Обсуждение статьи "МИТРОФАН (АБРАМОВ)"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1747
Дата регистрации: 03.04.2013
по другим данным умер в конце 1940-х гг
22.11.2020 23:18:00

Виктор Косик писал:

"Митрофан (Николай Абрамов; ?-1944, по другим данным умер в конце 1940-х гг.), епископ Сумский, викарий Харьковской епископии. Родился в Воронежской губ. Закончил Воронежскую Духовную Семинарию и КазДА. В 1920 г. эмигрировал в Королевство СХС. Подвизался в монастырях Сербской Православной Церкви св. Романа, св. Стефана, был игумен в монастырях Раковицы и Дечаны. Много лет управлял монашеской школы в Дечанском монастыре. Хиротонисан во епископа. Принял схиму с именем Макарий. Похоронен у Иверской часовни".

Источник: Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (20-40-е гг. XX века) - М.:2000: http://www.dorogadomoj.com/dr59kos09.html#ime

См. ветку о настоятелях в Дечанах: https://drevo-info.ru/forum/17583.html

К слову, если архим. Леонтий Нинкович был настоятелем до 1935, то Дионисий (Миливоевич) только в июне 1938 был избран еп. Моравичским.

Согласно Андрею Кострюкову, в 1940 настоятелем в Дечаны был назначен Феодосий (Мельник).

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
МП

Сообщений: 336
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: по другим данным умер в конце 1940-х гг
23.11.2020 10:50:49 в ответ на "по другим данным умер в конце 1940-х гг" (Олексій Тре)

> Виктор Косик писал:
> : "Митрофан (Николай Абрамов; ?-1944, по другим данным умер в конце 1940-х гг.), епископ Сумский, викарий Харьковской епископии. Родился в Воронежской губ. Закончил Воронежскую Духовную Семинарию и КазДА. В 1920 г. эмигрировал в Королевство СХС. Подвизался в монастырях Сербской Православной Церкви св. Романа, св. Стефана, был игумен в монастырях Раковицы и Дечаны. Много лет управлял монашеской школы в Дечанском монастыре. Хиротонисан во епископа. Принял схиму с именем Макарий. Похоронен у Иверской часовни".
> Источник: Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (20-40-е гг. XX века) - М.:2000: http://www.dorogadomoj.com/dr59kos09.html#ime

Определённая дата стоит у Антуана Нивьера - 4 ноября 1945 года. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе, 1920-1995 : биографический справочник / Антуан Нивьер. - Москва : Рус. путь ; Париж : YMCA-PRESS, 2007. - 573 с. С. 323 литература при этом, возможно ссылается, на Мануила (Лемешевского), Никона (Рклицкого) и того же Косика В.И. https://azbyka.ru/otechnik/books/file/28466-Православные-свя...pdf По другим данным указанным в ссылке Русская Церковь в Югославии (20-40-е гг. XX века) - М.:2000:- нет ничего (по простому, он их не указывает), а значит и внимания не стоит обращать.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1747
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: о пребывании в Дечанах в 1940 г.
23.11.2020 11:20:34 в ответ на "Re: по другим данным умер в конце 1940-х гг" (Губин Андрей Владимирович)

> Определённая дата стоит у Антуана Нивьера - 4 ноября 1945 года. *Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе, 1920-1995 : биографический справочник / Антуан Нивьер. - Москва : Рус. путь ; Париж : YMCA-PRESS, 2007. - 573

Спасибо за ссылку. https://azbyka.ru/otechnik/books/file/28466-Православные-свя...pdf

Вот только у Антуана Нивьера (со ссылками на Мануила (Лемешевского), Никона (Рклицкого) [не указан том] и того же Косика В.И.):

"... настоятель сербского монастыря Раковица и начальник духовного училища при этом монастыре (1922-1933), а затем настоятель монастыря Высоки Дечани (1933-1945), начальник духовного училища в Дечанах, перед кончиной принял схиму под именем Макария".

И как к этим источникам относится? Как к источникам с неточностями? Которые опираются на косвенные или неполные данные, сшитые белыми нитками, допускают ошибочные предположения? Причем эти предположения не стыкуются с информацией о др. православных священнослужителях.

У того же Нивьера о Феодосии (Мельнике), на с. 511 читаем:

"... принят в клир Сербской Православной Церкви, член братии сербского Дечанского монастыря (1940), настоятель Дечанского монастыря (1940)."

- Здесь более надежные ссылки на Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода // ГАРФ, ф. 6343, он. 1, 1922-1941, ед. хр. 24-199. Лит.: ПР. 1957. № 15.

