Обсуждение статьи "ДОНЕЦКАЯ УСПЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1596
Дата регистрации: 03.04.2013
К списку настоятелей
07.09.2020 15:06:10

У Димитрия (Самбикиа), см. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии, Воронеж, 1886, вып. 4, с. 253: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/12640#mode/inspect/page/255/zoom/4 в списке настоятелей указано: "Настоятелями Старо-Донец. Предтечева монастыря были: Іоаннъ—строитель, основатель монастыря (съ 1696 г.). Архимандритъ Іоасафъ (до 1711 г., въ Азовѣ), а съ 1711 г., въ Донецкомъ монастырѣ. Строители іеромон. Ѳеофилъ (съ 171г.), архим. Исаія, іеромонахъ Павелъ (съ 1735), архимандритъ Питиримъ (1739) іеромон. Филаретъ (1749), архим. Петръ (1755), ..."

- нет указ. на Петр (упом. 1745), не нашел об этом и в др. источниках;
- у Дим. Самбикина вероятно опечатка "Феофил (c 171г.)". В Историко-статистическом описании, 1877, С. 39, указано: "Феофан (в 1715)", то же повторяет Токмаков, С. 79.
- архим. Исаия указан без даты - в промежутке между 1715 и 1735, предполагаю поставить его ближе к 1735.

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
МП

Сообщений: 300
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: К списку настоятелей
09.09.2020 18:26:49 в ответ на "К списку настоятелей" (Олексій Тре)

> У Димитрия (Самбикиа), см. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии, Воронеж, 1886, вып. 4, с. 253: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/12640#mode/inspect/page/255/zoom/4 в списке настоятелей указано: "Настоятелями Старо-Донец. Предтечева монастыря были: Іоаннъ—строитель, основатель монастыря (съ 1696 г.). Архимандритъ Іоасафъ (до 1711 г., въ Азовѣ), а съ 1711 г., въ Донецкомъ монастырѣ. Строители іеромон. Ѳеофилъ (съ 171г.), архим. Исаія, іеромонахъ Павелъ (съ 1735), архимандритъ Питиримъ (1739) іеромон. Филаретъ (1749), архим. Петръ (1755), ..."
> : - нет указ. на Петр (упом. 1745), не нашел об этом и в др. источниках;
А зачем убирать?.. Вот и я не нашел сейчас; но, не думаю, что откуда был взят список - там что-то иное было написано. Возможно, опечатка, а вдруг и нет..
> : - у Дим. Самбикина вероятно опечатка "Феофил (c 171г.)".
> В Историко-статистическом описании, 1877, С. 39, указано: "Феофан (в 1715)", то же повторяет Токмаков, С. 79.

Опечатка может быть только в недостатке года..А человек такой был.. Феофил упоминается в сане архимандрита в конце 1830-х, прибывшего (на епитимью) в Толшевский монастырь к Амвросию Дубравенскому, впоследствии ставшим настоятелем в Донецком Предтечевом (с апреля 1840). См. Спасопреображенский Толшевский монастырь (Очерк из истории монашества на Дону), Воронежские епархиальные ведомости, 1902, № 8 неофиц. часть. с. 211.

> : - архим. Исаия указан без даты - в промежутке между 1715 и 1735,

Архим. Исаия (по прозвищу Волошанин) в Донецком монастыре правил с 1718 года, он был соратником митр. Пахомия (Шпаковского). См. "Из истории церковной старины", Воронежские епархиальные ведомости, 1902, № 8 неофиц. часть. с. 196-201.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1596
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: К списку настоятелей
09.09.2020 20:14:25 в ответ на "Re: К списку настоятелей" (Губин Андрей Владимирович)

> Архим. Исаия (по прозвищу Волошанин) в Донецком монастыре правил с 1718 года, он был соратником митр. Пахомия (Шпаковского). См. "Из истории церковной старины", Воронежские епархиальные ведомости, 1902, № 8 неофиц. часть. с. 196-201.

Думается, что следует читать не "с 1718", а "после 1718", где 1718 - это год подчинения монастыря: "Дѣятельность архимандрита Исаіи началась тѣмъ, что онъ былъ назначенъ правителемъ Успенскаго Донецкаго мо­настыря, который только что въ 1718 году, былъ подчиненъ Воронежскому архіерею".

