Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "НЕКТАРИЙ ЭГИНСКИЙ"

Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1629
Дата регистрации: 09.06.2006
"Освоение" новостильных памятей
20.03.2015 15:48:00 в ответ на "Re: Нектарий" (Александр Иванов)

> Ситуация очень неоднозначная.

Действительно. Но общий подход к таким случаям выработать придётся.

> По сложившейся практике, памяти греческого календаря, отсутствующие в русских святцах, переносятся без учета разницы стилей. Однако в большинстве случаев речь идет о старых праздниках, которые и греки ранее отмечали по старому стилю, а Русская Церковь продолжает придерживаться юлианского календаря и потому не переносит эти празднования на новый стиль вслед за греками.

Решил разобраться - какие вообще есть примеры официального перенесения в наш календарь памятей, изначально привязанных к "новостильным" событиям. Вот что пока удалось найти:

  1. Свт. Григорий (Каллидос), митр. Ираклийский (+ 1925).
  2. Константинопольский Синод 22 мая 2003 года постановил праздновать его память "25 июля (в день его успения)". Под этой же датой мы находим память и в современных греческих святцах (http://www.saint.gr/4131/saint.aspx).
    Синодальным решением от 6 октября того же года память внесена в святцы Русской Церкви "с установлением празднования его памяти 12 июля, как это установлено в Константинопольской Православной Церкви" (http://www.sedmitza.ru/lib/text/429523/).
  3. Прп. Савва Новый, Калимнский (+ 1948)
  4. Был прославлен Константинопольской Церковью 19 февраля 1992 и ныне его память в греческих синаксарях значится под 7 апреля (http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2591/sxsaintinfo.aspx) - т.е. в день его преставился по новому стилю (http://www.impantokratoros.gr/125E49E5.el.aspx),
    Память внесена в месяцеслов Русской Церкви по благословлению патриарха Алексия II и поныне значится на официальном календаре под 25 марта (http://calendar.rop.ru/mes1/mar25.html)
  5. Прп. Георгий (Карслидис), Новый исповедник (+ 1959)
  6. Канонизирован Константинопольской Церковью 2 ноября 2008 года, и ныне в греческих месяцесловах его память - 4 ноября, в день кончины по новому стилю (http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1095/sxsaintinfo.aspx)
    24 декабря того же года определением Священного Синода Русской Православной Церкви его имя включено в месяцеслов Русской Церкви с установлением празднования его памяти 24 октября (интерпретация статьи ПЭ - http://www.pravenc.ru/text/164269.html, в синодальном журнале сказано "6 ноября" - http://www.patriarchia.ru/db/text/514547.html), "как это установлено в Константинопольском Патриархате".
  7. Прпп. Никифор Прокаженный (+ 1964) и Порфирий Кавсокаливит (+ 1991)
  8. Также - почитаются у новостильных греков под днями кончины по новому стилю - 4 января и 2 декабря соответственно.
    В русский месяцеслов 25 декабря 2014 года видимо включены по старому стилю - т. е. 22 декабря и 19 ноября соответственно. Видимо потому что в официальном синодальном журнале сказано " с определением празднования их памяти соответственно 12 февраля, 4 января и 2 декабря - как это установлено в Константинопольской Православной Церкви." То, что это новостильные даты, не сказано впрямую, но следует из того что в следующем журнале говорится об установлении памяти св. Гавриил (Ургебадзе) "2 ноября" - при том что он празднуется в Грузинской Церкви именно в день кончины - 20 октября ст. с. (2 ноября н.с.). См. http://www.patriarchia.ru/db/text/3891448.html.

Думаю этих примеров достаточно чтобы вывести правило на будущее. Т.е. - если новостильная память установлена в привязке к событию по новому стилю, привязку эту надо сохранять и переносить память в календарь "Древа" под соответствующей юлианской датой.

Если согласны, то можно впредь обоходиться без дополнительных оговорок и замечаний рядом с такими памятями.

Ответить