Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "АНТОНИЙ (ПЛАТКОВСКИЙ)"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2247
Дата регистрации: 03.04.2013
Следствием этих маневров
17.07.2017 23:12:35

> Следствием этих маневров архимандрита было письмо посла Рагузинского в Петербург, в котором говорилось, что он не надеется на то, что китайцы примут владыку Иннокентия, а потому находит способным к должности начальника миссии архимандрита Антония. Письмо было отравлено с нарочным в Петербург и там принято без проверки.

Следствием этих маневров был только бездумный копипаст (без проверки) с Православие.Ru. Единственно, что известно, это то, что преосвященный прибыл весной 1725 года в Вознесенский монастырь и возымел место затянувшийся конфликт интересов с взаимными жалобами обеих сторон:

а) "преосвященный Иннокетій прожилъ въ Селенгинскѣ до 1725 года и 18 марта того же года выѣхалъ обратно въ г. Иркутскъ, гдѣ и жилъ въ Вознесенскомъ монастырѣ. Опять вторично по указу Государыни Императрицы Екатерины I въ 1725 году преосвященному Иннокентію повелѣно съ чрезвычайнымъ посломъ графомъ Рагузинскимъ ѣхать въ Китайское государство. Получивъ Высочайшее по велѣніе лишь 7 апрѣля 1726 года, преосвягпенный отправилслвъ Селенгинскъ, но и тогда пропущенъ не былъ, такъ какъ опъ въ грамматѣ наименованъ великимъ господиномъ, а изъ этого китайцы заключили, что онъ превеликая духовная особа".

См. Бочаров Н. П., Две могилы в Покровском миссионерском монастыре в Москве: Ист.-биогр. очерки священно-архим. о. Филарета и о. Вениамина, Москва, 1889, с. 144, http://dlib.rsl.ru/viewer/01003654440#?page=86

б) т.е, китайцы испугались высокого титула епископа Иннокентия и не захотели, чтобы в их стране находились еще какие-либо слишком знатные особы, помимо их императора, вот и стал начальником второй Православной Миссии в Китае архимандрит Антоний Платковский.

Послѣ сего въ 1727 году, вмѣсто преосвященнаго Иннокентія, снова отправленъ въ Пекинъ вышеупомянутый архимандритъ Антоній Платковскій, а преосвященный Иннокентій 15 января того же года опредѣленъ викарнымъ архіереемъ тобольскаго митрополита въ Иркутскѣ, гдѣ онъ и проживалъ до 27 ноября 1730 года, самостоятельно управляя Иркутскою епархіей съ 15 января 1727 года.

в) граф Рагузинский в своих реляциях от 23 сентября и 6 октября 1727 года писал: «Как (Антоний Платковский) приехал в Селенгинск по отпуске уже каравана и с собою привез только одного попа, и того пьяницу, к тому ж иркутский епископ Иннокентий жаловался на него в забрании им из монастырской казны больше 300 руб. и в разорении им до конца монастыря, – архимандрит же слезно меня просил не посылать его ныне в Пекин, дабы в небытность его неприятели честь его не нарушили, поелику он монастырю ничем не виновен, а желает сам в монастырь возвратиться и противу присланных пунктов от епископа Иннокентия ответствовать, а когда оправдается, на весну с охотою в Пекин к порядком поедет, – в уважение сих причин оный архимандрит от поездки в Китай был уволен»

См. Бантыш-Каменский. «Дипломатическое собрание дел между российским и китайским государствами (с 1619 по 1792 гг.), с. 144-145, http://www.prlib.ru/item/407573.

г) И только с "июля 1728 года граф Савва Владиславович занялся непосредственно отправкой архимандрита Антония на китайскую границу, завершившего к тому времени свою тяжбу с монастырем. И только 9 августа 1728 года вторая Русская Миссия прибыла в полном составе в Селенгинск, где после представления пограничному управителю полковнику Бухольцу должна была ожидать китайского чиновника для препровождения ее в Пекин."

