Обсуждение статьи "МИТРОФАН (АБРАМОВ)"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1637
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: о пребывании в Дечанах в 1940 г.
23.11.2020 11:20:34 в ответ на "Re: по другим данным умер в конце 1940-х гг" (Губин Андрей Владимирович)

> Определённая дата стоит у Антуана Нивьера - 4 ноября 1945 года. *Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе, 1920-1995 : биографический справочник / Антуан Нивьер. - Москва : Рус. путь ; Париж : YMCA-PRESS, 2007. - 573

Спасибо за ссылку. https://azbyka.ru/otechnik/books/file/28466-Православные-свя...pdf

Вот только у Антуана Нивьера (со ссылками на Мануила (Лемешевского), Никона (Рклицкого) [не указан том] и того же Косика В.И.):

"... настоятель сербского монастыря Раковица и начальник духовного училища при этом монастыре (1922-1933), а затем настоятель монастыря Высоки Дечани (1933-1945), начальник духовного училища в Дечанах, перед кончиной принял схиму под именем Макария".

И как к этим источникам относится? Как к источникам с неточностями? Которые опираются на косвенные или неполные данные, сшитые белыми нитками, допускают ошибочные предположения? Причем эти предположения не стыкуются с информацией о др. православных священнослужителях.

У того же Нивьера о Феодосии (Мельнике), на с. 511 читаем:

"... принят в клир Сербской Православной Церкви, член братии сербского Дечанского монастыря (1940), настоятель Дечанского монастыря (1940)."

- Здесь более надежные ссылки на Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода // ГАРФ, ф. 6343, он. 1, 1922-1941, ед. хр. 24-199. Лит.: ПР. 1957. № 15.

Еп. Митрофан был настоятелем и наставником в Раковице только с 1926, в Дечаны в 1933 ехать отказался, + в Дечанах, до 1935 был настоятелем архим. Леонтий Нинкович, а с 1935 по 1937 - наместник Димитрий, с 1937 по 1938 - архим. Дионисий (Миливоевич). Последний в мае 1933 в сане иером. был назнач. наставником школы в Дечанах (куда отказался переезжать еп. Митрофан). С 1938 в Дечанах старшим был игумен Иоанн. С 1940 архим. Феодосий (Мельник). Да, есть данные, что еп. Митроофан в 1940 в Дечанах рукополагал буд. настоятеля Дечанского монастыря Макария (Поповича) (наст. с 1957). Но, в каком статусе тогда и с какого периода времени еп. Митрофан находился в Дечанском монастыре? См. http://www.manastir-lepavina.org/vijest.php?id=743

Шкаровский писал:

"В сербской печати появились сообщения и о том, что был убит один из авторитетных деятелей Русской Православной Церкви за границей, бывший более 20 лет келейником председателя Архиерейского Синода митрополита Антония (Храповицкого) и настоятелем русской синодальной церкви в Сремских Карловцах архимандрит Феодосий (Мельник), якобы сожженный албанскими националистами вместе с монастырем святого князя Стефана Дечанского, где архимандрит служил духовником 4-классной монастырской школы. К счастью это оказалось ошибкой.[xxiii]

Мужской монастырь Дечаны во имя Христа Пантократора находилась в ущелье реки Бистрицы вблизи границы с Албанией и считалась одной из главных сербских святынь, так как там хранились мощи св. кн. Стефана. Перед началом войны братия обители насчитывала около 200 человек, в том числе 35 в священном сане (часть из них были русскими эмигрантами); кроме того в монастыре имелся приют, где содержалось 150 детей-сирот, и 120 человек училось в монастырской школе. 60 % местного населения, проживавшего в округе обители составляли албанцы и 40 % - сербы (почти все они были депортированы в период оккупации).[xxiv]

Вскоре после разгрома югославской армии ученики и наставники работавшей до 8 апреля 1941 г. монастырской школы уехали из Лавры в Сербию, в том числе директор этой школы епископ Сумский Митрофан (Абрамов), скончавшийся после принятия схимы с именем Макарий в ноябре 1944 г. в Белграде и похороненный у Иверской часовни, и преподаватель школы игумен Иоанн (Кухтин) - будущий митрополит Пражский и всея Чехословакии. Отец Феодосий остался для охраны монастыря. Он не был убит и вместо покинувшего обитель игумена Дионисия [коммент. - не игумена, а с 1935/1937 архимандрита, а с 1938 епископа] стал исполнять обязанности настоятеля Дечанского монастыря. В середине апреля 1941 г. группа албанцев попыталась занять обитель, но была отбита, 20 апреля в монастырь пришли немцы и временно оставили там гарнизон из 40 солдат, при этом албанцы все-таки захватили земли и большую часть имущества обители. В сентябре 1941 г. в монастыре остались лишь пять насельников: архимандрит, иеромонах, иеродиакон и два монаха, и к 1942 г. в ней поселилось несколько семейств беженцев - черногорцев и сербов.[xxv]"

где:

[xxiii] Сведения об о. архимандрите Феодосии // Церковная жизнь. 1942. № 7. С. 110.
[xxiv] Тодич Б., Кузеванов О.А., Турилов А.А. Дечаны // Православная энциклопедия. Т. XIV. М., 2006. С. 481-482.
[xxv] Архив Светог Архиjереjског Синода Српске Православне Цркве Београд, ф. XIII, бр. 42/1941; Косово 1389-1989. Земля живых. Београд, 1989. С. 328-329.

См. Шкаровский М. В. Албанская Православная Церковь в годы II Мировой войны — 25 августа 2009: https://bogoslov.ru/article/452250

Как видно из текста 2009 года, здесь еп. Митрофан указан не как настоятель монастыря, а как директор школы, а ноябрь 1944 - это не дата смерти, а даты принятия схимы...

Ответить