Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Форум: О статьях

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Почти офтопик
16.04.2015 21:43:15 в ответ на "Почти офтопик" (Александр Иванов)

> Вы извините, я тут побурчу еще немного, отвечать не обязательно :)

Ну да, так я и упустил возможность! :) Тем более, позиции обозначены, и можно спокойно (уже не ставя никакой конкретной цели), побурчать. )))

> Бог же, как раз напротив, знает каждого нас до последней клеточки и любит зная, ведь так?

Конечно! Но и нам, которые по своей природе не могут знать Бога в полной мере, всё же заповедано любить Его! И мы пытаемся - в основном, исходя из того, что Он нам - Отец. Отца и мать мы разве любим за что-то? Нет, их любят просто потому, что они - это отец и мать. Наверное, точно так же нужно (по заповеди) любить не только ближних, но и дальних, и даже врагов. Как это возможно человеку? Но Богу всё возможно! Вот мы и должны стремиться восстановить в себе Богоподобие, затемнённое грехом.

"...Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: 'я люблю Бога́, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1Ин. 4:16-21).

> Мне всегда казалось естественным обращаться за помощью к друзьям, а не к неизвестным мне, хоть и хорошим, людям.

В быту - конечно.

> Искаженное до безобразия "аптечное" корыстное понимание молитв к конкретным святым "от головной боли", "от зубной", "от пьянства" и т. п. выросло из естественного обращения за поддержкой и молитвенной помощью ко святому, который вел схожий образ жизни, который боролся со страстями, борющими меня.

Согласен. Но самое интересное, что на такие "аптечные" просьбы о помощи святые отвечают, и помощь приходит! Как и Богородица показывает чудеса иногда через такие, с позволения сказать, иконы, которые, будь я священником, наверное, отказался бы освящать! А люди через эти образы в Ней обращаются - и Она отвечает! А католики - через статуи (которые далеко не все являются идолами, - при всей эстетической странности этого для меня, воспитанного на "правильной" иконописи, из немалого числа статуй Божией Матери, что я видел в Европе, я точно знаю две такие, перед которыми хочется молиться - не статуям, а Ей!

> мне не очень понятно желание богослужебного разнообразия в виде поминаний святых, об образе жизни которых ничего не известно, когда рядом есть множество других имен, близких нам и известных.

Как я уже писал, само "экзотическое" звучание некоторых непривычных именований возбуждает интерес. Ощущение единства Церкви во времени и всём пространстве Земли - это очень здо́рово. Я, наверное, впервые испытал его в киевском храме свт. Луки Симферопольского (который строил прот. Андрей Ткачёв). Там замечательные, очень качественные, каноничные настенные росписи. Там есть и образы традиционных русских и вселенских святых, и величайших святых последних времён - Николая Японского и Иоанна Шанхайского (на фоне ступ и пагод), уже забыл кого из русских святителей - просветителей Америки (на фоне небоскрёбов). Там и службы им служат, и жития читают. Но толчок к интересу - новый, непривычный, даже странный иконописный образ... Поверьте, это работает! Ощущение Вселенскости и Всевременности Церкви - впечатляет.

Вероятно, если бы я занялся тем, чем занялся, когда мне было бы хотя бы лет 40, я пошёл бы по предложенному Вами пути: сперва жития, потом остальное. Но мне на 20 лет больше, и времени у меня не так много, как хотелось бы. Поэтому я для себя решил: за год (в который я уже, кажется, не уложусь - потому что не в каждый астрономический день, особенно когда службы подряд, получается "дать норму") пройти полный календарный круг, а за второй, если даст Бог, шлифовать, отлавливать свои же ошибки (которые обязательно всё время проскакивают, как ни старайся) и вот тогда уже подгребать и жития - те, которых пока нет. В том числе и западных святых.

> Другое дело, когда речь идет о возрождении Православия на Западе, там вполне понятно желание отыскать православные корни, и восстановить почитание святых земляков, восстановить связь времен.

Да, там это нужно в первую голову. И что-то делается - к сожалению, при почти полном безразличии Москвы.

> Но нужна осторожность, лично меня смущают жизнеописания некоторых святых неразделенной Церкви, канонизированных у католиков и даже вроде встречающихся в некоторых православных западных календарях.

