|
Донатас Таутер пользователь Украинская Православная Церковь Сообщений: 520 Дата регистрации: 16.01.2025 |
Re: День память прмчч. Хозевитских - 9 января?
26.03.2025 16:38:39 в ответ на "Re: День память прмчч. Хозевитских - 9 января?" (Николая) |
|
"Смешались в кучу кони, люди..." Сперва открывается обсуждение статьи, в которой нет предмета обсуждения... В официальном календаре РПЦ 20.03: "Прпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных (796)". В "Древе": "Прпп. Иоанна, Сергия, Патрикия, Космы, Анастасия протодиакона, Феоктиста и прочих, в обители святого Саввы убиенных (796)" - это заголовок жития, которое раньше было в интернет-версии официального календаря, но потом кому-то эти жития помешали. Вот оно в архиве: https://web.archive.org/web/20211027155504/http://calendar.r...gij (зеркало: https://days.pravoslavie.ru/Life/life678.htm ). У Макария Симонопетрского эта же память называется: "Память двадцати преподобных отцов, в обители Святого Саввы убиенных" [1] У Филарета Черниговского видим нечто иное: "Преподобных отцов Иоанна, Сергия, Патрикия и других, избиенных в обители преподобного Саввы, пострадавших от разбойничьих шаек сарацин в 796 году, – 13 марта избиты 13 отцов, а 20-го – 18; из последних большая часть приведены были в пещеру и уморены дымом" ( https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/izbrannye-z..._15 ), однако на чем он основывается, святитель не сообщает - никакой конкретики и имён у него не находим. Вот текст статьи в ПЭ. Даже двух. Если есть желание, разбирайтесь. САВВАИ́ТСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ, 20 ( t 20.03.797) (пам. 20 марта), группа монахов палестинской лавры прп. Саввы Освященного (Мар-Саба; см. ст. Саввы Освященного лавра), пострадавших от разбойников-бедуинов. Очевидец событий Стефан Савваит составил пространное Мученичество С. п. (BHG, N 1200). Оно сохранилось в единственной рукописи X в. (Paris. Coislin. 303. Fol. 99v — 125r), впервые было издано болландиста- ми (ActaSS. Mart. Vol. 3. Р. 2-12 (греч. текст) 166-178 (вольный перевод на латынь), затем — А. И. Па- падопуло-Керамевсом (Συλλογή. 1907. Σ. 1-41) с рус. переводом В. В. Латышева (Там же. С. 1-48 (2-я паг.)). Известны также по меньшей мере 2 груз, версии Мученичества, на основании которых восполняются небольшие лакуны греч. рукописи (см.: Blake. 1950; новое издание с восполнением лакун и англ, переводом: Three Christian Martyrdoms. 2016. Р. 67-149). В 90-х гг. VIII в. Палестина неоднократно становилась ареной меж междоусобных войн араб, племен му- даритов и йеменитов, поскольку власти халифата Аббасидов слабо контролировали зоны пустынь и периферийные области гос-ва. Очередной конфликт произошел в марте 796 — марте 797 г. Противоборствующие бедуинские ополчения разорили Газу, Аскалон, Елевтерополь, а также множество деревень. Население сельской местности искало убежища в Иерусалиме. Жертвами нападений мятежников стали и обители Иудейской пустыни. В этой ситуации монахи лавры прп. Саввы, единственной долгое время избегавшей разорения, приняли решение не покидать мон-рь. Агиограф подчеркивает, что старцы готовы были пострадать ≪не за камень и дерево≫, а ≪за славу Христа≫, следуя заповеди ≪не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить≫ (Мф 10. 28). Стоял вопрос и о сохранении самого мон-ря как места древних иноческих подвигов, потому что в случае ухода монахов враждебно настроенные группы номадов, несомненно, разрушили бы строения обители и сделали бы невозможным возобновление там монашеской жизни. 