Еп. Митрофан был настоятелем и наставником в Раковице только с 1926, в Дечаны в 1933 ехать отказался, + в Дечанах, до 1935 был настоятелем архим. Леонтий Нинкович, а с 1935 по 1937 - наместник Димитрий, с 1937 по 1938 - архим. Дионисий (Миливоевич). Последний в мае 1933 в сане иером. был назнач. наставником школы в Дечанах (куда отказался переезжать еп. Митрофан). С 1938 в Дечанах старшим был игумен Иоанн. С 1940 архим. Феодосий (Мельник). Да, есть данные, что еп. Митроофан в 1940 в Дечанах рукополагал буд. настоятеля Дечанского монастыря Макария (Поповича) (наст. с 1957). Но, в каком статусе тогда и с какого периода времени еп. Митрофан находился в Дечанском монастыре? См. http://www.manastir-lepavina.org/vijest.php?id=743

Шкаровский писал:

"В сербской печати появились сообщения и о том, что был убит один из авторитетных деятелей Русской Православной Церкви за границей, бывший более 20 лет келейником председателя Архиерейского Синода митрополита Антония (Храповицкого) и настоятелем русской синодальной церкви в Сремских Карловцах архимандрит Феодосий (Мельник), якобы сожженный албанскими националистами вместе с монастырем святого князя Стефана Дечанского, где архимандрит служил духовником 4-классной монастырской школы. К счастью это оказалось ошибкой.[xxiii]

Мужской монастырь Дечаны во имя Христа Пантократора находилась в ущелье реки Бистрицы вблизи границы с Албанией и считалась одной из главных сербских святынь, так как там хранились мощи св. кн. Стефана. Перед началом войны братия обители насчитывала около 200 человек, в том числе 35 в священном сане (часть из них были русскими эмигрантами); кроме того в монастыре имелся приют, где содержалось 150 детей-сирот, и 120 человек училось в монастырской школе. 60 % местного населения, проживавшего в округе обители составляли албанцы и 40 % - сербы (почти все они были депортированы в период оккупации).[xxiv]

Вскоре после разгрома югославской армии ученики и наставники работавшей до 8 апреля 1941 г. монастырской школы уехали из Лавры в Сербию, в том числе директор этой школы епископ Сумский Митрофан (Абрамов), скончавшийся после принятия схимы с именем Макарий в ноябре 1944 г. в Белграде и похороненный у Иверской часовни, и преподаватель школы игумен Иоанн (Кухтин) - будущий митрополит Пражский и всея Чехословакии. Отец Феодосий остался для охраны монастыря. Он не был убит и вместо покинувшего обитель игумена Дионисия [коммент. - не игумена, а с 1935/1937 архимандрита, а с 1938 епископа] стал исполнять обязанности настоятеля Дечанского монастыря. В середине апреля 1941 г. группа албанцев попыталась занять обитель, но была отбита, 20 апреля в монастырь пришли немцы и временно оставили там гарнизон из 40 солдат, при этом албанцы все-таки захватили земли и большую часть имущества обители. В сентябре 1941 г. в монастыре остались лишь пять насельников: архимандрит, иеромонах, иеродиакон и два монаха, и к 1942 г. в ней поселилось несколько семейств беженцев - черногорцев и сербов.[xxv]"

где:

[xxiii] Сведения об о. архимандрите Феодосии // Церковная жизнь. 1942. № 7. С. 110.
[xxiv] Тодич Б., Кузеванов О.А., Турилов А.А. Дечаны // Православная энциклопедия. Т. XIV. М., 2006. С. 481-482.
[xxv] Архив Светог Архиjереjског Синода Српске Православне Цркве Београд, ф. XIII, бр. 42/1941; Косово 1389-1989. Земля живых. Београд, 1989. С. 328-329.

См. Шкаровский М. В. Албанская Православная Церковь в годы II Мировой войны — 25 августа 2009: https://bogoslov.ru/article/452250

Как видно из текста 2009 года, здесь еп. Митрофан указан не как настоятель монастыря, а как директор школы, а ноябрь 1944 - это не дата смерти, а даты принятия схимы...

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1747
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: 31 декабря 1944 /13 января 1945
24.11.2020 00:35:47 в ответ на "Re: по другим данным умер в конце 1940-х гг" (Губин Андрей Владимирович)

> Определённая дата стоит у Антуана Нивьера - 4 ноября 1945 года

Шкаровский приводит др. дату - 13 января 1945 года, см. Шкаровский М. В. Русская и Сербская Православные Церкви в ХХ веке (история взаимоотношений). - Санкт-Петербург: Изд-во СПбПДА, 2016, с. 218: http://books.google.com./books/?id=koJfDwAAQBAJ&pg=PT218

Др. данные: Годы жизни:1877-06.11.1944 Номер участка/ряда/могилы:80а/2/26: http://rn-belgrade.ru/necropolis/м/#toggle-id-40 [фото могилы: http://rn-belgrade.ru/wp-content/uploads/2015/12/1116.jpg ].

