|
Донатас Таутер пользователь Украинская Православная Церковь Сообщений: 520 Дата регистрации: 16.01.2025 |
Моодератору: поправка к поправке
04.08.2025 19:17:29 |
|
Александр Юрьевич, конечно, согласен: "Священное Писание" - оба слова с прописной. Однако тогда и "Священное Предание" - также оба слова с прописной! Зависит от значения: церковное предание, народные предания, даже свяятоотеческое предание, но Священное Предание. См., напр.:
Не отсылаю непосредственно к статье "Предание", поскольку там это слово в заголовке набрано капсом, а далее во всех случаях - как всегда титульное слово статьи - одной прописной буквой с точкой, и она прописная во всех случаях. Так что это статья в данном случае не представительна. |
||
| Ответить | ||
|
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 5110 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: Моодератору: поправка к поправке
04.08.2025 20:05:23 в ответ на "Моодератору: поправка к поправке" (Донатас Таутер) |
|
> Зависит от значения: церковное предание, народные предания, даже свяятоотеческое предание, но Священное Предание.
Зависит от контекста. Здесь я воспринял значение слова "предание" более широко. Кстати, как вы определите границу между священным и церковным преданиями? |
||
| Ответить | ||
|
Донатас Таутер пользователь Украинская Православная Церковь Сообщений: 520 Дата регистрации: 16.01.2025 |
Re: Моодератору: поправка к поправке
04.08.2025 20:48:23 в ответ на "Re: Моодератору: поправка к поправке" (Александр Иванов) |
|
> > Зависит от значения: церковное предание, народные предания, даже свяятоотеческое предание, но Священное Предание.
> Зависит от контекста. Здесь я воспринял значение слова "предание" более широко. Кстати, как вы определите границу между священным и церковным преданиями?
По определению (лучшему, на мой взгляд, из существующих) профессора МДА прот. Льва Шихлярова: "Священное предание - это передаваемый из поколения в поколение в Церкви опыт жизни в Духе Святом". Священное Писание - это часть Священного Предания. Под Церковным Преданием чаще всего понимают все то же Священное Предание. Богослужебные тексты, принятые и утвержденные Церковью - это тоже часть Предания. Поэтому, скажем, для разрешения иногда возникающих неумных споров относительно того, причастился ли Иуда, достаточно почитать тексты Триоди постной, в которых этот вопрос изложен ка решенный Церковью однозначно. Предания, которые с маленькой буквы - паралитургические традиции (напр., украинские колядки), неуставные, хотя и не еретические, богослужебные практики (прямо запрещенное году примерно в 2018-м Синодом РПЦ присоединение к литургии без отпуста молебнов, замена кафизм - Священного Писания! - акафистами), околоцерковные суеверия (типа "четверговой соли") и т. п. Такое явление, как знаменный распев - это часть Священного Предания Русской Церкви. |
||
| Ответить | ||
|
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 5110 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: Моодератору: поправка к поправке
05.08.2025 05:32:21 в ответ на "Re: Моодератору: поправка к поправке" (Донатас Таутер) |
|
> Под Церковным Преданием чаще всего понимают все то же Священное Предание.
И тем не менее, в предыдущем сообщении вы настаивали на том, что церковное предание пишем с маленькой, а Священное Предание - с большой буквы. Простите, я не пытаюсь вас подловить, этот вопрос о разнице для меня непраздный и нериторический. Народные предания, вроде колядок, пока оставим в стороне. > Богослужебные тексты, принятые и утвержденные Церковью - это тоже часть Предания.
Ну, хорошо. Патриарх Кирилл издает свои проповеди - это уже церковное предание? А новописанная им "молитва о святой Руси", как важная для священноначалия в РФ часть богослужения, попадает в какое предание? Любой богослужебный текст, принятый Синодом РПЦ, становится частью предания? Какого из? В какой момент часть церковного или даже святоотеческого предания становится частью Священного Предания? |
||
| Ответить | ||
|
Донатас Таутер пользователь Украинская Православная Церковь Сообщений: 520 Дата регистрации: 16.01.2025 |
Re: Моодератору: поправка к поправке
05.08.2025 12:11:41 в ответ на "Re: Моодератору: поправка к поправке" (Александр Иванов) |
|
> > Под Церковным Преданием чаще всего понимают все то же Священное Предание.
> И тем не менее, в предыдущем сообщении вы настаивали на том, что церковное предание пишем с маленькой, а Священное Предание - с большой буквы. Простите, я не пытаюсь вас подловить, этот вопрос о разнице для меня непраздный и нериторический. Народные предания, вроде колядок, пока оставим в стороне.