13 марта 797 г. впервые банды мятежников напали на лавру. Ок. 30 монахов были ранены стрелами, кельи разграблены, однако разбойники отступили, опасаясь появления враждебной группировки бедуинов. Через неделю в лавре прп. Саввы появились гонцы из Старой лавры прп. Харитона и мон-ря прп. Евфимия, сообщавшие о движении к обители полчищ разбойников. Монахи тем не менее не покинули лавру. Сарацины, ворвавшиеся туда, избивали иноков, требуя выдать сокровища мон-ря. Др. бедуины обыскивали ущелье Вади-эн-Нар в поисках пустынников, прятавшихся в пещерах, и сгоняли их в церковь. Ученик игумена дамаскинец Сергий, опасаясь, что не выдержит мучений и выдаст тайник со св. сосудами, пытался бежать, но был пойман и обезглавлен на месте. Разбойники вымогали у монахов выкуп, требовали выдать игумена и старцев, у к-рых, как они считали, могли быть спрятаны деньги. Игум. Василий в тот день отлучился из лавры, остальных никто не выдал, несмотря на побои и смертельные угрозы. После неск. часов допроса монахов загнали в пещерную церковь и разложили у входа костер. 18 иноков задохнулись в дыму, остальных разбойники бросили полумертвыми и забрали все имущество лавры, к-рое смогли найти. Погибших в пещере иноков вместе с обезглавленным монахом Сергием похоронили в общей гробнице, не омывая, в окровавленных одеяниях. Почти все выжившие были сильно изранены, но смогли поправиться благодаря врачебному искусству своего собрата Фомы, впосл. ставшего игуменом Старой лавры. Лишь один из раненых старцев, отказавшись от болезненной ампутации поврежденной руки, умер от гангрены и был причислен к остальным мученикам, дополнив их число до 20. По настоянию игум. Василия один из насельников лавры, Стефан, очевидец происшедшего, составил на греч. языке описание мученичества 20 С. п.— одно из самых ярких агиографических произведений христ. Востока. Напряженный психологизм повествования и натуралистичность описаний обусловлены именно тем, что автор был непосредственным участником всего происходившего в лавре зимой—весной 797 г. Стефан особо подчеркивал правомерность причисления убитых к лику мучеников, хотя формально они погибли не за веру, а защищая мон-рь от разорения, палачами же их были не языческие правители, требовавшие отречения от христианства, а разбойники, жаждавшие сокровищ. Агио- граф указывал на аналогии с кончиной св. Иоанна Предтечи и Синайских и Раифских преподобномучени- ков (f 312). Стефану принадлежит также единственный известный стихотворный канон в честь 20 С. п. Эти святые в коллективной памяти насельников Мар-Сабы были поставлены в один ряд с др. мучениками, прославившими лавру,— теми, к-рые приняли смерть во время нашествия персов в 614 г. (см. Савваитские преподобномученики, 44) и иноком Христофором, обратившимся в христианство из ислама и казненным по приказу халифа в 789 г. Агиографа Стефана Савваита отождествляют с прп. Стефаном Савваи- том Младшим (пам. 28 окт.), родственником прп. Иоанна Дамаскина; согласно араб, источнику — Стефаном, сыном Мансура, Дамаскином (Lamoreaux. 1999. Vol. 1. Р. 140 (араб.); Vol. 2. Р. 126 (англ.); Blake. 1950. Р. 39- 42). По предположению Μ. Ф. Озепи, этот человек также мог быть врачом, поскольку ранения монахов и лечение выживших описаны им весьма профессионально (Auzepy. 1994. Р. 206). По ее же утверждению, текст составлен на следующий год после событий, т. е. в 798 г., что весьма вероятно, поскольку Мученичество изобилует подробными деталями, к-рые могли быть забыты в более позднее время (Ibid. Р. 185). Известен еще один Стефан Савваит (см. ст. Стефан Савваит Старший), к-рый также считается родственником прп. Иоанна Дамаскина и иногда смешивается с прп. Стефаном Савваитом Младшим; этот святой не мог быть автором Мученичества, т. к. скончался в 794 г., т. е. за 3 года до описываемых событий. В Синаксаре К-польской ц. (сер. X в.) память преподобномучеников помещена под 19 марта (SynCP. Col. 548). В нек-рых более поздних ви- зант. стишных Синаксарях (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.