Попов Алексей Александрович пользователь православный Сообщений: 318 Дата регистрации: 08.03.2012 |
Нектарий
23.08.2013 11:55:24 |
|
> Память 9 ноября в день кончины, 21 августа в день перенесения мощей в 1953 году [1] (Греч.)
> [1] У греков память перенесения мощей празднуется 3 сентября н.ст., что соответствует 21 августа старого стиля
Вообще, довольно путанное объяснение: с одной стороны, 21 августа праздник, как указано, "(греч.)", с другой - сами греки празднуют свой праздник (назло предыдущему утверждению) 3 сентября. Объяснение несоответствия различием юлианского и григорианского (строго говоря, ново-юлианского) календарей не выдерживает критики, т.к. день кончины 9 ноября празднуется греками по ново-юлианскому календарю в тот же день 9 ноября, который соответствует русскому юлианскому календарю (http://www.saint.gr/2960/saint.aspx), и никаких подгонки и приспосабливания тут не требуется. Учитывая, что в ссылке-источнике http://www.pilgrim-greece.ru/main/subject-1240/ данныех о 21 августа нет, а ссылка http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...567 вообще ведет на несуществующую страницу, путаница создана, видимо, в статье-источнике, автор которой (сам или копируя предшествующего автора) произвольно "поправил" 3 сентября на 21 августа. Итак, единственным источником празднования даты перенесения мощей является http://www.saint.gr/930/saint.aspx, а следовательно и 21 августа нужно исправить на 3 сентября. |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4790 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: Нектарий
23.08.2013 16:24:29 в ответ на "Нектарий" (Попов Алексей Александрович) |
|
Ситуация очень неоднозначная. По сложившейся практике, памяти греческого календаря, отсутствующие в русских святцах, переносятся без учета разницы стилей. Однако в большинстве случаев речь идет о старых праздниках, которые и греки ранее отмечали по старому стилю, а Русская Церковь продолжает придерживаться юлианского календаря и потому не переносит эти празднования на новый стиль вслед за греками. Память св. Нектария отмечается 9 ноября в обоих Церквах, но у нас - по старому стилю, т.е. на 13 дней позже, 9/22 ноября. Св. Нектарий скончался 9 ноября 1920 года. Греция перешла на новый стиль в 1924 году, следовательно есть основания считать дату кончины 9 ноября старостильной. Поэтому празднование в Русской Церкви его памяти 9/22 ноября вполне обосновано. 3 сентября по новому стилю греки отмечают перенесение мощей свт. Нектария в 1953 году. В этот день, 3 сентября 1953 года, по юлианскому календарю было 21 августа, поэтому такая проекция в наш календарь вполне логична, было бы странно отмечать событие на две недели позже. Так мы поступаем со всеми новостильными датами, проецируем их на наш старостильный календарь. Конечно, и в этом случае есть нестыковка, память перенесения мощей свт. Нектария оказывается в окружении совсем других праздников, отличных от календаря Элладской Церкви. Но тут уж ничего не сделаешь. Если в официальный церковный календарь РПЦ память свт. Нектария будет помещена под 3 сентября ст.ст. - переделаем и у нас. |
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
"Освоение" новостильных памятей
20.03.2015 15:48:00 в ответ на "Re: Нектарий" (Александр Иванов) |
|
> Ситуация очень неоднозначная.
Действительно. Но общий подход к таким случаям выработать придётся. > По сложившейся практике, памяти греческого календаря, отсутствующие в русских святцах, переносятся без учета разницы стилей. Однако в большинстве случаев речь идет о старых праздниках, которые и греки ранее отмечали по старому стилю, а Русская Церковь продолжает придерживаться юлианского календаря и потому не переносит эти празднования на новый стиль вслед за греками.
Решил разобраться - какие вообще есть примеры официального перенесения в наш календарь памятей, изначально привязанных к "новостильным" событиям. Вот что пока удалось найти:
Константинопольский Синод 22 мая 2003 года постановил праздновать его память "25 июля (в день его успения)". Под этой же датой мы находим память и в современных греческих святцах (http://www.saint.gr/4131/saint.aspx).
Синодальным решением от 6 октября того же года память внесена в святцы Русской Церкви "с установлением празднования его памяти 12 июля, как это установлено в Константинопольской Православной Церкви" (http://www.sedmitza.ru/lib/text/429523/).