Сперва о "смущающих" жизнеописаниях. Отвлекусь на пример. Многим не нравятся тексты покойного владыки Антония Сурожского. Кроме вполне понятных объективных и субъективных причин, есть ещё кое-что, на что, по моим скромным оценкам, можно списать примерно половину этих "не нравится". Владыка говорил свои проповеди по-английски (что уже само по себе явилось причиной некоторого их "упрощения" - всё-таки синонимический ряд современного английского и того русского, что мы знаем по Феофану Затворнику да Игнатия Брянчанинову, не сравнить), потом их перевели на русский - чаще всего люди, не очень умеющие формулировать по-русски именно церковные тексты. Вот и имеем "на выходе" тексты, иногда похожие внешне на протестантские, но таковыми ни по духу, ни по содержанию не являющиеся... Примерно то же с жизнеописаниями. Греческие и русские жития - это же целый отдельный даже не жанр, а мир... Западные - безусловно, попроще будут. Как западная иконопись (пока она ещё была иконописью) - попроще византийской, греческой, русской.

> Как бы нам под предлогом восстановления не получить "троянских коней" в календаре, "грозных-распутиных" западного розлива.

"Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь"! А жизнеописания, конечно, перечитывать нужно обязательно - особенно это касается местночтимых святых, которые не были прославлены Римом для общецерковного почитания. (Я тут недавно нашёл одно: преподобный - бывший монарх, за 10 дней до смерти постригся в монахи - и... иже во святых. А до этого его жизнь в житии не описана. Но она описана в светских источниках. Почитал... Господи, помилуй!.. Выясняю, где он чтится, - оказалось, только в одном - нет, не городе, а храме! Курьёз, конечно. Дык таких курьёзов и в Русской Церкви хватает! Опять-таки, недавно в греческом месяцеслове обнаружил под 26 января память никогда не существовавшего преподобного Аркадия Вязниковского (†1592), появившегося на манер поручика Киже. Слава Богу, у нас с этим разобрались (см. тут: http://smolsanti.wix.com/smolsanti#!--/c1kja и тут:http://tsiplev.ucoz.ru/news/chtimye_mikhail_verizhnik_arkadi...-29 В современных месяцеслововах его нет, в молитве на литии в службе Всем русским святым - тоже. Несмотря на это, Аркадий Вязниковский благополучно включён в Собор Владимирских святых!)

Что до "грозных-распутиных"... Весьма прискорбно, что этих двух людей православнутые национал-маргиналы смешали, так сказать, в один "пакет". После чего о них и покойный Патриарх говорил только вкупе. И напрасно! С Грозным-то совершенно всё понятно. С Распутиным дело обстоит вовсе не так просто, как принято считать. И хотя лично я совершенно не собираюсь утверждать, что он святой (скажем так: я этого не знаю), и даже не уверен в том, нужно вообще ли рассматривать вопрос о его канонизации. Но продолжать поддерживать клевету на него - недопустимо. Все страшилки о Распутине-блуднике и дебошире написаны журналюгами, и ни одна из них не подтверждена донесениями наружного наблюдения (которое велось за ним всё время, и отчёты о котором аккуратно подшивались в архивные папки). К сожалению, комиссия по канонизации материалов о нём всерьёз не изучала, ограничившись той расхожей туфтой, что лежала на поверхности. Распутин - вне зависимости от того, святой он или нет, - человек безусловно оболганный, и сделано это было исключительно ради опорочения семьи последнего государя. Ну, а о его канонизации покойный о. Николай Гурьянов сказал: "Опоздали, теперь уж поздно". Значит, не было воли Божией.

> Именно поэтому я бы не спешил и не брал бы на себя ответственность синодальных комиссий по канонизации святых.

Этого и не предлагается. Такую ответственность уже реализовала Церковь ещё в те стародавние времена! Кажется, это Вы не так давно совершенно верно отмечали, что канонизованный святой - это пример, предлагаемый нам Церковью для поучения и вразумления, для выставления "планки", критерия. И в этом смысле канонизация личностей одиозных - вроде Распутина или патриарха Никона - может принести не пользу, а вред. Но УЖЕ канонизованные святые - УЖЕ канонизованы Христовой Церковью. Даже если эту канонизацию не подтвердила...комиссия по канонизации отдельно взятой Церкви поместной. Как бы мы ни гордились тем, что мы принадлежим именно к Русской Церкви (а гордиться есть чем, хоть это и не наша заслуга, - хавлился же ап. Павел Крестом Христовым!), но всерьёз считать, что только Русская Церковь не может ошибаться, и поэтому она должна перепроверять деяния других поместных Церквей - по мне, это как-то уж очень сильно слишком. )))

Ответить