Обсуждение статьи "ХАРИТОН (ДРОБОТОВ)"

Губин Андрей Владимирович
пользователь
МП

Сообщений: 301
Дата регистрации: 13.09.2011
На 74-м году жизни
11.11.2020 12:46:19

Родился архимандрит в 1860 году (у меня эта дата не вызывает сомнений): всё сходится 73 года на момент смерти - 18 января 1934 года -- было бы 74 года - в 1934 году включительно (не думаю, что дата рождения до 5 января в 1861 году случилась).

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1625
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: На 74-м году жизни
11.11.2020 15:05:06 в ответ на " На 74-м году жизни" (Губин Андрей Владимирович)

> Родился архимандрит в 1860 году (у меня эта дата не вызывает сомнений): всё сходится 73 года на момент смерти - 18 января 1934 года -- было бы 74 года - в 1934 году включительно (не думаю, что дата рождения до 5 января в 1861 году случилась).

Цитата: "18 января въ Белграде на 74-омъ году жизни скончался Архимандритъ Харитонь (въ міру Харлампій Давидовичъ Дроботовъ. Родился онъ въ Турціи въ 1861 г. въ семье православнаго священника, переселившегося въ 1865 году вместе съ болгарами колонистами въ Таврические степи" - т.е., непонятно, что для составителей некролога означало выражение [на 74-м году]. В списках, поданных до февраля.1915, указан возраст [51 г.].

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
МП

Сообщений: 301
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: На 74-м году жизни
11.11.2020 16:38:02 в ответ на "Re: На 74-м году жизни" (Олексій Тре)

> > Родился архимандрит в 1860 году (у меня эта дата не вызывает сомнений): всё сходится 73 года на момент смерти - 18 января 1934 года -- было бы 74 года - в 1934 году включительно (не думаю, что дата рождения до 5 января в 1861 году случилась).
> Цитата: "18 января въ Белграде на 74-омъ году жизни скончался Архимандритъ Харитонь (въ міру Харлампій Давидовичъ Дроботовъ. Родился онъ въ Турціи въ 1861 г. въ семье православнаго священника, переселившегося въ 1865 году вместе съ болгарами колонистами въ Таврические степи"

1860 год рождения - это у Косика В.И. (cм. использ. мат-лы), совпадает со словами в цитате на 74 году жизни. Что касается родился в 1861 году - вполне может быть опечатка, а насчёт списков 1915 года (1863-64 г.р)- совсем не сходится по возрасту (в 11-12 лет училище?, в 17-18 семинарию?, 21-22 - академию?) - не мог он так заканчивать учебные заведения (соотв. 15-21-25, вот это стандартно и у многих так).

> - т.е., непонятно, что для составителей некролога означало выражение [на 74-м году]. В списках, поданных до февраля. 1915, указан возраст [51 г.].

Выражало возраст почившего священнослужителя. Мне также непонятно, почему они написали (пересказ это или биография) в 1861 году в Турции (упрощенка до хорошего не доводит), да и ещё в семье православного священника уже в 1861 году (хотя набедренник получил только в 1875, возможно тогда это было в порядке вещей- через десятки лет давать первую награду).

В общем у этих составителей само себе противоречие в их писаниях (1861 + 73 = 1934, логично, когда не в самом раннем периоде года; но 74-й год жизни явно не в их пользу - в спешке, не разобрались; а может просто от незнания), а мы стали по разную сторону этих событий (модератор совсем всё убрал). Надо бы было прежде разобрать теорию (на основании правдивых источников), а потом вносить коррективы в статью (очевидное пострадало ни за что; надеюсь Косик В.И. не списывал ниоткуда - по биографии могут быть в чём-то ошибки, но не плагиат (содранный без последствий)).

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1625
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: На 74-м году жизни
11.11.2020 16:55:07 в ответ на "Re: На 74-м году жизни" (Губин Андрей Владимирович)

> 1860 год рождения - это у Косика В.И. (cм. использ. мат-лы),
который похоронил архимандрита в сентябре 1932.

