Холмская икона Божией Матери |
Празднование 8 сентября
Холмская икона Божией Матери, по преданию, записанному епископом Иаковом (Сушею), была написана Евангелистом Лукой и привезена на Русь из Греции при равноапостольном князе Владимире, который после Крещения получил в дар из Константинополя много икон [1]. Холмский образ Божией Матери изображен на кипарисовой доске.
В 1261 году, во время нашествия татарских полчищ, город Холм был разграблен, икона Божией Матери также пострадала: драгоценный оклад был снят, живопись испорчена, а сама икона выброшена. Через сто лет святая икона была найдена и торжественно поставлена в Холмском соборе. На иконе остались две глубокие раны: одна на левом плече Божией Матери, другая - на Ее правой руке. Сохранилось предание, что нечестивые татары, ограбившие и повредившие святой образ, были тогда же наказаны: они лишились зрения, и лица у них перекосились. Сказание о чудесных знамениях, совершившихся от иконы Божией Матери Холмской, описаны в книге архимандрита Иоанникия (Голятовского) "Новое Небо".
В 1891 году была обновлена риза, обветшавшая за время пребывания под униатами. Освящение новой ризы, изготовленной в ювелирной мастерской Овчинниковых и обошедшейся в 1300 рублей, собранных всем миром, состоялось 8 сентября того же года при участии Леонтия, епископа Холмского и Варшавского, Флавиана, епископа Люблинского и Модеста, епископа Волынского и Житомирского. В 1900 году риза была украшена жемчугами и драгоценными камнями.
Старая риза была бережно помещена в ризницу, а затем перенесена в церковно-археологический музей Холмского братства и возложена на копию Холмской ионы Божией Матери, которая размещалась там в красном углу главной залы.
В июле 1915 года в связи эвакуацией Холмская икона Божией Матери была вывезена в Москву ключником Холмского кафедрального собора протоиереем Николаем Ганкевичем. С началом гонений на Церковь в 1918 году икона была тайно перевезена в Киев и помещена в монастыре святого Флора. Затем была тайно вынесена из монастыря, и оставалось сокрытой в частных домах верующих. Хранители иконы много раз рисковали собой ради образа, одно время он был разобран на отдельные доски.
Холмская икона Божией Матери |
Однако вскоре, в июле 1944 года, икона снова покинула Холм. Архиепископ Иларион (Огиенко) был вынужден уехать на Запад и забрал икону с собой, но под Люблином его обоз попал под бомбардировку и образ был спасен Иларией Булгаковой, кузиной известного писателя Михаила Булгакова. Было принято решение возвратить икону в Холм, и она попала на тайное сохранение протоиерея Гавриила Коробчука бывшего викарием в православном соборе на Даниловой горе в Холме. В 1945 году он был вынужден уехать на Украину, где образ сохранялся его семьей в секрете вплоть до 1990-х годов. Тем временем строились различные догадки о судьбе иконы, а иные считали ее утерянной.
В 1996 году дочь отца Гавриила, Надежда Горлицкая (Коробчук), отдала икону на реставрацию в Луцкий Музей Волынской иконы с условием сохранения тайны. До 2000 года о существовании иконы знал ограниченный круг выходцев из Холмщины. После первого этапа реставрационных работ, в августе 2000 года, члены Волынского общества "Холмщина" решили обнародовать икону и передать ее в собственность Украинского государства.
Весть об обретении иконы была вначале встречена с недоверием верующими Холма, но исследование подтвердило подлинность образа и 21 сентября 2001 года из Луцка в Холм была передана фотокопия чудотворного образа.
Использованные материалы
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life1486.htm
- http://pravicon.com/icon-347
- Страница официального сайта Люблинской епархии:
- Ременяка, Оксана, "Чудотворный образ Холмской Божьей Матери. История спасения одной иконы", День (Киев), №108, 6.VII.2006:
- "Чудотворна ікона Холмської Богородиці. Повернення з небуття" (заключение), Сокаль i Сокальщина:
[1] По данным в статье Оксаны Ременяка - была создана в Византии во 2-й половине XI века. См. Ременяка, Оксана, "Чудотворный образ Холмской Божьей Матери. История спасения одной иконы", День (Киев), №108, 6.VII.2006, http://www.day.kiev.ua/164874/