ДИОНИСИЙ (УШАКОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Дионисий (Ушаков), архиеп. Вятский
Дионисий (Ушаков), архиеп. Вятский
Дионисий (Ушаков), в схиме Димитрий (+ 1721), архиепископ б. Вятский и Великопермский

В миру Давид [1]. Служил священником храма Преображения Господня в селе Погост Дощатый (Спас-Дощатый), в 18 верстах от Зарайска [2]. Вероятно, сын Василия Филиппова, священника того же храма (упомян. в 1671 и 1676 гг.) [3]. Отец двух сыновей: Андрея и Якова и дочери Пелагеи. Происхождение фамилии Ушаков неясно. В 1877 у Строева еще просто - “Діонисій” без фамилии [4], в 1887 появляется предположение - “Діонісій (?Ушаковъ)” [5], в 1892 – уже без вопросов "Діонисій Ушаковъ" у Дурново [6].

Овдовел, принял монашество с именем Дионисий.

Предположительно, с 1693 по 1697 год Дионисий был игуменом Рождественского Боголюбова монастыря под Владимиром, однако по др. сведениям "въ лѣто 7205 (1697)-е Боголюбскій игуменъ Діонисій преставися, посвященъ на мѣсто его Іоасафъ" [7]. В Спас-Дощатской церкви хранилось две записи о дарении [8] "7203 (1695) года декабря в день св. Володимера Боголюбова монастыря игумен Дионисий, что в мире был священник Давид Васильев, дал вклад книги сия, дванадесятныя минеи, в рязанской уезд в Перевицкой стан в погост Дощатый в церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа для поминовения родителей своих и по отшествии души своей грешной и детей своих Андрея и Якова Давидовых, поминать меня грешнаго" и "1710 г. июля 17 преосв. Дионисий архиеп. вятский и великопермский приложил сия книги в ряз.уезд к церкви Преобр. Госп. Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что именуется погоста Дощатаго, в вечное поминовение и ради будущих благ восприятия детей своих и родителей своих и впредь будущим родом поминать. Подписал певчей его Димитрий по его архиер. приказу". Эти записи с большой вероятностью указывают на тождество Боголюбского игумена и Вятского архиерея.

С 1697 года - игумен Московского Данилова монастыря.

Архиепископ Вятский и Великопермский Дионисий
Архиепископ Вятский и Великопермский Дионисий
4 августа 1700 года хиротонисан во епископа Вятского с возведением в сан архиепископа.

В том же году прибыл в кафедральный г. Хлынов (ныне Киров). Осенью 1700 года Хлынов почти полностью выгорел. Архиеп. Дионисий заботился о восстановлении сгоревших церквей, при этом воспользовался случаем упорядочить архитектурный облик церковных строений. В грамоте, разрешающей восстановление сгоревшей церкви Покрова Пресвятой Богородицы, указал, "чтобы верх у нее был не шатровый (не скатами), алтарь сделать круглый прорубной, из алтаря построить три двери, святые иконы в иконостасе поставить по чину" [9]. При нем деревянные церкви Хлынова заменялись каменными (в частности, Покровская церковь в 1709, Иоанно-Предтеченская в 1714), строились новые каменные храмы (Богоявленский собор в 1710, Владимирская церковь в 1718).

При архиеп. Дионисии в Вятской епархии происходило резкое усиление контроля светской власти над церковным имуществом и ослабление власти правящего архиерея. В 1702 году в Хлынов для переписи имущества архиерейского дома прибыл стольник И. П. Назарьев. В перепись попала и часть личного имущества преосв. Дионисия. Как и у других архиереев, у Дионисия было велено опечатать деньги и переписать лошадей. В 1706 году в епархию для новой переписи прибыл стольник А. Греков.

Все это не помешало архиеп. Дионисию накопить значительное имущество. Рункевич характеризовал его как "большого сребролюбца и лихоимца":

"Еще при жизни своей преосвященный снабдил своих детей значительными капиталами, каждую семью - до 8000 р. У них был каменный дом, имение. Вероятно, слухи о переходе архиерейского богатства в мирские руки распространились в Москве. У преосвященного Дионисия была произведена опись имущества и конфисковано 8,5 тыс. р. Получив деньги, дети не очень досматривали ослабевшего старика. После его смерти наследникам пришлось познакомиться на некоторое время с караулом по поводу наследства, которое, очевидно, было бесчестным, хотя, может быть, и законным, но в конце концов все окончилось благополучно" [10].

Игум. Платон (Любарский) писал об архиеп. Дионисии:

"Кроме простоты нравов и смирения, примечания достойного, в жизни сего архиерея ничего не находится и не проговаривается... был кроме российской грамоты ничему не учен, да и у епархиальных своих учености и дальней в чтении славянороссийских книг исправности не требовал; умеющие как ни есть прочитать псалмы Давидовы, по его рассуждению, к произведению на все степени священства и в другие духовные чины бывали достойными; исполнения правил благочиния, воздержания и трезвости от подчиненных взыскивал нестрого..." [11].

Эту характеристику воспроизвел Н. С. Лесков, прибавив, что архиерей имел прозвище Дионисий Препростый.