Подробнее, см. Монахиня Вера, Вторая Русская Духовная Миссия в Китае (Отрывок из работы "Православие и Русская Духовная Миссия в Китае") , http://internetsobor.org/avtorskaya-kolonka/stati/avtorskaya...tae

Возможными причинами неудачного посольства в Китай явились интриги иезуитов при дворе кит. императора, не желавших допустить правосл. архиерея в Китай, неудачная редакция грамоты, посланной китайскому правительству еще до прибытия епископа в Селенгинск, в к-рой он именовался «Великим Господином» (кит. власти отказались принять духовное лицо с титулом, приравнивавшим его ко 2-му лицу гос-ва), и, наконец, жесткая позиция кит. властей, к-рые из-за нерешенных пограничных вопросов (в т. ч. о беженцах) не хотели идти ни на какие уступки рус. правительству. Вероятно, препятствием для проезда миссии в Китай послужили и интриги архим. Антония (Платковского), к-рый сам хотел стать начальником Пекинской миссии.

Крючкова Т.А., Иннокетий (Кульчицкий Иоанн) // ПЭ, т. 22, с. 716-725, http://www.pravenc.ru/text/389621.html

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный

Сообщений: 4778
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Следствием этих маневров
18.07.2017 06:53:37 в ответ на "Следствием этих маневров" (Олексій Тре)

> Следствием этих маневров был только бездумный копипаст (без проверки) с Православие.Ru

Нет, не так. Следствием будет исправление и приведение в соответствие сразу двух статей "Древа", так что спасибо Вам за подборку источников. Еще бы понять, откуда взяты сведения Православия.Ru (или, возможно, поглощенного им сайта days)... Не думаю, что это художественное творчество админов, и для житийной литературы описание внутрицерковных дрязг - нетипично.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2247
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Следствием этих маневров
18.07.2017 10:57:19 в ответ на "Re: Следствием этих маневров" (Александр Иванов)

> Еще бы понять, откуда взяты сведения Православия.Ru ...

По стилю и слогу, очень похоже на рассказы Бориса Алмазова, см. Алмазов, Борис Александрович. Петербургские святые : святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии / - Москва : Центрполиграф ; Санкт-Петербург : Русская тройка-Спб, 2014, http://books.google.com.ua/books?id=N-PcCQAAQBAJ&pg=PT128 .

Но, на Православие.Ru приведен как-бы более агрессивный текст (без цензуры) - в тексте Алмазова отсутствуют фразы типа "Всю ловкость, хитрость, услужливость и хлебосольство, даже наветы и хулу на епископа Иннокентия, постарался употребить архимандрит Антоний", а вместо фразы "Следствием этих маневров архимандрита было письмо посла Рагузинского в Петербург" у Алмазова написано: "Следствием происков архимандрита стало письмо посла Рагузинского в Петербург". Разве не похоже на "вдумчивый" редакторский копипаст "аля-Древо" ? (шутка с долей шутки).

Скорее всего текст на Православие.Ru взят из "Жития сибирских святых: Сибирский патерик" / Под общ. ред. преосв. Сергия, епископа Новосибирск. и Бердск., Новосибирск, 1999 г.

> Не думаю, что это художественное творчество админов, и для житийной литературы описание внутрицерковных дрязг - нетипично.

Так уж повелось, что в литературе (в том числе и в житийной, например, у Филарета Гумилевского) закрепилось мнения о том, что имел место сговор "торгаша под защитой Меньшикова”, “грабителя Малороссии" Рагузинского с Платковским. Последний, якобы "предложил в распоряжение торгаша все монастырские житницы как откроется в последствии, и торгаш выставил Платковского самым способным миссионером для Пекина, и ненужным - святителя". Т. е., в литературе XIX века - Платковский, это какой-то там "проворовавшийся" архимандрит, который известен лишь тем, что строил козни епископу.

