Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ВАСИЛИЙ (ЛУЗИН)"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2250
Дата регистрации: 03.04.2013
Заметки на полях
06.01.2020 02:54:52

[Заметки на полях, у кого есть время для чтения]

Вологодской: Вологодской семинаріи: Ректоръ, архимандритъ Василій (Лузинъ) / Въ 1871 г., по оконч. курса ученія въ Нижегор. сем. въ зван. студ, рукопол. во свящ. 1889 г. поступилъ въ Казанск. акад. Въ 1890 г. постр. въ монаш. 1893 г. оконч. курсъ со степ. канд. и назнач. инспект. Олонецк. сем. 1895 г. архим. и рект. Вологод. сем.

  • Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям... на 1896 год, СПб, 1896, С. 35:

[Предположение:] между 1886 и 1889, вероятно, овдовел...

[Версия:] Ирина Воронцова считает, что архимандрит Василий Лузин между 1901 и 1912 годами состоял в числе братии Александро-Невской Лавры:

Ещё один представитель Православной Церкви, посещавший Собрания Религиозно-философского общества 1901-1903 гг., запомнил выступления В. Розанова надолго. Это испытавший на себе сильное влияние “розановщины” архимандрит Александро-Невской лавры Василий (Лузин). Вот несколько строк из его писем, на которых, к сожалению, не проставлены даты...

  • Воронцова И. В. «Завтра помяну Вас у престола Божия...» Письма монашествующих к В. В. Розанову // Наш современник. - 4 (2006). № 4. С. 230-239,: http://nash-sovremennik.ru/p.php?y=2006&n=4&id=9

Я не нашел этим фантазиям никаких подтверждений, кроме творческой привязки архимандрита к СПб:

  • №10 в Списке основателей Православного Камчатского Братства (основано в 1910 в СПб.): http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimov/bozhiej-milostiyu-...i/5
  • Сочинение: Василий (Лузин Всеволод), архимандрит. Христианская религия и буддизм // Миссионерское обозрение.-1911.-К .1-9, СПб., №12

О свящ. Всеволоде Лузине см. здесь, http://forum.vgd.ru/2340/97335/ ["Нижегородские епархиальные ведомости", № 6, 1884 г.; "Нижегородские епархиальные ведомости", № 20, 1905 г.]

-"9 декабря 1886 г. - священник села Чернухи Всеволод Лузин перемещён в село Мигалиху" ;
- [на 1905 год - архимандрит] "одного из монастырей Черниговской епархии"

Архимандрит Василий (Лузин Всеволод Васильевич) бы уволен от должности настоятеля Арзамасского мон-ря по определению от 7-17 ноября 1901 и определен в число братии Почаевской Лавры [1].

C 13 октября 1904 он настоятель Нежинского Благовещенского монастыря "Богородичный Назарет":

В апреле 1911 года его (архим. Василия (Лузина?)) вернули в Нежин к настоятельству из ректоров Саратовской ДС, но в мае того же года перевели в Спасо-Геннадиев мон-рь

В апреле следующего 1912 года его перемещают на должность настоятеля Нило-Столобенской пустыни.

[Конец заметкам]



[1]  Так поступали, т.е. направляли в Почаев на перевоспитание, за какие-то провины; в данном случае, скорее всего и для того, что-бы избавить его архим. от "розановского" влияния

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 545
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: Заметки на полях
06.01.2020 12:31:00 в ответ на "Заметки на полях" (Олексій Тре)

> В апреле 1911 года его (архим. Василия (Лузина?)) вернули в Нежин к настоятельству из ректоров Саратовской ДС, но в мае того же года перевели в Спасо-Геннадиев мон-рь
> * ЦВ, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде.1911, № 19/20 (6 мая). С. 177; № 21 (21 мая). С. 195:

Что-то спутано или недосказано (в списке ректоров). Согласно Древу - ректор Саратовской семинарии Василий (Бирюков) а не Лузин https://drevo-info.ru/articles/23899.html

> В апреле следующего 1912 года его перемещают на должность настоятеля Нило-Столобенской пустыни.
> * ЦВ, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде.1912, № 14 (7 апреля). С. 85:
> [Конец заметкам]

Спасибо за подмогу! У него есть сын священник Николай Лузин (1875-не ранее 1916) и согласно его биографии, о. Всеволод в 1875 году служил священником в селе с. Липовке Арзамасского уезда, №191, http://lyskovskaya-eparhya.ru/kliriki-l/

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2250
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Заметки на полях
06.01.2020 14:00:09 в ответ на "Re: Заметки на полях" (Губин Андрей Владимирович)

> Спасибо за подмогу! У него есть сын священник Николай Лузин (1875-не ранее 1916) и согласно его биографии, о. Всеволод в 1875 году служил священником в селе с. Липовке Арзамасского уезда, №191, http://lyskovskaya-eparhya.ru/kliriki-l/

У Маргариты Циркулевой тоже непорядок с датами (у нее Вас. Лузин на 1904 - архим.-настоятель в Нежине, а в 1905 архим. на послушании в Почаеве; "архимандр. Нижинского монаст.", через [и]).