У Матисона вообще "ХАРИТОН (Дроботов Харлампий [Давидович]), архим., ректор Волынской ДС, [1860–1931]", см. Российская генеалогия: научный альманах. Выпуск четвертый, с. 406 (в печку)

- На Росс. генеалогии не замарачивались. Антуан Нивьер, см. http://books.google.com/books?id=fC8YAQAAIAAJ , писал:

"ХАРИТОН (Дроботов Харлампий Давидович; ок. 1860 — сконч . после 1931 , Сербия ), архимандрит. Окончил Таврическую Духовную семинарию и С. - Петербургскую Духовную академию (1885 ) , однокурсник митр . Антония (Храповицкого) [г.р. 1863], пострижен в монашество и рукоположен во иеромонахи, до революции ректор Волынской Духовной семинарии в сане архимандрита, затем законоучитель в разных учебных заведениях, после революции эмигрировал во Францию, первоначально работал на металлургическом заводе в г. Крезо (1924 ) ..."

- т.е. у Матисона "ок. 1860" = "1860", "после 1931" = "1931".

> Что касается родился в 1861 году - вполне может быть опечатка,
Как и в обратную сторону - например, родился в 1861, скончался на 75-году жизни.

> а насчёт списков 1915 года (1863-64 г.р)
Вот здесь может быть опечатка [51 г.], хотя, и в 22 заканчивали академию (см. выше).

> надеюсь Косик В.И. не списывал ниоткуда - по биографии могут быть в чём-то ошибки, но не плагиат
Виктор Иванович допустил еще один казус:

"Был близко знаком с ... будущим предстоятелем Сербской Православной Церкви Варнавой (Росичем), также его сокурсником по академии, с которым они жили в одной келии."

По всей видимости архим. Харитотон мог делить одну келию с будущим предстоятелем Сербской Церкви, но не во время учебы, а в 1905 году, во время исполнения им чреды священнослужения и проповеди слова Божия в Санкт-Петербурге.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1625
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: На 74-м году жизни
12.11.2020 15:34:10 в ответ на "Re: На 74-м году жизни" (Губин Андрей Владимирович)

> не разобрались; а может просто от незнания), а мы стали по разную сторону этих событий (модератор совсем всё убрал). . Надо бы было прежде разобрать теорию (на основании правдивых источников), а потом вносить коррективы в статью (очевидное пострадало ни за что...

Очевидным есть это только косвенные данные. Понятно, что 51 г. на нач.1915 - это скорее устаревшие данные (списки могли быть поданы и в 1913-1914, например согласно этому списку Митрофану (Абрамову) 37 лет). Согласен, что этот источник непригоден для установления даты рождения.

Но, и 1860 год не набирает по моим оценкам и 80% вероятности. Некрополисты склоняются к 1861:

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1625
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: фото из семейного архива
12.11.2020 17:12:39 в ответ на "Re: На 74-м году жизни" (Губин Андрей Владимирович)

> Мне также непонятно, почему они написали (пересказ это или биография) в 1861 году в Турции (упрощенка до хорошего не доводит), да и ещё в семье православного священника уже в 1861 году (хотя набедренник получил только в 1875, возможно тогда это было в порядке вещей- через десятки лет давать первую награду).

Там написано, что Давид [Дионисиевич] Дроботов [1] только в 1865 переехал в Таврические степи. На 1869 он уже упоминается священником в Бердянском уезде, [2].

В Талинском Русском Голосе, 1934, №64 на с. 1 под сообщением о смерти стоит подпись: "Горячо любящіе дочь, зять и внуки". Рискну предположить, что автором некролога мог быть зять архимандрита (в пользу такого предположения говорит предоставленное в редакцию газеты фото (напечатано там же), скорее всего взято из семейного архива).

Ниже, на фото Лидия Пумпянская сидит третья справа (рядом свящ. Чернозерский Василий Иванович): http://russianestonia.eu/index.php?title=Пумпянская_Лидия_Харлампиевна



[1]  Умеръ 2 августа 1893 г, см. Список участников кассы духовенства на 1891 - 1897(1898) // Таврические ЕВ, 1897, №34 (29 августа), с. 927-928; 1899, №22 (15 ноября), с. 1553-1554.

[2]  См. "Сведеніе о томъ, сколько и отъ кого именно поступило въ Таврическое Попечительство о бѣдныхъ духовнаго званія сбора по пригласительнымъ листамъ на 1869 годъ" // Таврические епархиальные ведомости, 1870, № 32 (15 декабря), с. 1049; [Сведеніе ... на 1870 годъ] 1871, №12 (1 ноября), с. 678.