Посох архиеп. Дионисия. Оружейная палата Московского Кремля
Посох архиеп. Дионисия. Оружейная палата Московского Кремля
Церковный историк протоиерей Г. Никитников возражает:
" …в подтверждение такого свидетельства мы не имеем никаких положительных актов; напротив многое заставляет нас не доверять оному. Во первых – уцелевший в архиве Вятского Воскресенского собора список с указа, которым Преосвященный, подобно предшественнику своему, архиепископу Ионе, с истинно-пастырской заботливостью убеждает, как духовенство, так и мирян всякого возраста и пола, к непременному исполнению христианского долга исповеди и св. причастия во святый и Великий пост, а если кто по отлучке или другим уважительным причинам не может этого сделать в Великий пост, то исполнил бы в другие посты; об ослушных же, т.е. небывших у исповеди и св.причастия предписывает подать ведомости; Во вторых – благословенные грамоты, которыми, разрешая построение церквей, Дионисий входит в самые частные подробности …; И в третьих – заведение при преосвященном Дионисии многих церквей и приходов, как в самом Хлынове, так в других городах и селах" [12].

8 февраля 1718 году уволен на покой и поселился в московском Даниловом монастыре.

По протоиерею Никитникову [13]

"... 1718 г. февраля 8 д. Преосвященный [Дионисий] совсем оставил свою паству и отправился в Москву... Впрочем, и по отбытии своем,... в продолжении целого года, он управлял Вятской епархией... В это время от него получены разрешения... в последний раз, от февраля 1719 г. ...".

Перед смертью принял схиму с именем Димитрий.

Скончался 6 сентября 1721 года в Москве в Даниловом монастыре, где и был погребен у северной стены церкви св. Отцов семи Вселенских Соборов. На самой стене храма над местом погребения была сделана надпись об этом событии. В 1930-х кладбище монастыря было разрушено, могила утрачена.

Литература

  • Булгаков, с. 1398.
  • Строев П., с. 198, 799.
  • Денисов, с. 409.
  • Исторический вестник. 1881, май, с. 56-57, 65.
  • Православный собеседник. 1907, сентябрь, с. 392-398, 400.
  • Н. Д., с. 56.
  • БЭЛ, т. III, с. 1180.
  • БЭС, т. I, с. 592.
  • Платон (Любарский), архиеп. Жизни преосв. архиереев Вятских и Великопермских // Он же. Сб. древностей Казанской епархии и др. приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868. С. 161-193;
  • Спицын А. А. Мат-лы для истории церквей Вятской епархии до XVIII в. Вятка, [1888];
  • Рункевич С. Г. Архиереи Петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. СПб., 1906. Вып. 1;
  • Покровский И. М. Средства и штаты великорус. архиерейских домов со времени Петра I до учреждения духовных штатов в 1764 г. Каз., 1907;
  • Титов А. Архиерей Петровской эпохи в переписке с Петром Великим. М., 1907;
  • Вятская епархия: Ист.-геогр. и стат. описание / Сост.: свящ. Н. В. Кардин, В. И. Шабалин. Вятка, 1912;
  • Вятские епарх. преосвященные с 1658 по 1914 г.: Альбом. Вятка, 1914.

Использованные материалы

  • Г. Е. Колыванов "Дионисий [Ушаков]" // Православная энциклопедия, т. 15, с. 299
  • Биография на сайте "Русское Православие"
  • Сведения Леонида Евгеньевича Дмитриева, потомка вл. Дионисия и исследователя его биографии



[1]  "Описаніе Архива Св. Син.“, 1722 г., стб. 928, № 622 - http://elis.psu.ru/node/127194. Рязанские епархиальные ведомости, 1889, №19, стр.876 - https://vivaldi.nlr.ru/bv000010266/view#page=932. В ряде биографий указано, что в миру он был Димитрием. Вероятно, эта ошибка связана с его именем в схиме - Димитрий.

[2]  Рязанские епархиальные ведомости, 1889, №19, стр.876 - https://vivaldi.nlr.ru/bv000010266/view#page=932

[3]  И. Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», 1 т. Зарайск, 1884, стр.220-221. По окладным книгам 1676г. в Погосте Дощатом значится 182 приходских двора, в числе которых 30 дворянских и 7 крестьянских.

[4]  Строев П.М., "Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви", Спб. 1877, Cтб. 800 - http://books.google.com/books?id=Ac_LAAAAQBAJ&pg=PA798

[5]  Азбучный указатель имен русских деятелей для «Русского биографического словаря»: Часть первая. А - Л., СПб., 1887, С. 203 - http://books.google.com/books?id=zI_5AgAAQBAJ&pg=PA203

[6]  Иерархия Всероссийской церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 т. / [сост. Н.Н. Дурново]. – М. : Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1892, Часть 1, С. 108 - http://books.google.com/books?id=aZgHAwAAQBAJ&pg=PA108

[7]  Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1878. Январь-Март. Книга первая, С. 13 - http://www.runivers.ru/lib/book8180/471414/

[8]  Рязанские епархиальные ведомости , 1889, №19, стр.876-877

[9]  Спицын. С. 6

[10]  Титов. С. 16

[11]  Платон (Любарский). С. 169

[12]  «Иерархи Вятской епархии». Вятка, 1863

[13]  "Иерархия Вятской епархии", с. 21

Редакция текста от: 04.08.2016 09:08:44

"ДИОНИСИЙ (УШАКОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google