  • Исаия (ок. 1718/19 - 1720)

Рункевич, пишет. что "Вь 1720-мъ году въ Петербургъ былъ вызванъ по обвиненію въ укрывательствѣ «неприличныхъ противу персоны Его Величества» со стороны нѣкоторыхъ казаковъ выраженій Воронежскій архимандритъ, судія, Исаія (Волошинъ, или, какъ онъ называется въ другихъ случаяхъ, Волошенинъ и Волохь). < ..> Онъ былъ «изъ діаконовъ Волошекой земли», въ мірѣ именовался Іоаннъ, монашество принялъ въ Воронежскомъ Архіерейскомъ Домѣ вь 1717-мъ году, имѣя отъ роду 28 лѣтъ".

См. Александро-Невская лавра 1713-1913, СПб: Синодальная тип., 1913, С. 182-183.

> Феофил упоминается в сане архимандрита в конце 1830-х, прибывшего (на епитимью) в Толшевский монастырь к Амвросию, , впоследствии ставшим настоятелем в Донецком Предтечевом.

Нет, Феофил не мог быть настоятелем в Донецком. Архимандрит Феофил (Фиников) (в мире Петр Иванов) был на послушании в Толшевском с 18 янв. 1836 по 10 июля 1837. О нем за этот период см. Чистович И. А. История перевода Библии на русский язык, СПб, 1899, С. 81: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chistovich/istorija-perev...107

Согласно "Описи указов Св. Синода", архим. Феофил был только "управляющим" Толшевским монастырем. См. Воронежская Старина, Выпуск 2, 1903, С. 296: http://elibrary.tambovlib.ru/?ebook=2540#n=302

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
МП

Сообщений: 300
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: К списку настоятелей
09.09.2020 21:37:58 в ответ на "Re: К списку настоятелей" (Олексій Тре)

> > Феофил упоминается в сане архимандрита в конце 1830-х, прибывшего (на епитимью) в Толшевский монастырь к Амвросию, , впоследствии ставшим настоятелем в Донецком Предтечевом.
> Нет, Феофил не мог быть настоятелем в Донецком. Архимандрит Феофил (Фиников) (в мире Петр Иванов) был на послушании в Толшевском с 18 янв. 1836 по 10 июля 1837. О нем за этот период см. Чистович И. А. История перевода Библии на русский язык, СПб, 1899, С. 81: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chistovich/istorija-perev...107

У Самбикина может быть не совсем Фиников, а другой. О иером. Феофиле (из Донецкого Предтечева) может быть совсем нигде не сведений. По каким признакам Вы понимаете что это один и тот же человек?

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1596
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: К списку настоятелей
09.09.2020 21:42:32 в ответ на "Re: К списку настоятелей" (Губин Андрей Владимирович)

> У Самбикина может быть не совсем Фиников, а другой. О иером. Феофиле (из Донецкого Предтечева) может быть совсем нигде не сведений. По каким признакам Вы понимаете что это один и тот же человек?

> Опечатка может быть только в недостатке года.
Я уже указал на характер опечатки "Феофан (в 1715)" vs "Феофил (с 171г.)", где "5" = "г". Единственное, что может быть, так это опечатка не у Самбикина, а в Историко-статистическом описании, 1877, С. 39. В любом случае, здесь Феофан/Феофил - это одно и тоже лицо.

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
МП

Сообщений: 300
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: К списку настоятелей
09.09.2020 21:54:57 в ответ на "Re: К списку настоятелей" (Олексій Тре)

> > У Самбикина может быть не совсем Фиников, а другой. О иером. Феофиле (из Донецкого Предтечева) может быть совсем нигде не сведений. По каким признакам Вы понимаете что это один и тот же человек?
> > Опечатка может быть только в недостатке года.
> Я уже указал на характер опечатки "Феофан (в 1715)" vs "Феофил (с 171г.)", где "5" = "г". Единственное, что может быть, так это опечатка не у Самбикина, а в Историко-статистическом описании, 1877, С. 39. В любом случае, здесь Феофан/Феофил - это одно и тоже лицо.

Может быть и так; но у Финикова в биографии совсем не упомянут Донецкий Предтечев монастырь...