— SynCP. Col. 551-552) она содержится под 20 марта, и под этим же числом была включена в слав, стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 7. С. 62), а затем в ВМЧ {Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 37 [2-я паг.]). В изложении свт. Димитрия Ростовского Мученичество названо ≪Страдание преподобных отцов наших Иоанна, Сергия и Патри- кия≫, где Иоанн и Патрикий — насельники лавры прп. Саввы, в числе др. мучеников задохнувшиеся в пещере от дыма (ЖСв. Март. С. 399- 407). Известны также имена преподобномучеников Космы, Анастасия и Феоктиста. САВВАЙТСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ, 44 [греч. οι άγιοι άββάδες οι έν τη μονή του άγιου Σαββα άναιρεθέντες] (f 614) (пам. 16 мая). Сведения о мученической кончине святых содержатся в послании прп. Антиоха, насельника Саввы Освященного лавры и свидетеля вторжения персов в Палестину в 614 г., к Евстафию, игум. Атталинского мон-ря. Послание предваряет ≪Пандекты Священного Писания≫ того же автора {Antioch. Нош. / / PG. 89. Р. 1421-1425; рус. пер.: Антиох Монах, прп. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний / Пер.: П. К. Доброцве- тов; ред.: Д. Е. Афиногенов. М., 2015. С. 49-52). Сохранилась араб, версия данного текста (см.: Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 412). Согласно посланию 44 С. п., приняв в юные годы монашеский постриг, до глубокой старости подвизались в безмолвии и др. добродетелях. Нек-рые из них, достигнув возраста 50 или 60 лет, никогда не покидали обитель, другие не видели Иерусалим с того дня, как стали монахами. В кон. апр., за неделю до падения Иерусалима, ≪измаильтяне≫ (вероятно, бедуины) совершили 1-й набег на лавру св. Саввы Освященного и разграбили церковь. Это побудило большую часть насельников во главе с игум. Никомидом, подобно монахам др. обителей, бежать за Иордан, в пров. Аравия. Однако С. п., общим числом 44, не захотели покидать лавру. При повторном набеге бедуинов они попали в плен. Разбойники много дней пытали монахов, требуя открыть им, где спрятаны сокровища обители. Не добившись желаемого, бедуины изрубили пленников на куски и оставили их тела без погребения. Спустя неск. дней вернувшиеся в лавру насельники похоронили останки С. п. Отпевание возглавлял буд. патриарх Иерусалимский свт. Модест, в то время игумен мон-ря прп. Феодосия Великого, являвшийся фактически местоблюстителем Иерусалимского престола после пленения патриарха Захарии. Согласно посланию прп. Антиоха, преподобномученики пострадали 15 мая. В Синаксаре К-польской ц. (сер. X в.) память С. п. без указания их числа отмечена под 16 мая (SynCP. Col. 689). Под этой же датой святые упоминаются в ≪Синаксаристе≫ прп. Никодима Святогорца, виновниками убийства мучеников ошибочно названо кочевое племя блеммиев (Νικόδημος. Συναξαριστής. Т. 5. Σ. 94). Память преподобномучеников под 16 мая встречается также в ряде сред- невек. араб, мелькитских Синаксарей (SaugetJ.-M. Premieres recherches sur Porigine et les caracteristiques des Synaxaires melkites (XIе — XVIIе siecles). Brux., 1969. P. 147. (SH; 45)). В XIV в. под этим же числом она была внесена в славяно-рус. стишные Прологи (Пешкову Спасова. Стиш. Пролог. Т. 9. С. 45) и затем в ВМЧ свт. Макария (Иосифу архим. Оглавление ВМЧ. С. 170 (2-я паг.)), однако свт.Димитрийу митр. Ростовский, в ≪Книге житий святых≫ этих преподобномучеников не упомянул. Ист.: BHG, N 1215; CPG, N 7842. