20.09.2024 16-17 сентября 2024 года на территории Патриаршего центра «Логос» Коптской Церкви в монастыре преподобного Паисия Великого в Нитрийской пустыне (Египет) прошло Совещание Поместных Православных и Древних Восточных Церквей.
Мероприятие состоялось по приглашению патриарха Коптского Тавадроса II и было посвящено вопросам упрочения единства между Поместными Православными Церквами и Древними Восточными Церквами, в первую очередь, в части имплементации результатов официального богословского диалога, имевшего место в 1989-1993 годы — во время активной деятельности Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами. Также на встрече обсуждались другие вопросы, касающиеся широкой повестки межхристианского сотрудничества.
С православной стороны в работе Совещания приняли участие делегаты от Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Польской, Албанской Православных Церквей и Православной Церкви в Америке. С древневосточной стороны — представители Коптской, Сирийской Ортодоксальной, Армянской Апостольской (Эчмиадзинский и Киликийский Католикосаты) и Эритрейской Церквей.
Московский Патриархат представляли наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ректор Московской духовной академии епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл (Зинковский) и секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов).
Заседание прошло за круглым столом в атмосфере конструктивного диалога.
В своем выступлении епископ Сергиево-Посадский Кирилл отметил символизм того, что совещание проходит в Нитрийской пустыне, где некогда зародилось христианское монашество, и в обители святого Паисия Великого, с которой связаны важнейшие вехи истории богословского диалога между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами, в том числе принятие в 1989 году первого «Согласованного заявления и предложения Церквам». Именно в этом документе нашли отражение догматические формулировки, на основе которых в 1990 году в Шамбези (Швейцария) было принято «Второе согласованное заявление и предложения Церквам», которое завершило официальный этап богословского диалога и должно было стать основой для имплементации его результатов Поместными Православными и Древними Восточными Церквами. В силу разных причин за прошедшие более чем три десятилетия данный процесс не был активен. Хотя в 1990-х и 2000-х годах состоялось несколько посвященных этому заседаний разного формата, в том числе Рабочая встреча в Афинах (Греция) в 2014 году.
Иеромонах Стефан (Игумнов) подчеркнул, что наиболее тщательное изучение упомянутых документов провела Русская Православная Церковь. В середине 1990-х годов состоялось несколько заседаний Синодальной библейско-богословской комиссии, посвященных формулированию позиции Московского Патриархата по данному вопросу. Итоги деятельности Комиссии резюмировали Архиерейские Соборы Русской Православной Церкви 1997 и 2000 годов. Их предписания реализуются через участие делегаций Московского Патриархата в последующих имеющих отношение к диалогу заседаниях, в том числе на уровне двусторонних богословских консультаций, которые проводят Русская Православная Церковь и Коптская Церковь. Ими руководствовались представители Московского Патриархата и на данной встрече.
Являющиеся на данный момент сопредседателями Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами митрополит Халкидонский Эммануил (Константинопольский Патриархат) и митрополит Эль-Кусийский и Меирский Фома (Коптская Церковь) представили информацию о предшествующих этапах и достижениях диалога и рассказали о том, что несмотря на тот факт, что с 1993 года Комиссия более не созывалась, была проведена определенная работа в рамках деятельности двух подкомиссий: по литургическим и пастырским вопросам. Они проанализировали корпус богослужебных текстов, в первую очередь Божественной литургии, и различные стороны пастырской практики Древних Восточных Церквей, придя к выводу об отсутствии в них противоречий с православным богословием и традицией.
Участники встречи вспомнили приснопамятного митрополита Дамиеттского Бишоя, бывшего сопредседателя Комиссии, «который сыграл важную и решающую роль вместе с митрополитом Швейцарским Дамаскином из Швейцарии и митрополитом Мирским Хризостомом в быстром развитии богословского диалога». Была отмечена необходимость «немедленных действий по реализации соглашений диалога и то, что в наши дни голос православной веры может принести надежду людям и упрочить положение христианства в современном обществе».
Состоялись дискуссии и обмен мнениями относительно перспектив продолжения диалога, итогом которых стало принятое Коммюнике встречи. В нем, в частности, отмечено, что представители Церквей «признали успешные шаги диалога и одновременно выработали конкретные меры, необходимые для восстановления полного общения, рассмотрев "дорожную карту", ранее подготовленную рабочей группой официальных делегатов в Афинах 24-25 ноября 2014 года» и выслушали «позицию каждой Церкви относительно "Согласованных заявлений" и вопросов, касающихся их имплементации».
«Участники единогласно согласились с тем, что:
I) две совместные подкомиссии по литургическим и пастырским вопросам продолжат свою работу;
II) двое сопредседателей Комиссии посетят Предстоятелей Православных Церквей и Древних Восточных Церквей, чтобы сообщить о положительных результатах диалога и получить их отзывы относительно подписанных Общих заявлений и Предложений;
III) будет создан совместный веб-сайт, содержащий все необходимые документы предыдущего двустороннего диалога, доступные новым членам Смешанной комиссии, которые будут назначены их Церквами, для облегчения процесса принятия решений;
IV) две православные [церковные] семьи вовлекут все уровни духовенства, монахов и мирян в реализацию диалога».
Участники Совещания также обсудили общие вызовы, стоящие сегодня перед Церквами в нравственной сфере, призвали к утверждению в современном обществе незыблемости христианского понимания брака и семьи и заявили о категорическом неприятии несущих угрозу человечеству нетрадиционных отношений.
В принятом по итогам Совещания Совместном коммюнике отмечено:
«Единым голосом, храня верность общей богословской, библейской и святоотеческой традиции, участники подняли вопрос о кризисе института семьи и антропологических вызовах, присутствующих в современном светском обществе, выразив желание, чтобы все христиане стали посланниками (2 Кор. 5:20) Христа в современном мире, дабы преображать его светом истины и мудрости.
Наши Церкви рассматривают неразрывный и любящий союз между мужчиной и женщиной в священном браке как "великое таинство" (Еф. 5:32), отражающее отношения между Христом и Церковью, что отличается от некоторых современных подходов к браку. Из этого союза возникает семья, которая рассматривается как единственное основание для рождения и воспитания детей в соответствии с Божественным замыслом. Поэтому наши Церкви считают семью "малой Церковью" и обеспечивают ей соответствующее пастырское попечение и поддержку.
Наши Церкви категорически отвергают оправдание однополых отношений в рамках того, что называется "абсолютной человеческой свободой", которая наносит вред человечеству. Подтверждая свою полную веру в права человека и свободу, наши Церкви также утверждают, что творческая свобода не является абсолютной до такой степени, чтобы нарушать и разрушать заповеди Творца».
Участники Совещания выступили за возвращение всех христианских Церквей к единой дате празднования Пасхи в соответствии с определениями I Вселенского Собора 325 года. В принятом по итогам Совещания Совместном коммюнике указано, что «поскольку в 2025 году будет отмечаться 1700-летие первого Вселенского Собора в Никее и христиане по всему миру отпразднуют Пасху в один и тот же день, представители Церквей — участниц Совещания выразили желание, чтобы все христиане во всем мире праздновали Пасху, следуя канонической традиции Никеи и православной пасхалии».