Полное мирское имя есть в Алфавитном указателе:

Василий, архимандрит (Лузин Всеволод Васильевич) — Нежинский Благовещенский ("Богородичный Назарет") м. Нежинского у. Черниговской еп. — No 1. Лл. 315 об.—316.

  • Архивнoв дело: Алфавитный указатель настоятелей и настоятельниц монастырей Российской Империи 1907—1910 гг. // Православный экономический вестник "Приход", Выпуск № 2, Издательский дом "МЦФЭР", 2007 с.38:

Согласно Дмитрию Гапоненко, архимандрит Василий был предпоследним настоятелем Нежинского Благовещенского монастыря до его закрытия [1]:

Останніми настоятелями Ніжинського Благовіщенського монастиря були архімандрит Василій. призначений наказом Синоду від 14 жовтня 1904 р.[24] і Серафим, за якого відбулися найдраматичніші події в історії обителі. Спочатку 22 серпня 1921 р.

[Сноска 24:] ДАЧО. - Ф. 679. - Оп. 3. - Од. збер. 12. - Арк. 1 - 6. Послужной список Черниговской епархии Нежинского Благовещенского монастыря настоятеля, архимандрита Василия за 1904 год.

> Что-то спутано или недосказано (в списке ректоров). Согласно Древу - ректор Саратовской семинарии Василий (Бирюков) а не Лузин https://drevo-info.ru/articles/23899.html

По диагонали пересмотрел Черниговские ЕИ за 1909. Теперь могу сказать точно, что это был не тот Василий. На 1 января 1909 в настоятелях "Нѣжинскаго Благовѣщенскаго монас. Архимандритъ Василій", а на 1 января 1910 - "Архимандритъ Іоаннъ".

Черниговские ЕИ, 1909, №14 (15 июля). - С. 481: "Назначенъ по опредѣленію Св. Синода на должность настоятеля Нѣжинскаго Благовѣщенскаго монастыря архидіаконъ Троицкой Александро-Невской лавры Іоаннъ, съ возведеніемъ его въ санъ архимандрита,— 30 апрѣля."

Был неправ. Как и указывала Ирина Воронцова, но не в 1901-1903, а в весной 1909 архим. Василий (Лузин) таки был переведен в СПб, в цензурный комитет (вероятно, тогда же был включен в списки братии Александро-Невской Лавры).

См. Отчетъ Нѣжинскаго Братства Божіей Матери «всѣхъ скорбящихъ радости», съ 24 октября 1908 г. по 24 октября 1909 // Черниговские ЕИ, 1909, № 22 (15 ноября). - С. 800:

"Честь имѣю доложить общему собранію братчиковъ, что составъ членовъ Совѣта Братства въ истекшемъ году былъ слѣдующій: Предсѣдателемъ Совѣта Братства состоялъ до 31 мая сего года настоятель Нѣжинскаго Благовѣщенскаго монастыря архимандритъ Василій, нынѣ переведенный на службу въ С.-Петербургъ въ духовно- цензурный комитетъ..."

И под №10 в Списке основателей Православного Камчатского Братства (1910 г.) он указан как "духовный цензор".

Вопрос о втором Василии: опять был не прав, проверил по нескольким источникам - после Максимова ректором в Саратовской ДС был Бирюков (значит информация за 1911 и 1912 относится к последнему).



[1]  На поверку, между архим. Серафимом и Василием (Лузином) по крайней мере были ещё др.настоятели: Иоанн, др. Василий (Бирюков, хоть и формально, в должность не вступал) и Анатолий ...

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 545
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: Заметки на полях
08.01.2020 17:33:16 в ответ на "Re: Заметки на полях" (Олексій Тре)

> Был неправ. Как и указывала Ирина Воронцова, но не в 1901-1903, а в весной 1909 архим. Василий (Лузин) таки был переведен в СПб, в цензурный комитет (вероятно, тогда же был включен в списки братии Александро-Невской Лавры).
> См. Отчетъ Нѣжинскаго Братства Божіей Матери «всѣхъ скорбящихъ радости», съ 24 октября 1908 г. по 24 октября 1909 // Черниговские ЕИ, 1909, № 22 (15 ноября). - С. 800:
> : "Честь имѣю доложить общему собранію братчиковъ, что составъ членовъ Совѣта Братства въ истекшемъ году былъ слѣдующій: Предсѣдателемъ Совѣта Братства состоялъ до 31 мая сего года настоятель Нѣжинскаго Благовѣщенскаго монастыря архимандритъ Василій, нынѣ переведенный на службу въ С.-Петербургъ въ духовно- цензурный комитетъ..."
> И под №10 в Списке основателей Православного Камчатского Братства (1910 г.) он указан как "духовный цензор".