"Я настаивал" - это слишком громко, пожалуй. Я, в общем, дал ссылки на несколько произвольно взятых статей ПЭ, где "СП" пишется с прописной буквы. Далее. Церковное Предание - когда по ним подразумевается все то же Священное Предание [Церкви] - тоже с прописной, хотя лично я стараюсь быть точным и употребляю только термин "СП". > > Богослужебные тексты, принятые и утвержденные Церковью - это тоже часть Предания.
> Ну, хорошо. Патриарх Кирилл издает свои проповеди - это уже церковное предание? А новописанная им "молитва о святой Руси", как важная для священноначалия в РФ часть богослужения, попадает в какое предание? Любой богослужебный текст, принятый Синодом РПЦ, становится частью предания? Какого из? В какой момент часть церковного или даже святоотеческого предания становится частью Священного Предания?
Правильный вопрос. Точно так же, как Вселенский собор признается Вселенским после рецепции - принятия Церковью его решений, новосоставленные богослужебные тексты станут частью СП после того, как будут приняты Церковью. Может быть, приведу не самый удачный пример (к сожалению, иных не знаю), но тем не менее. В "зеленой" октябрьской Минее в самом начале 1980-х гг. под 19 числом после обычной рядовой службы прор. Иоиля и мч. Уара впервые была напечатана дотоле неизвестная иная, бденная служба Уара. Я вполне допускаю, что появись она где-нибудь в эпоху Вселенских соборов, когда догматические вопросы буквально обсуждались на городских рынках, вопрос о ней рано или поздно был бы вынесен на обсуждение какого-нибудь собора епископов, и судьба ее была бы решена. В наше время, когда в массе своей церковные люди, как и все остальные, приучены совком и взращенным совком священноначалием не высовываться и помалкивать, все и помалкивали, пока наконец спустя 30 (!) лет прот. Константин Буфеев не опубликовал на Православии.Ру богословски безупречное исследование "О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных", https://www.pravoslavie.ru/42451.html, в котором обосновал неприемлемость с точки зрения Священного Предания Церкви и конкретно этого текста, и той еретической богословской позиции, с которой он был составлен. К сожалению, вместо того, чтобы издать Синодальное постановление, или хотя бы Патриарший указ, спустили все на тормозах. Правда, из переизданий Миней эта служба была изъята. Но кроме означенной статьи о. Константина Буфеева и изредка появлявшихся ссылок на нее, никакого шума не было, и те, кто не читает сайт П.Р, вполне возможно, продолжают пользоваться фактически отверженной службой. В мае 2002 года в Киево-Печерской лавре на Первой всеукраинской конференции "Значение церковного пения в православном богослужении" одним из докладчиков был выдающийся теоретик и практик, известный харьковский регент Игорь Сахно. В своем основательном, хорошо продуманном докладе "Богослужебное пение и Церковное Предание" он впервые совершенно точно охарактеризовал знаменный и другие древние распевы как документально зафиксированную часть Священного Предания Православной Церкви, представляющую собой итог молитвенного делания многих поколений русских святых. Тогда же регент левого клироса и уставщик Лавры архим. Поликарп (Линенко) выступил с докладом "Особенности монастырского богослужения", в котором речь шла прежде всего о ценнейшем духовном наследии Русской Церкви - распеве Киево-Печерской Лавры, явлении уникальном: лаврскими певчими был распет полный годичный богослужебный круг; возникшая в глубокой древности, эта живая система напевов жила и эволюционировала вместе с нашей Церковью, приспосабливаясь к зачастую неблагоприятным внешним условиям, и сумела даже в ныне существующем гармоническом изложении сохранить молитвенный соборный дух". Является ли факт засилья во многих русских храмах партесного пения свидетельством рецепции Церковью этого неуставного и даже антиканонического стиля? С учётом периодически появлявшихся уже в "относительно вегетарианскую эпоху" (1980-е гг., когда Церковь хоть и очень осторожно, но начала подымать голову) и умножившихся в дальнейшем выступлений клириков и мирян против "концертной" манеры пения неверующих вокалистов, а также возрождения в течение последних 30 лет во многих местах где знаменного, а где византийского пения в храмах, можно сказать, что нет. Уж простите за некоторую узость взгляда, - пишу о том, что знаю. Что касается по сути еретических молитв, спускаемых сверху в рамках де факто существующего тоталитарного режима, то множественные факты неприятия их общеизвестны, и можно утверждать, что, несмотря на пассивность молчащего большинства, все это рано или поздно погибнет с шумом - либо вместе с инициаторами этих безобразий, либо со всем миром. |
||
| Ответить | ||