Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "СУЗДАЛЬ"

Александр Иванов
администратор
православный

Сообщений: 4787
Дата регистрации: 17.01.2005
Суздаль в летописях
04.12.2017 14:21:46

Получил по почте сообщение от читателя

>Нашел несоответствия в статьях. Статья "Суздаль". Читаем:
>"Впервые Суздаль появляется в летописи под 1024 годом, как название целой округи, ремесленных поселений на побережье реки Нерль до самой Клязьмы."

>А вот статья "Владимир-на-Клязьме":
>"В 990 или 992 году Киевский равноапостольный князь Владимир Святославич, основал на месте древнего поселения город, который впервые упоминается в летописях в связи с крещением его людей. В Ипатиевской летописи сообщается: "в лето 6498-е (990г.) поиде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростовстей, и постави тамо над рекою Клязьмою град,..."

>Таким образом, мы видим, что Суздаль упоминается раньше 1024 года. Но только не в Ипатьевской летописи как Вы пишите. В Ипатьевской летописи как раз первое упоминание о Суздале именно под 1024 годом. А Вы привели отрывок из Тверской летописи. http://bookree.org/reader?file=735539&pg=64

Беглый поиск показал, что под 1024 годом в Ипатьевской летописи действительно нет упоминания Суздаля. Плохо искал?

Указанная Тверская летопись похожа на нашу цитату, но все же довольно сильно отличается, чтобы ее можно было однозначно атрибутировать. В сети широко размножилась приписка этой цитаты Ипатьевской летописи. Возможно, дело в разных списках?

В общем, прошу помощи знатоков.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2252
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Суздаль в летописях
04.12.2017 16:10:31 в ответ на "Суздаль в летописях" (Александр Иванов)

> Указанная Тверская летопись похожа на нашу цитату, но все же довольно сильно отличается, чтобы ее можно было однозначно атрибутировать. В сети широко размножилась приписка этой цитаты Ипатьевской летописи. Возможно, дело в разных списках?

Пишут, что: "Все летописи, которые запечатлели этот сюжет, являются поздними. В ранних летописях (Ипатьевский и Лаврентьевский изводы «Повести временных лет», Новгородская I летопись и т. д.) рассказ о крещении Суздальской земли в конце X в. отсутствует."

Подробнее, см. Лущай Ю.В. Вопрос о дате основания города Суздаль // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. – 2016. – Т. 26, вып. 4., с. 148: http://cyberleninka.ru/article/n/vopros-o-date-osnovaniya-go...dal (или http://istorja.ru/scientists/yuri-lushchay.html/old-rus/lush...r1/)

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный

Сообщений: 4787
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Суздаль в летописях
04.12.2017 19:13:02 в ответ на "Re: Суздаль в летописях" (Олексій Тре)

> Пишут, что: "Все летописи, которые запечатлели этот сюжет, являются поздними. В ранних летописях (Ипатьевский и Лаврентьевский изводы «Повести временных лет», Новгородская I летопись и т. д.) рассказ о крещении Суздальской земли в конце X в. отсутствует."
> Подробнее, см. Лущай Ю.В. Вопрос о дате основания города Суздаль // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. – 2016. – Т. 26, вып. 4., с. 148: http://cyberleninka.ru/article/n/vopros-o-date-osnovaniya-go...dal (или http://istorja.ru/scientists/yuri-lushchay.html/old-rus/lush...r1/)

Спасибо!

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2252
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: см. в Густынской летописи
06.12.2017 23:33:05 в ответ на "Суздаль в летописях" (Александр Иванов)

> >А вот статья "Владимир-на-Клязьме":
> >"В Ипатьевской летописи сообщается: "в лето 6498-е поиде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростовстей, и постави тамо над рекою Клязьмою град,..."

См. ПСРЛ. - СПб, 2003, Т.40 (Густынская летопись), с. 45: http://vk.com/page-59045267_45222174

Пишут, что "Первая публикация увидела свет в 1843 г., в приложении к Ипатьевской летописи". Вероятно, от туда весь сыр-бор. В приложении был опубликован текст Густынской летописи (842-1597 гг.), см. ПСРЛ, том II. Издание 1-е. СПб., 1843. Прибавление к Ипатьевской летописи, с. 258, http://psrl.csu.ru/toms/Tom_02.shtml

Так и есть:

В Прибавлении к Ипатьевской летописи сказано: “О княжении Володимеровом... В лето 6498 (990). Пойде Владимер во землю Славенскую и страну Залескую, в Суждалстей области и в Ростовстей, [..], даде же им первого епископа Феодора” [2]. текст “Прибавления” идентичен соответствующему месту Густынской летописи. / Название этой летописи происходит от одного из списков, который был написан в 1670 году иеромонахом Густынского Прилуцкого монастыря Полтавской губернии Михаилом Лосицким. По этому списку, как более исправному, летопись и была издана. Предполагается, что составлена она была ранее первой половины XVII века. Густынская летопись в изложении событий до конца XIII века представляет собой сокращение древней Ипатьевской летописи, дополненное ссылками на другие русские летописи и сказания, на греческих хронистов и латинопольских писателей [3].

[2] ПСРЛ. — СПб. 1859. Т. II. С.258. / [3] Протоиерей Александр Виноградов в своей книге “История кафедрального Успенского собора в губ. городе Владимире”, цитируя вышеприведенный текст Густынской летописи, так и пишет: “В Ипатьевской летописи сказано...” Фактически же этот текст содержится в Прибавлении к Ипатьевской летописи, которое озаглавлено “О княжении Володимеровом”.

См. К вопросу о дате основания г. Владимира. Редактор С. В. Шевченко. Владимир, издательство ТОО "Местное время", 1992 г., с. 25, http://www.russiancity.ru/books/b82.htm

Ответить