Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "МИХЕЙ МОРАСФИТЯНИН"

Донатас Таутер
пользователь
Украинская Православная Церковь

Сообщений: 520
Дата регистрации: 16.01.2025
Re: Моодератору: поправка к поправке
05.08.2025 12:11:41 в ответ на "Re: Моодератору: поправка к поправке" (Александр Иванов)

> > Под Церковным Преданием чаще всего понимают все то же Священное Предание.
> И тем не менее, в предыдущем сообщении вы настаивали на том, что церковное предание пишем с маленькой, а Священное Предание - с большой буквы. Простите, я не пытаюсь вас подловить, этот вопрос о разнице для меня непраздный и нериторический. Народные предания, вроде колядок, пока оставим в стороне.

"Я настаивал" - это слишком громко, пожалуй. Я, в общем, дал ссылки на несколько произвольно взятых статей ПЭ, где "СП" пишется с прописной буквы.

Далее. Церковное Предание - когда по ним подразумевается все то же Священное Предание [Церкви] - тоже с прописной, хотя лично я стараюсь быть точным и употребляю только термин "СП".

> > Богослужебные тексты, принятые и утвержденные Церковью - это тоже часть Предания.
> Ну, хорошо. Патриарх Кирилл издает свои проповеди - это уже церковное предание? А новописанная им "молитва о святой Руси", как важная для священноначалия в РФ часть богослужения, попадает в какое предание? Любой богослужебный текст, принятый Синодом РПЦ, становится частью предания? Какого из? В какой момент часть церковного или даже святоотеческого предания становится частью Священного Предания?

Правильный вопрос. Точно так же, как Вселенский собор признается Вселенским после рецепции - принятия Церковью его решений, новосоставленные богослужебные тексты станут частью СП после того, как будут приняты Церковью. Может быть, приведу не самый удачный пример (к сожалению, иных не знаю), но тем не менее. В "зеленой" октябрьской Минее в самом начале 1980-х гг. под 19 числом после обычной рядовой службы прор. Иоиля и мч. Уара впервые была напечатана дотоле неизвестная иная, бденная служба Уара. Я вполне допускаю, что появись она где-нибудь в эпоху Вселенских соборов, когда догматические вопросы буквально обсуждались на городских рынках, вопрос о ней рано или поздно был бы вынесен на обсуждение какого-нибудь собора епископов, и судьба ее была бы решена. В наше время, когда в массе своей церковные люди, как и все остальные, приучены совком и взращенным совком священноначалием не высовываться и помалкивать, все и помалкивали, пока наконец спустя 30 (!) лет прот. Константин Буфеев не опубликовал на Православии.Ру богословски безупречное исследование "О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных", https://www.pravoslavie.ru/42451.html, в котором обосновал неприемлемость с точки зрения Священного Предания Церкви и конкретно этого текста, и той еретической богословской позиции, с которой он был составлен. К сожалению, вместо того, чтобы издать Синодальное постановление, или хотя бы Патриарший указ, спустили все на тормозах. Правда, из переизданий Миней эта служба была изъята. Но кроме означенной статьи о. Константина Буфеева и изредка появлявшихся ссылок на нее, никакого шума не было, и те, кто не читает сайт П.Р, вполне возможно, продолжают пользоваться фактически отверженной службой.

В мае 2002 года в Киево-Печерской лавре на Первой всеукраинской конференции "Значение церковного пения в православном богослужении" одним из докладчиков был выдающийся теоретик и практик, известный харьковский регент Игорь Сахно. В своем основательном, хорошо продуманном докладе "Богослужебное пение и Церковное Предание" он впервые совершенно точно охарактеризовал знаменный и другие древние распевы как документально зафиксированную часть Священного Предания Православной Церкви, представляющую собой итог молитвенного делания многих поколений русских святых.

Тогда же регент левого клироса и уставщик Лавры архим. Поликарп (Линенко) выступил с докладом "Особенности монастырского богослужения", в котором речь шла прежде всего о ценнейшем духовном наследии Русской Церкви - распеве Киево-Печерской Лавры, явлении уникальном: лаврскими певчими был распет полный годичный богослужебный круг; возникшая в глубокой древности, эта живая система напевов жила и эволюционировала вместе с нашей Церковью, приспосабливаясь к зачастую неблагоприятным внешним условиям, и сумела даже в ныне существующем гармоническом изложении сохранить молитвенный соборный дух".

Является ли факт засилья во многих русских храмах партесного пения свидетельством рецепции Церковью этого неуставного и даже антиканонического стиля? С учётом периодически появлявшихся уже в "относительно вегетарианскую эпоху" (1980-е гг., когда Церковь хоть и очень осторожно, но начала подымать голову) и умножившихся в дальнейшем выступлений клириков и мирян против "концертной" манеры пения неверующих вокалистов, а также возрождения в течение последних 30 лет во многих местах где знаменного, а где византийского пения в храмах, можно сказать, что нет.

Уж простите за некоторую узость взгляда, - пишу о том, что знаю.

Что касается по сути еретических молитв, спускаемых сверху в рамках де факто существующего тоталитарного режима, то множественные факты неприятия их общеизвестны, и можно утверждать, что, несмотря на пассивность молчащего большинства, все это рано или поздно погибнет с шумом - либо вместе с инициаторами этих безобразий, либо со всем миром.

Ответить