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 146; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 5. С. 2 2 1 - 223. К. А. Панченко САВВАТИАНЕ [греч. σαββατιανοί; лат. sabbatiani], представители христ. раскола, возникшего во 2-й пол. IV в. и получившего название по имени основателя, пресв. Савватия. Его сторонники, следуя одной из раннехристианских традиций, считали, что Пасху следует праздновать в один день с иудеями (14 нисана) или вскоре после него, т. е. принадлежали к числу квартодециманов (см. Четыренадесятники; подробнее о контексте: Beckwith R. Т. Calendar and Chronology, Jewish and Christian: Biblical, Intertestamental and Patristic Stud. Boston; Leiden, 20012. P. 51-70). О С. сообщают в своих церковно-исторических сочинениях Сократ Схоластик (f после 439) и Созомен (f ок. 450). Еще в правление восточнорим. имп. Валента (364-378) сторонники рим. пресвитера и антипапы Но- вацианау отделившиеся от кафолической Церкви в сер. III в. в связи с вопросом о принятии в Церковь падших во время гонений, оказались вовлечены в пасхальные споры. Часть новацианских епископов из пров. Фригия созвали Собор в сел. Паза (έν Πάζφ), на котором постановили ≪ждать дня опресноков, как и иудеи, и совершать праздник Пасхи [в одно время] с ними≫ (Socr. Schol. Hist. eccl. IV 28.17). На Соборе, однако, отсутствовали основные епископы-нова- циане. В результате указанное решение не привело к расколу их общины. Ситуация́изменилась в правление имп. св. Феодосия I Великого (379- 395), когда К-польскую новациан- скую кафедру занимал еп. Маркиан I (f 395). Последний рукоположил во пресвитера Савватия, обращенного из иудаизма, который вместе со своими сторонниками, пресвитерами Феоктистом и Макарием, заявил, что Пасху следует праздновать в соответствии с постановлениями Собора в Пазе. Вскоре Савватий и единомысленные с ним новациане начали составлять отдельные собрания. По мнению Савватия, необходимость таких действий была вызвана тем, что нек-рые новациане недостойно участвуют в таинствах. Еп. Маркиан, с этого времени считавший пресвитерскую хиротонию Савватия ошибочной, созвал Собор в вифинском сел. Сангара. На него был приглашен и лидер С., к-рому предоставили возможность выразить свою т. зр. Опасаясь, что последний стремится к епископскому служению, участники соборных заседаний взяли с него клятвенное обещание не становиться епископом. Затем Собор принял постановление, названное ≪безразличным≫ (άδιά- φορον), поскольку вопрос о дате пасхального празднования был охарактеризован в нем как второстепенный и не могущий вызвать разделение в Церкви, а многообразие способов вычисления Пасхи признано допустимым, если оно не ведет к разрыву церковного общения. Савватий лишь формально подчинился соборному решению и в случае несовпадения своей даты Пасхи с принятой у большинства новаци- ан совершал празднование дважды: сначала частным образом, тайно, а затем публично. Так же поступали и С., жившие во Фригии и в Галатии. Неизвестно, на каком лунном цикле была основана пасхалия С., однако не вызывает сомнений, что они праздновали Пасху 14 нисана лишь в случае совпадения этой даты с воскресным днем. В др. случаях Пасха приходилась на ближайшее к 14 нисана воскресенье (Sozom. Hist. eccl. V I I 18). О сторонниках Савватия упоминается в каноне 7 II ВС, согласно к-рому в случае обращения в Православие С. наряду с приверженцами арианства у духоборчествау апол- линарианствау а также новацианами и представителями др. направлений квартодециманов должны приниматься через миропомазание при условии отречения от своих заблуждений (Joannou Р.-Р. Discipline generale antique (IIе—IXе s.). R., 1962. T. 1. [1] Кстати, там есть сноска: "Необходимо отличать их от других сорока четырех святых иноков лавры Святого Саввы, принявших мученическую кончину от персов при императоре Ираклии, память которых совершается 16 мая". |
||
| Ответить | ||