоставлением права ношения наперсного креста, "подобно архиереям".

15 июля 1726 года, при разделении Синода на два департамента, был определен пятым членом первого департамента.

9 октября 1726 года хиротонисан во епископа Вологодского и Белозерского.

Решением Синода от 14 октября 1726 года ему было поручено рассмотреть письма беглого иеродиакона Макария о несогласиях Малороссийской и Великороссийской Церквей; 3 мая 1727 года Синод поручил еп. Афанасию рассмотреть "Повечерник", напечатанный в типографии Киево-Печерской лавры.

В 1727 году в числе других архиереев присутствовал при коронации имп. Петра II.

13 июня 1727 года уволен из Св. Синода с назначением в Вологодскую епархию.

В доношении, присланном в Синод 11 марта 1728 года, Вологодский епископ сообщал, что им поновлены предметы церковного обихода из архиерейской ризницы, восстановлены ветхие кельи, заведен конный завод. За архиерейским домом при нем числилось 1272 крестьянских дома, общие доходы Вологодской кафедры составляли 2798 р. За вычетом 1464 р., следовавших в Коллегию экономии, денежных средств на содержание и ремонт вологодских церквей не хватало. В 1729 году еп. Афанасий просил Синод разрешить употреблять излишки хлеба из монастырей епархии на пропитание брошенных младенцев, а также на содержание славяно-латинской школы. Неоднократными были и просьбы уменьшить число отставных солдат и офицеров, присылаемых на пропитание в вологодские монастыри, а высвободившиеся средства расходовать на школу, в которой в 1730 году обучалось 30 учеников.

В 1731 году в Спасо-Каменный монастырь Вологодской епархии был сослан бывш. Ростовский архиеп. Георгий (Дашков). В том же году секретарь вологодского архиерейского дома Иосиф (Степанов) донес в Синод о снятии воинского караула от бывш. Ростовского архиепископа (к тому времени принявшего схиму с именем Гедеон). В свое оправдание еп. Афанасий обратился с личным письмом к архиеп. Феофану (Прокоповичу) и представил подробные объяснения в Синод. Тем не менее в 1733 году "в подобие выговора" ему было объявлено о слабом наблюдении за караульными.

Во исполнение указа 1734 года о монашествующих, регламентировавшего постриги, еп. Афанасий доносил в Синод, что в его епархии лишены монашества 60 человек, постриженных незаконно.

В 1735 году в Тайной канцелярии было возбуждено дело против еп. Афанасия, разрешившего венчание в Великий пост. Определением Синода от 4 апреля 1735 года епископ был запрещен в священнослужении, лишен права носить жезл и мантию, отстранен от управления епархией. 28 июня того же года он получил разрешение от запрещения.

17 сентября 1735 года переведен на Суздальскую и Владимирскую кафедру.

Скончался 10 октября 1737 года. Погребен в суздальском Рождественском соборе. Смерть избавила владыку от очередного следствия, т. к. в 1737 году на допросе в Тайной канцелярии слуга Евфимиева суздальского монастыря И. Савалов показал, что "Суздальский-де архиерей Афанасий епархии своей попов и прочих берет по 20 и 30 рублев с человека и тем епархию разоряет".

Перед смертью еп. Афанасий завещал передать свою личную библиотеку (1080 томов) частично в Московскую духовную академию, а частично - в Петропавловский собор.

Сочинения

  • Слово панегирическое в честь креста св. ордена славнейшего первенственных кавалеров в Священно-Российской империи. СПб., 1725.
  • Поучения и опыт объяснения греч. текста Символа веры сравнительно со славянским (рукопись)

Литература

  • Венгеров С.А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. I. с. 853-854.
  • Булгаков. с. 1396, 1397.
  • Толстой Ю. № 32.
  • Строев. стб. 338, 345, 657, 732.
  • Петров Л. Словарь. с. 31.
  • Православный собеседник. 1907. сент. с. 421; нояб. с. 722.
  • Русская старина. 1873. янв. с. 111.
  • Исторический вестник. 1892. февр. с. 493.
  • Православное обозрение. 1863. янв. с. 48-106.
  • Суворов Н И. Афанасий Кондоиди, епископ Вологодский и Белозерский // Вологодские епархиальные ведомости. - 1866. - № 9. - С. 348-362:
  • БЭС. т. I. с. 541.
  • БЭЛ. т. III. с. 708.
  • БЭЮ. т. II. с. 342.
  • ЭС. 1905, т. I доп. с. 189.
  • Афанасий, епископ Суздальский, до пострижения Анастасий Кондоиди // Русский биографический словарь. Алексинский - Бестужев-Рюмин. - Репринт. воспроизв. изд. 1900 г. - М., 1999. - С. 371:
  • Н.Д. с. 45, 48.
  • Титов А. А., Еп. Афанасий Кондоиди // Русский Архив, 1908. Кн. 3, - С. 5-24:

Использованные материалы



[1]  Суздальский летописец XVIII века Анания Федоров писал: "сей бяше родомъ Гречанинъ Кондійскаго острова (почему и Кондоиди именовашеся), прежде былъ епископомъ на Вологдѣ лѣтъ десять, потомъ же Суздальскій". См. Титов А. А., "Еп. Афанасий Кондоиди" // Русский Архив, 1908, кн. 3, с. 22-23.

[2]  "Анастасий Наусиос (Пауссиос) и Анастасий Кондоиди - одно и то же лицо, в монашестве Афанасий Грек, служивший учителем у детей Д. Кантемира и переселившийся в 1711 г. в Россию". См. Рыженков М. Р., "Дмитрий Кантемир и его документальное наследие в Российском государственном архиве древних актов" // Восточный архив, вып. № 1 (25), 2012, с. 7, 12, http://ivran.ru/f/Arhiv-Vostok-25-2012.pdf. Подробнее см. Μακριδησ (1997). Στοιχεια για τισ Σχεσεισ του Αλεξανδρου Ελλαδιου με τη Ρωσια. Μνήμων, 19, σσ. 14, 19, 32-33, http://ejournals.epublishing.ekt.gr/index.php/mnimon/article...pdf. О том же говорит Большая биографическая энциклопедия 2009 года в статье "Афанасий Наусиос Кандоиди", http://enc-dic.com/enc_biography/Afanasi-nausios-kandoidi-125694.html. Тем не менее, многие греческие исследователи полагают, что Анастасий Михаил из Наусы умер в России 1722-1725 годах. См. выдержки из Χ. Μηνάογλου, Ὁ Ἀναστάσιος Μιχαὴλ ὁ Μακεδὼν καὶ ὁ Λόγος περὶ Ἑλληνισμοῦ, Ἀθήνα 2014, http://zaliosparadosi.blogspot.com/2016/05/blog-post_8.html

[3]  Православная энциклопедия приводит фамилию как Паисиос-Кондоиди, однако другими источниками такое написание не подтверждается

Редакция текста от: 02.07.2016 12:04:28

"АФАНАСИЙ (КОНДОИДИ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google