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1596
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: К списку настоятелей
09.09.2020 21:58:29 в ответ на "Re: К списку настоятелей" (Губин Андрей Владимирович)

> Может быть и так; но у Финикова в биографии совсем не упомянут Донецкий Предтечев монастырь...

И я об этом. 1830-е для связки Феофил+Донецкий Предтечев монастырь - вычеркиваем.

  • Феофил/Феофан (1715), строитель., иером.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1596
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: К списку настоятелей
09.09.2020 22:31:10 в ответ на "Re: К списку настоятелей" (Губин Андрей Владимирович)

> > : - нет указ. на Петр (упом. 1745), не нашел об этом и в др. источниках;
> А зачем убирать?.. Вот и я не нашел сейчас; но, не думаю, что откуда был взят список - там что-то иное было написано. Возможно, опечатка, а вдруг и нет..

Каюсь, поспешил: "въ 1747 г. присланъ для неисходнаго пребыванія архимандритъ Донецкаго Предтечева монастыря Воронежской Епархіи Петръ и дабы онъ не убѣжалъ, пристаплены къ нему солдаты, въ 1748 году переведенъ въ Златоустовъ;" см. сноску Историческое описание Московского Знаменского монастыря, что на старом государевом дворе. - М., 1866, С. 26: http://www.prlib.ru/item/416650#i=2085786_doc1_566DB24B-BF40...iff

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
МП

Сообщений: 300
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: К списку настоятелей
10.09.2020 10:11:56 в ответ на "Re: К списку настоятелей" (Олексій Тре)

> > > : - нет указ. на Петр (упом. 1745), не нашел об этом и в др. источниках;
> > А зачем убирать?.. Вот и я не нашел сейчас; но, не думаю, что откуда был взят список - там что-то иное было написано. Возможно, опечатка, а вдруг и нет..
> Каюсь, поспешил: "въ 1747 г. присланъ для неисходнаго пребыванія архимандритъ Донецкаго Предтечева монастыря Воронежской Епархіи Петръ и дабы онъ не убѣжалъ, пристаплены къ нему солдаты, въ 1748 году переведенъ въ Златоустовъ;" см. сноску Историческое описание Московского Знаменского монастыря, что на старом государевом дворе. - М., 1866, С. 26: http://www.prlib.ru/item/416650#i=2085786_doc1_566DB24B-BF40...iff

Архим. Петр – из казначеев Воронежского Архиерейского Дома. Большую часть жизни он проводил вне монастыря, в разъездах по монастырским вотчинам и в Москве на подворья, иногда без разрешения епископа. Главною причиной таких отлучек он выставлял хлопоты по восстановлению нарушенных владельческих прав Донецкого монастыря. Преосвящ. Феофилакт, считал его сутягой и нетрезвым человеком, только растрачивающим монастырское имущество. Между прочим, в один переезд из Москвы в рязанскую вотчину у него из саней выкрали все документы на монастырские земли. Проезжая в 1747 году по епархии и не заставши на месте архимандрита, преосв. Феофилакт увидел, что главные заботы по монастырю и по вотчинному хозяйству лежат на благочинном монастыря архим. Феодосии. «Точию как видно, что полной власти над братией и над вотчинными крестьянами, опасаясь помянутого по приказом бродячего архимандрита, иметь не смеет, – того ради приказал оному благочинному иером. Феодосию отныне как по Духовному Донецкому Правлению, так и по монастырю Донецкому в указных отправах и прочих текущих делах именоваться и писаться старостою поповским и келарем того монастыри без всякого от того архимандрита Петра опасения» См. Никольский П.В., Глава IV. Перемены в положении придонских монастырей, происшедшие под влиянием Петровских преобразований (1695-1764) https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolskij/monashestvo-na-donu/4

> > Может быть и так; но у Финикова в биографии совсем не упомянут Донецкий Предтечев монастырь...
> И я об этом. 1830-е для связки Феофил+Донецкий Предтечев монастырь - вычеркиваем.
> * Феофил/Феофан (1715), строитель., иером.