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1747
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: о пребывании в Дечанах в 1940 г.
24.11.2020 23:41:07 в ответ на "Re: о пребывании в Дечанах в 1940 г." (Олексій Тре)

> есть данные, что еп. Митроофан в 1940 в Дечанах рукополагал буд. настоятеля Дечанского монастыря Макария (Поповича) (наст. с 1957). Но, в каком статусе тогда и с какого периода времени еп. Митрофан находился в Дечанском монастыре? См. http://www.manastir-lepavina.org/vijest.php?id=743

На апрель 1937 еп. Митрофан был еще настоятелем в Раковице: "Убрзо, 3.априла 1937.године, образован је одбор за подизање Храма, у ком су за почасне председнике именовани Епископ Митрофан, старешина манастира Раковице, и Јелена Радојкић. До краја 1937. године храм је озидан и покривен, а 6.јуна 1938. сасвим завршен."

Источник: Храм Светог Вартоломеја и Варнаве // Сайт муниципалитета города Раковица: http://rakovica.rs/o-rakovici/znamenitosti/hram-svetog-varto...ve/

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1747
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: 31 декабря 1944 /13 января 1945
25.11.2020 14:21:11 в ответ на "Re: 31 декабря 1944 /13 января 1945" (Олексій Тре)

> > Определённая дата стоит у Антуана Нивьера - 4 ноября 1945 года
> Шкаровский приводит др. дату - 13 января 1945 года, см. Шкаровский М. В. Русская и Сербская Православные Церкви в ХХ веке (история взаимоотношений). - Санкт-Петербург: Изд-во СПбПДА, 2016, с. 218:: http//books.google.com./books/?id=koJfDwAAQBAJ&pg=PT218

или его же Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей и русская церковная эмиграция в Югославии после окончания второй мировой войны (в 1945-1950-х гг. ) // Христианское чтение, 1916, №6, с. 235: http://christian-reading.info/data/2015/06/2015-06-13.pdf

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1747
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: о пребывании в Дечанах в 1940 г. (фото)
26.11.2020 15:05:20 в ответ на "Re: о пребывании в Дечанах в 1940 г." (Олексій Тре)

> На апрель 1937 еп. Митрофан был еще настоятелем в Раковице ..

Фото (м-р Высоки Дечани, не раннее нач. 1940 - не позднее апреля 1941):

Похоже, четвертый слева архим. Феодосий (Мельник) и рядом по центру епископ Митрофан (Абрамов).

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1747
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Иконописная школа в Раковице в 1930-е гг. (фото)
01.12.2020 17:21:09 в ответ на "Re: о пребывании в Дечанах в 1940 г. (фото)" (Олексій Тре)

> Фото (м-р Высоки Дечани, не раннее нач. 1940 - не позднее апреля 1941):
> четвертый слева архим. Феодосий (Мельник) и рядом по центру епископ Митрофан (Абрамов).

Еще одно фото: "Иконописная школа в сербском монастыре Раковица . 1930-е гг." [ в первом ряду по центру еп. Митрофан (Абрамов) и еп. Иоанн (Печерский) ].

См. Старообрядчество в России (XVII—XX века). Сб. науч. тр. Вып. 5 - М: 2013, с. 537: http://www.academia.edu/5476013/

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1747
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: о монастырях - Св. Стефана и Св. Романа
04.12.2020 05:45:00 в ответ на "Re: Иконописная школа в Раковице в 1930-е гг. (фото)" (Олексій Тре)

Избитая фраза, которая ни о чем не говорит:

> С 1922 по 1933 год настоятельствовал в разных сербских монастырях - Св. Стефана и Св. Романа, затем в монастыре Раковица.

Клементьев (см. Материалы к жизнеописанию епископа Печерского Иоанна (Булина)) пишет, что еп. Митрофан был настоятелем мон. Св. Стефана с 1921 по 1926 год. О настоятельстве еп. Митрофана в монастыре Св. Стефана в декабре 1925 - январе 1926 упом. в др. статье (см. Юр. Данилец. Из документов личного архива архимандрита Матфея (Вакарова)).

В том же 1926 г. еп. Митрофан, уже в качестве директора монашеской школы, читал лекции на миссионерских курсах в мон-ре Раковица (см. http://svetinjebraniceva.rs/index.php?option=com_content&vie...=59 ).

О пребывании еп. Митрофана в монастыре Св. Романа (этот монастырь, как и м-рь Св. Стефана, расположен возле Алексинац; см. верхнюю часть карты Нишской епархии: http://eparhijaniska.rs/manastiri ), в котором когда то был похоронен полковник Н.Н. Раевский, нигде ни полслова (см., например, здесь: http://ihc.rs/news/2014/03/15/poseshenie-monastyrya-sv-romana). И временной промежуток, когда в этом монастыре мог быть настоятелем еп. Митрофан, не прослеживается.

P.S.: Как предположение - возможно, в 1922 - 1926 гг. заброшенный м-рь Св. Романа был приписан к монастырю Св. Стефана...

Ответить