У Светловой О. В., Василий Лузин указан в своей работе цензора; дата перевода и номер указа Синода № 3509 от 25– 30 апреля 1909 г. (ссылка на ЦВ), с. 324, http://www.ruslang.ru/doc/trudy/vol16/12-Svetlova.pdf

Карпук Дмитрий Андреевич, указывает цензоров на протяжении полувека, есть Василий (без фамилии, предположительно мной - 1892-1893 г.г.) но годы не указаны -- Духовная цензура в России во второй половине XIX в. (по материалам фонда Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета) стр. 239, https://readera.org/read/140190085

> Вопрос о втором Василии: опять был не прав, проверил по нескольким источникам - после Максимова ректором в Саратовской ДС был Бирюков (значит информация за 1911 и 1912 относится к последнему).

Да, биография его подтверждает этот период https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/876/

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2250
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Заметки на полях
10.01.2020 22:54:03 в ответ на "Re: Заметки на полях" (Губин Андрей Владимирович)

> У Светловой О. В., Василий Лузин указан в своей работе цензора; дата перевода и номер указа Синода № 3509 от 25–30 апреля 1909 г. (ссылка на ЦВ)

вместо Мефодия (Великанова).

> Карпук Дмитрий Андреевич, указывает цензоров на протяжении полувека, есть Василий (без фамилии, предположительно мной - 1892-1893 г.г.) но годы не указаны --

У Карпука скорее всего упомянут Василий (Греков).

Есть еще информация которая может быть относится к архим. Василию Лузину:

"В 1906 г. Петербургский цензурный комитет был переименован в Петербургский комитет по делам печати. Министру внутренних дел было предоставлено право приглашать в его состав лиц из других ведомств (кроме судебного) для более действенного надзора за печатью. 26 июля (8 августа) 1911 г. в состав Петербургского комитета вошел представитель от Духовного ведомства, которому направлялись для просмотра и заключения все издания, имевшие отношение к вопросам веры, и сочинения церковного и канонического характера. "

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2250
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Заметки на полях
22.01.2020 22:09:54 в ответ на "Re: Заметки на полях" (Олексій Тре)

И всё-таки я бы поставил под сомнение сам факт посещения архим. Вас. Лузиным РФС в 1901-1903 годах [1].

Разве что он мог попасть на первые из них сразу после увольнения с должности настоятеля 17 ноября 1901. Но, и это предположение маловероятно, т.к. исходя из текста Ирины Воронцовой [2] , уже будучи насельником Александро-Невской Лавры, т.е. на 1911 - 1914 гг. архимандрит Василий был знаком с Розановым и с публикациями последнего лишь заочно. Хотя...

В 1902-1903 гг. архимандрит был невыездным на послушании в Почаеве (это все равно что под домашним арестом). Как-то так.

На момент переписки с Розановым (ок. 1913 г. ) архимандрит жалуется на свое здоровье, т.к. болеет водянкой и у него развивается катаракта.



[1]  Всего было 22 собрания, первое 29 ноября 1901, последнее 19 апреля 1903 года, http://w.histrf.ru/articles/article/show/rieligiozno_filosof...903

[2]  См., Ирина Воронцова, Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века, С. 177-179: http://books.google.com/books?id=esW5CgAAQBAJ&pg=PT178 , http://books.google.com/books?id=esW5CgAAQBAJ&pg=PT179

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2250
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Заметки на полях
20.10.2022 01:07:32 в ответ на "Re: Заметки на полях" (Олексій Тре)

> > , уже будучи насельником Александро-Невской Лавры, т.е. на 1911 - 1914 гг. архимандрит Василий был знаком с Розановым и с публикациями последнего лишь заочно. Хотя...
> В 1902-1903 гг. архимандрит был невыездным на послушании в Почаеве (это все равно что под домашним арестом). Как-то так.

[1909 год] : "Среда 6-го мая... Я давно не был в Лавре и, придя сегодня туда, узнал о некоторых переменах там. Во-первых, архидиакон Лавры Иоанн поставлен иеромонахом и завтра за литургией возводится в сан архимандрита, т. к. он назначен настоятелем первоклассного Нежинского м-ря Черниговской епархии, на место некоего архим. Василия, переведенного в П-рг цензором (понижение) за чересчур большую ревность в утверждении и насаждении истинно-русских идей."

Источник: Источник: Дневник Сергея Платоновича Каблукова. Год 1909-й // Литературоведческий журнал № 31: Науч. журн. / РАН. Отд-ние ист.-филол. наук. Секция языка и лит. - М.: ИНИОН, 2012, с. 222-223: http://inion.ru/site/assets/files/3124/litzhurnal_31_2012.pdf

Повторюсь, на 1909 год архимандрит Василий был знаком с Розановым и с его публикациями лишь заочно.

Ответить