По Никольскому список настоятелей выглядит примерно так:

  • Иоасаф (Шамаев) (1716-1719)
  • Исаия (Волошанин)
  • Питирим
  • Павловский протопоп (Петропавловского собора Александр Иосифов)
  • Иоасаф (11-й?)
  • Иоасаф (Шамаев), 2 раз (май 1725 - 1730?)
  • Питирим (1730? - 1739)
  • Петр (1739 - 1750)
  • Вениамин (1750 - 1751?)
  • Дальше снова какой-то ПЕТР, видимо II (у Самбикина) (1755)
  • Корнилий, в схиме Кирилл (упом. 1756-57 - упом. 1764; + 29 ноября 1774)
    • Транквиллин (упом. 1861)

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1596
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: К списку настоятелей
10.09.2020 10:31:41 в ответ на "Re: К списку настоятелей" (Губин Андрей Владимирович)

> См. Никольский П.В., Глава IV. Перемены в положении придонских монастырей, происшедшие под влиянием Петровских преобразований (1695-1764) https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolskij/monashestvo-na-donu/4

Опередили. Будет время поправлю. Вот только: а) 18 мая 1725 г. по запросу строителя Епифания Синод только сделал запрос в Московскую Дикастерию, за что именно был отрешен казначей Варсонофий. Иоасаф (Шамаев) вернулся в Донецкий из Ломовского только после освящения там Казанского храма (т. е. в ноябре 1825). б) Архим. Петр в 1847 уже был под арестом. С этого времени, по Никольскому, монастырем управлял казначей иероcхимонах Феодосий.

С учетом документов Синода:

  • Иоасаф (Шамаев) (1716-1719), по факту до 1718
  • Исаия (Волошанин) (1718 )
  • Питирим (упом. 19 янв. 1719)
    • Павловский протопоп Александр (упом. 9 дек. 1719 и 28 марта 1721)
    • Аристарх (упом. март 1721), наместник, ризничий иеромон.
  • Иоасаф II (упом. 1721), при Иосафе монахи подали две жалобы, вторая в Синод в июне 1721, по которой возникло настоящее дело...

№ 368/170 от 7 июля / 22 ноября 1722 По прошенію монаховъ Успенской Донецкой пустыни , С. 416: http://books.google.com/books/?id=CDQ2AQAAMAAJ&pg=PA415

(См. Приложеніе № XXXIV Описи церковному имуществу Донецкой Успенской пустыни, Воронежской епархии , 1719—1721 годовъ. http://books.google.com/books?id=WWhcAAAAcAAJ&pg=PR365 ; http://books.google.com/books/?id=CDQ2AQAAMAAJ&hl=ru&pg=PR371)

Далее по Никольскому:

    • Епифаний (упом. 18 мая 1725), строитель
  • Иоасаф (Шамаев), 2 раз (ноябрь 1725 - †1737)
  • Питирим (1737 - †1739)
  • Петр (1739 - 1750), по факту до 1747
    • Феодосий (1747 - 1750), казначей, иероcхимонах
  • Вениамин (1750 - 1751?)
  • ...
  • После Корнилия, в схиме Кирилл (†3 сент. 1774)
  • Феофан (до 23 окт. 1775 г.), строитель иеромонах
  • Варсонофий (†16 янв. 1777), архим, бывший ранее настоятелем Мигулинского монастыря
  • Пахомий (1777 - 13 ноября 1779)
  • Варлаам (13 ноября 1779 - 23 марта 1781), из казначеев Елецкого монастыря
  • Транквиллин (23 марта 1781 - 11 января 1783)
  • Палладий (11 января 1783 - †6 мая 1784)
  • Иоасаф (30 декабря 1786 - 1792) "управлял сравнительно долго", уволен на покой в Толшевский монастырь († 1793)
  • Аркадий (до 1799), из казначеев Задонского монастыря

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1596
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: К списку настоятелей
10.09.2020 22:34:13 в ответ на "Re: К списку настоятелей" (Губин Андрей Владимирович)

> * Корнилий, в схиме Кирилл (Филькевич) (упом. 1763 - упом. 1764; + 29 ноября 1774) в Валуйском Успенском монастыре (упом. 1764)

- игумен Корнилий (Филькевич) (в мире Константин), сын хорунжия Сумского полка. Пострижен в монашество в 1743 в Миропольском Николаевском монастыре, где проходил послушание. 14 янвяря 1744 пострижен в мантию и произведен в иеродиакона. В том же месяце переведен в Краснокутский монастырь. В 1748 возвращен в Мирополье, где 27 марта 1751 рукоположен в иеромонаха. Потом был строителем в Харьковской Аркадиевой пустыни, откуда был забран в Белгородский архиерейский дом для управления вотчинами. По смерти свт. Иоасафа (Горленко), был назначен наместником в Мирополье, откуда в 1755 был повторно взят в слоб. Грайворон управителем. 20 ноября 1757 (в книге опечатка, написано 1775), был назначен игуменом Валуйского монастыря. В 1778 ему было 54 года. В 1786 удалился на покой в Мирополье.

