Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Форум: О статьях

Харин, Илья Николаевич
модератор
православный, ЯПЦ

Сообщений: 1629
Дата регистрации: 09.06.2006
Re: Вопрос о мифических персонажах
09.07.2012 13:04:44 в ответ на "Re: Вопрос о мифических персонажах" (Олексій)

> Персоналии - это прежде всего люди...

Давайте начнём с людей. Те, кого мы обычно причисляем к языческим божествам - зачастую люди, о которых было написано много небылиц. Например, свт. Афанасий Александрийский пишет что

"Другие [...] дерзнули причесть к богам своих государей и детей их, или из почтения к властвовавшим, или страшась их самоуправства; таковы в Крите пресловутый у них Зевс, в Аркадии — Гермес, у индов — Дионис, у египтян — Изида, Озирис и Ор." (Слово на язычников, 9, http://mystudies.narod.ru/library/a/athanasius/pagans.htm)

Далее к этому списку у св. Афанасия добавлены Посейдон, Аполлон, Гефест, Гера, Деметра, Афина, Артемида, Кора, Неотера, Афродита и т. п. Исходя из таких свидетельств нужно включить таких "богов" (а на самом деле мифологизированных людей) в разряд "Персоналии".

> ...и Небесные Силы.

Хорошо. Статья "Демонология" Православной энциклопедии (http://www.pravenc.ru/text/171673.html) указывает, что:

  1. "высший ангел наряду с др. ангелами [...] существо личное."
  2. "отрицательная энергия темных сил не меняет онтологического статуса их природы."
  3. "существа, созданные любовью, в любви и для любви, угашая в себе любовь, не перестают мучиться именно тем, что составляет внутренний закон их бытия."

Исходя из этого у меня нет сомнений что статьи о лукавом и бесах тоже должны быть внесены в категорию "Персоналий" - потому что эти существа были созданы как Небесные Силы и законов своей природы изменить не могут.

> Конечно, можно персонифицировать и "нечисть"... Но, стоит ли?

Если под "нечистью" понимать не-людей и не-духов, то наверное не стоит. Но тут зачастую встаёт проблема нехватки достоверных оснований для такого суждения. Именно поэтому я предложил функциональный подход основанный на том, как люди относились к N - как к "персоналии" или как к "термину". Конечно, это абстракция, которую не нужно понимать как метафизическое утверждение. Если это непонятно и смущает, то возможно - в тех случаях где нет свидетельств о человеческой или демонической начинке - стоит предпочесть классификацию как "термины".

Ответить