Был прославлен Константинопольской Церковью 19 февраля 1992 и ныне его память в греческих синаксарях значится под 7 апреля (http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2591/sxsaintinfo.aspx) - т.е. в день его преставился по новому стилю (http://www.impantokratoros.gr/125E49E5.el.aspx),
Память внесена в месяцеслов Русской Церкви по благословлению патриарха Алексия II и поныне значится на официальном календаре под 25 марта (http://calendar.rop.ru/mes1/mar25.html)
Канонизирован Константинопольской Церковью 2 ноября 2008 года, и ныне в греческих месяцесловах его память - 4 ноября, в день кончины по новому стилю (http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1095/sxsaintinfo.aspx)
24 декабря того же года определением Священного Синода Русской Православной Церкви его имя включено в месяцеслов Русской Церкви с установлением празднования его памяти 24 октября (интерпретация статьи ПЭ - http://www.pravenc.ru/text/164269.html, в синодальном журнале сказано "6 ноября" - http://www.patriarchia.ru/db/text/514547.html), "как это установлено в Константинопольском Патриархате".
Также - почитаются у новостильных греков под днями кончины по новому стилю - 4 января и 2 декабря соответственно.
В русский месяцеслов 25 декабря 2014 года видимо включены по старому стилю - т. е. 22 декабря и 19 ноября соответственно. Видимо потому что в официальном синодальном журнале сказано " с определением празднования их памяти соответственно 12 февраля, 4 января и 2 декабря - как это установлено в Константинопольской Православной Церкви." То, что это новостильные даты, не сказано впрямую, но следует из того что в следующем журнале говорится об установлении памяти св. Гавриил (Ургебадзе) "2 ноября" - при том что он празднуется в Грузинской Церкви именно в день кончины - 20 октября ст. с. (2 ноября н.с.). См. http://www.patriarchia.ru/db/text/3891448.html.
Думаю этих примеров достаточно чтобы вывести правило на будущее. Т.е. - если новостильная память установлена в привязке к событию по новому стилю, привязку эту надо сохранять и переносить память в календарь "Древа" под соответствующей юлианской датой. Если согласны, то можно впредь обоходиться без дополнительных оговорок и замечаний рядом с такими памятями. |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: "Освоение" новостильных памятей
20.03.2015 16:56:43 в ответ на ""Освоение" новостильных памятей " (Харин, Илья Николаевич) |
|
Только что как раз закончил статью о прп. Мелетии Ипсенийском. Его Синдо РПЦ постановил внести в месяцеслов тем же решением, что и преподобных Никифора Прокаженного и Порфирия Кавсокаливита. Оказалось, последние двое в календаре РПЦ есть, а первого так и не внесли! Подозреваю, что не могли определить, по какому стилю вносить, да так и бросили... Стал разбираться: две имеющиеся памяти - новостильные. А что с Мелетием? Почил в конце XIX века, но дата кончины неизвестна. К счастью, в в англ. статье на сайте Конст. Патр. нашёл прямым текстом: поскольку дата неизвестна, память назначена в день тезоименитства (помнится, такой вариант кто-то из модераторов в обсуждении предусматривал - вот как раз и он). И я с чистой совестью внёс в статью старостильную дату, несмотря на то, что двое греческих святых "из того же Журнала" внесены с новостильными датами. А в общем, конечно, нужно запомнить простую вещь: Греция перешла на новый стиль 9 марта/23 марта 1924 года. Так что привязанные к конкретным датам после этого дня памяти должны быть вносимы как новостильные, до этого дня - как старостильные. (В основном у нас "проблемы" со святыми, прославляемыми Константинополем. Хотя бывают и другие варианты.) |
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Re: "Освоение" новостильных памятей
20.03.2015 17:34:22 в ответ на "Re: "Освоение" новостильных памятей " (д. Александр Васильев) |
|
> память назначена в день тезоименитства (помнится, такой вариант кто-то из модераторов в обсуждении предусматривал - вот как раз и он). И я с чистой совестью внёс в статью старостильную дату, несмотря на то, что двое греческих святых "из того же Журнала" внесены с новостильными датами.
Я тоже думаю что это верно - в принципе. Но нужно, наверное, оговаривать этот момент в тексте статьи - что-то в роде "прославлен с празднованием в день тезоименитства". > В основном у нас "проблемы" со святыми, прославляемыми Константинополем. Хотя бывают и другие варианты.
Конечно. Есть же еще румынские и антиохийские святые, есть греки жившие не в Греции, и т. д. |
||
Ответить |