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
МП

Сообщений: 301
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: На 74-м году жизни
13.11.2020 03:08:21 в ответ на "Re: На 74-м году жизни" (Олексій Тре)

> Но, и 1860 год не набирает по моим оценкам и 80% вероятности. Некрополисты склоняются к 1861:
> * "Харитон, архимандрит (Дроботов; ок.1861 - 5/18 января 1934) (уч.90, м.329)", см., Русский некрополь в Белграде. 1920-1996 гг., Белград - Новый Сад, 1997: http://rn-belgrade.ru/wp-content/uploads/2017/09/Русский-Нек...doc
> * "Харитон (Дроботов; ок. 1861 5/18 янв. 1934, Белград), архимандрит", см. Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917-1997. Том 6. Книга 3. Х-Я. 2007, с. 36: http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/nezabytye-mogily-...ah/

Не всё так категорично в процентах и однозначно. Ок. 1861 (=~ хорошо, что не конкретно) - это может равняться условному 26 декабря ст.ст. 1860 г. равно как в других местах обозначен год кончины 1933 - что, на самом деле - 5/18 января 1934.

По хорошему, хотелось бы знать конкретную дату рождения: а не только разнящие себя 1860/1861, но это ближе к истине (не бросается в глаза несоответствие возраста в уч. заведениях).

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1625
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: На 74-м году жизни
13.11.2020 08:58:47 в ответ на "Re: На 74-м году жизни" (Губин Андрей Владимирович)

> По хорошему, хотелось бы знать конкретную дату рождения:

Хотелось бы, хотябы для начала глянуть:

  • Архивный фонд Учебного комитета при Святейшем синоде: РГИА, ф. 802. Оп. 10. 1910. Д. 385:http://rgia.su/object/6881381 - О службе окончившего в 1885 г. курс кандидата Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Харитона (Дроботова). Крайние даты 1885.
  • Послужные списки монашествующих Российской империи за 1853–1917 гг.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 917: http://rgia.su/object/2407364023 - [Харитон (Дроботов Харлампий Давидович), архимандрит, ректор Волынской духовной семинарии. Крайние даты 1904].

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1625
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: На 74-м году жизни [вопрос о г.р. закрыт]
18.11.2020 23:47:18 в ответ на "Re: На 74-м году жизни" (Олексій Тре)

> "Харитон, архимандрит (Дроботов; ок.1861 - 5/18 января 1934) (уч.90, м.329)", см., Русский некрополь в Белграде. 1920-1996 гг., Белград - Новый Сад, 1997

Спасибо Курским волонтерам. Надпись на фото другая : Архимандрит Харитон 1860 — 18.01.1934 , см. здесь http://rn-belgrade.ru/necropolis/д/ [ http://rn-belgrade.ru/wp-content/uploads/2015/12/н27.jpg ]. Фото тоже, что и в некрологе.

Интересно, что написано в служебном листе? см. Архимандрит Харитон (Харалампије Давидович Дроботов“, Гласник – службени лист Српске православне патријаршије, XV, 9 (Сремски Карловци, 1934), 149-150.

> По хорошему, хотелось бы знать конкретную дату рождения: а не только разнящие себя 1860/1861, но это ближе к истине

"а) въ Духовной Семинаріи. Ректоръ, архимандритъ Харитонъ Дроботовг, 45 лѣтъ. Въ 1885 г., по окончаніи курса С.-Петерб. академіи со сте-пенью кандидата, опредѣленъ на должность псаломщика въ Таврическ. епархіи; 1886 г. назначенъ помощ. инспектора Оренбургской дух. семинаріи; 1888 г. рукоположенъ во священника къ приходской церкви въ Донской епархіи; 1892 г. назначенъ законоучптелемъ Новочеркаской мужск. гимназіи и перемѣщенъ па таковую же должность въ Таганрогскую жен. гимназію; 1895 г. переведенъ законоучптелемъ въ Ростовскую на Дону муж. гимназію; 1898 г. принять на епарх. службу въ Тавр, епархію; 1902 г. назначенъ законоучителем ь Ѳеодосійскаго учительскаго института, 1904 г. постриженъ въ монашество съ причисленіемъ къ Житомірскому архіерейскому дому, и назначенъ ректоромъ Волынской семинаріи съ возведеніемъ въ санъ архимандрита; 1905 г. 7 іюля переведенъ на таковую же должность въ Екатеринославскую семинарію."

  • Личный состав служащих в духовно-учебных заведениях Екатиринославской епархии на 1905/06-й учебный год // Екатиринославские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный, 1905, №24 (21 августа) [прибавление], с. 3:

Ответить