На заметку: В 1763 в Валуйский монастырь был сослан за пьянство игумен (неизвестно какого) монастыря Кирилл, но и здесь он пил, буянил, бил монахов.

См. Олейников Т. М. Материалы по истории Валуйского Николаевского монастыря // Воронежская Старина, Вып. 13, Отд. 3, С. 55, 57-58, 66, 68, 72.

В книге Архів Коша Нової Запорозької Січі : корпус документів 1734–1775, Т. 4, С. 347 приводится документ № 205 (датирован 2 сентябрем 1756 года) - вверенная грамота "Выбранному Донецкого Успенского монастира архимандритомъ Карнилиемъ з братиею повѣренному Касияну Григориеву сину Сагайдачному", в которой

"К сему вируюшему писму Успенского, Предтечева Донецкого монастира Корнилій архимандритъ, подписался ... 1756 году, сентябра 2 д. сие вѣруюшее писмо в Бахмутской правинциално канцеляріи свидителствовано, а по свидетелству явилось: подлинно писано по согласию означеного Касяна Согойдачного в книгу имена подписани подлинно жъ архимандърита Карнилия з братиею рукамы."

Там же, на С. 325-327 приводится ордер №4931 гетмана Кирилла Разумовского о последствиях рассмотрения в Генер. войсковом суде дела о захвате запорожцами в 1749 и 1750 коней из табуна Донецкого монастыря. Дело велось в теч. 9 лет и было рассмотрено в войсковом суде феврале 1757. На тот момент истцом выступал архим. Корнилий.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1596
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: К списку настоятелей
12.09.2020 21:31:57 в ответ на "Re: К списку настоятелей" (Олексій Тре)

> Корнилий, в схиме Кирилл (упом. 1756-57 - упом. 1764; + 29 ноября 1774)

[Донецкий монастырь]:

  • Питирим (1737 - †1739)
    • Петр (27 марта 1737 - 26 декабря 1739) [1], наместник, иеромонах
  • Петр ( 26 декабря 1739 - 1750), архимандрит - по факту до 1747
    • Феодосий (1747 - 1750), казначей, келарь, иеромонах
  • Вениамин (1750 - 1751?)
  • Корнилий (в схиме Кирилл) (упом. 1752-53 - + 29 ноября 1774) - Переведен из Дивногорского монастыря [2]

В ист.-ст. описании (1877) : "Тѣло его погребено въ Стародонецкомъ подворьѣ, въ южномъ углѣ придѣльнаго храма у окна. съ такою надписью: «здѣсь погребено тѣло архимандрита Корнилія, въ схимонасѣхъ Кирилла, въ 1774 г. ноября 29», а у Никольского, Монашество на Дону (1909) "архим. Корнилій, въ схимѣ Кириллъ (†3 сент. 1774 г.)".

[Дивногорский монастырь]:

  • Лазарь (... - 16 января 1745)
  • Корнилий (17 февраля 1745 - упом. 1746) [1] [3] - Переведен в Донецкий монастырь [2]
  • Феодосий (26 февраля 1753 - ...) ] [3]



[1]  Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода, 1738, стб. 850: http://archive.org/details/libgen_00326451/page/n431/mode/2up

[2]  "В ведомости о монастырских настоятелях за 1752–3 гг. < ..> 4 переведены из настоятелей других монастырей < ..> Напр., ... Донецкий Корнилий из Дивногорского м-ря", см. Никольский. Монашество на Дону. Глава IV, С. 171 (Коммент. к сноске 1) : http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolskij/monashestvo-na-don...352

[3]  Успенский Дивногорский монастырь : исторический очерк , С. 20: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/13045#mode/inspect/page/28/zoom/4

Ответить