Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Форум: О статьях

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: д.Александру Васильеву, а также вопрос А.Иванову
18.12.2014 21:15:45 в ответ на "Re: д.Александру Васильеву, а также вопрос А.Иванову" (Харин, Илья Николаевич)

> > > Пытался найти какие-нибудь сведения о том, почему, как Вы пишете, наши и чехи не хотели вписывать его имя в святцы. Ничего не нашёл!
Да, я это тоже уже нашёл, покопав сеть глубже. Но и комментарии пользователей к этому "официальному" тексту мне, увы, напомнили о том, как много совершенно нецерковных моментов стоят на пути очень простых, казалось бы, вещей...
> > Почитание человека как святого, зафиксированное ДО такого-то года
> Да, это конечно тоже весомый аргумент. Но стремления кодифицировать все критерии, мне кажется, нужно избегать, чтобы не скатиться в механистический подход. Почитание тоже бывает разным - Ваш пример со свв. Эдуардом и Викторией тому хорошая иллюстрация.

Положим, Эдуарда с Викторией упоминал не я, но это не столь важно. Но первый из упомянутых, как сказано в "Древовской" же статье, "в 1008 году ... был причислен Английской Церковью к лику святых". Восстановление почитания в Сурожской епархии -- это только восстановление того, что было уже раньше! В случае с Адальбертом -- есть в обсуждении ссылки на его почитание на Руси (как Войтеха):

> Почитание А. сразу получило широкое распространение, в т.ч. и в Древней Руси. Киевский князь Изяслав подарил Гнезненскому собору для гробницы А. паллий, который для освящения в Рим отвозил сын Изяслава Ярополк. Имя А. (в рус. традиции — Войтеха) встречается в рус. сборнике молитв XIII в., а в Хронографе XVI в. западнорус. редакции приведен обширный рассказ, восхваляющий А. Но в дальнейшем отношение к А. начало меняться: в конце XV в. во Пскове был написан памфлет, в котором А. выступает как гонитель слав. лит-ры и богослужения на слав. языке. Этот образ становится доминирующим в древнерус. лит-ре, что было обусловлено полит, причинами: войнами Московской Руси с Польшей и с нем. рыцарскими орденами в Прибалтике, на знаменах которых был образ А. (КЭ, т. I, стлб. 80).

Но я понимаю, как много совершенно нецерковных... (далее по тексту выше).

Вообще Александр Иванов (если не ошибаюсь, - но может, и Вы) где-то в этой же теме употребил выражение "неофициальные списки святых"... Знаете,когда кому-то хочется почитать "кого-нибудь новенького" - напр., Ивана Грозного, я сам обычно достаточно неласково спрашиваю: вам что, святых мало в календаре? Но речь-то о "стареньких"! Сколько в житиях рассказов о том, как святые являлись и спрашивали: почему вы не почитаете меня? Я же могу вам помочь! Вот и Женевьева Парижская русским эмигрантам являлась... Так что желание создать "неофициальный" список святых (чем, собственно, "Древо"-то, в общем, и занимается очень осторожно) - вполне понятно...

А вообще - я не спорю. Так, чего на сердце было, написал. И спасибо за Ваши комментарии. Руководствоваться в "Древе", естественно, буду ими. Устав строг, но он Устав. :)

Ответить