"И такъ, вы читатели знаете, что такое архимандритъ Платковскій?. Зналъ объ немъ и Тобольскій Митрополитъ, и Святѣйшій Синодъ, какъ о человѣкѣ, глубоко нравственно испорченномъ, и до невѣроятія корыстолюбивомъ".

  • Назначение в Пекин архимандрита Антония Платковского начальником Миссии // Иркутские Епархиальные Ведомости. 1863. Прибавление , №21, с. 297-301, http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/2551/

"Грязныя дѣла Платковскаго неотвязчиво шли вслѣдъ за нймъ, какъ тѣнь за своимъ тѣломъ".

  • Подсудность архимандрита Антония Платковского // Иркутские Епархиальные Ведомости. 1863. Прибавление. № 20. с. 283-287;

См. также Переписку посланника [С. Л.] Владиславича[-Рагузинского] об отправлении архим. Антония Платковского в Пекин // Иркутские Епархиальные Ведомости. 1863. Прибавление. № 27. с. 420-427; № 28. с. 435-443, http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/2551/; Варфоломей [Городцов], архиеп. Сибирские святители-чудотворцы // ЖМП. 1948. № 2. с. 31-39, http://www.jmp.ru/ya43.php?ys=48&my=02&rm=STAT&sr=480206

И т.д. и т.п.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный

Сообщений: 4778
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Следствием этих маневров
18.07.2017 21:11:21 в ответ на "Re: Следствием этих маневров" (Олексій Тре)

Спасибо, поправил. Дополнения приветствуются.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2247
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Следствием этих маневров
22.07.2017 10:31:25 в ответ на "Re: Следствием этих маневров" (Александр Иванов)

> Спасибо, поправил. Дополнения приветствуются.

Вдогонку, еще одна "возможная причина" неудачного посольства еп. Иннокентия в Китай:

"На отрицательное решение, принятое цинскими сановниками, вполне могли повлиять и новые обстоятельства. Преосвященный Иннокентий продолжал пребывать в Селенгинске, когда в начале 1723 г. до России долетело известие о кончине семидесятилетнего императора Канси и вступлении на престол его четвертого сына, избравшего для себя девиз правления Юнчжэн. Новый император с подозрением относился к миссионерам-иезуитам, которые окружали его отца и вмешивались в дворцовые дела. Он начал притеснять китайцев-христиан, усматривая в них агентов влияния западных миссионеров. Юнчжэну стало известно, что после смерти Канси католические миссионеры рассчитывали возвести на престол девятого сына покойного императора, что им, правда, так и не удалось. Подобные попытки оказания воздействия на внутриполитические процессы обусловили негативное отношение нового императора как к самим иезуитам, так и к христианам вообще. В 1724 г. император Юнчжэн издал указ, согласно которому в Пекине было позволено остаться лишь небольшому числу иезуитов, при этом они оказывались там под строгим надзором властей. Остальные были отправлены в Гуанчжоу и Макао для последующей высылки на родину. Католические храмы разрешалось сохранить только в столице, в других местах они закрывались и передавались на общественные нужды".

"В этих условиях преосвященный Иннокентий был вынужден в марте 1725 г. возвратиться в Иркутск. Екатерина I поручила отправлявшемуся в Китай для переговоров графу С.Л. Владиславичу-Рагузинскому вновь поставить вопрос о приезде епископа Иннокентия в Пекин, назвав его в своей грамоте по примеру Петра Великого «духовною особою господином Кульчицким». Однако граф Владиславич-Рагузинский не смог уговорить уполномоченных цинского двора про- пустить в Китай православного епископа. В этой сложной ситуации графу пришлось просить разрешения Св. Синода о направлении в Пекин Миссии во главе с архимандритом, предоставив ему власть епископа, а для устранения подозрений со стороны цинской администрации назвать его «старшим священником» ...".

  • Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений / Под ред. А.В. Лукина. М.: «Весь Мир», 2013, c. 92, https://www.hse.ru/data/2015/04/06/1096295702/Russia-China-400.pdf

Ответить