Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "АТРА"

Олексій, гость Re: Атра - источники?
07.06.2012 15:59:12 в ответ на "Re: Атра - источники?" (Александр Иванов)

> Поймите правильно, это не от недоверия к Вашим сведениям, просто у нас принято сопровождать материал списком использованных источников.

Источники: История понтийского эллинизма. Христос Samouilidis. Салоники 1992 г. Cписок нас. пунктов Понта, составленному Центром исследований Малой Азии (Греция), секция 18 (см. карту http://pontosworld.com/images/stories/Pontos/map-regions-pontos12.jpg ), где проживали греки:

в этом списке`Манастир` – фигурирует как название хутора близ Атры (“Μαναστήρ' (Άτρας) - Manastir (of Atra)”), в том же списке есть нас. пункт “Μάλαχα – Malakha” – без каких либо ссылок на Атру.

( см. http://pontosworld.com/index.php?option=com_content&task=vie...=90 )

В сообщении блоггера за Пятницу, 28 ноября 2008 в статье `Τα πρώτα χιόνια έπεσαν στην Άτρα της Αργυρούπολης` “ Άτρα, Μαναστήρ, Αυλίανα ” – это тоже отдельные нас. пункты.

см. http://pontiakathemata.blogspot.com/2008/11/blog-post_29.html

В том же самом блогге, на той же странице, за Субботу, 29 ноября 2008, в статье “ Αξιοποιείται η ιστορική λίμνη Σέρα, στα Πλάτανα Τραπεζούντος” была затронута экологич. проблема озера Серра.

Именно от этого озера и реки, которая вытекает из гор Мацука (Ματσούκας) и питает это озеро, получил свое название один из самых энергичных и зрелищных танцев Понта. Танец Серра (Σέρρα) – известнейший всепонтийский военный танец. Является групповым и исполняется только мужчинами. Его танцуют несколько воинов в военных костюмах, полностью вооруженные. Все движения танцоров символизируют движения понтийских воинов в час боя, в котором угадывается картвельский (кавказский) темперамент. И не только в танцах, но и в традиционном костюме, и во мн.др.. Второе название этого танца Λάζικον .

Этноним "лазы" в современной Турции является региональным, его употребляют в отношении населения Черноморского побережья от Хопы до Зонгулдага, независимо от их этнической принадлежности, как указание на лазов - ядро автохтонной культуры Понта. // см. Попов А. П. “Понтийские греки”. Studia Pontocaucasica. Краснодар, 1997//

Пусть лазы-христиане - один из самых эллинизированных народов. И все же они, жили от Трапезунда (Трабзона) до Платаны (Πλάτανα, совр. Akçaabat) на Западе и до Аргируполиса (Gümüşhane) на юге, даже в конце 19-го века // Adjarian 1897, p.145 //

Материалы по теме “Понт” или “Трапезунд” довольно сильно представлена в интернете работами А. Брайера, С.П. Карпова, Шукурова и мн.др. Например, последним даже исследуются “пути проникновения итальянцев в сельскую Мацуку в первой половине XIII в”. // см. Р.М. Шукуров. Латиняне в сельской Мацуке (XIII-XV вв.) //

В СВЯЗИ СО ВСЕМ ВЫШЕСКАЗАННЫМ, ХОТЕЛОСЬ БЫ СПРОСИТЬ. - Возможно в статье `Атра` имеет смысл смягчить формулировку о том, что “ Атра на протяжении всей своей истории была населена исключительно православными греками ”, и более корректным, было бы высказывание о том, что “преобладающим населением города было эллинизированное православное население (греки и лазы)”?

Тем более что, греческое присутствие в регионе заметно усиливается, только начиная с XVI века, когда в соседнем городе Тея (греч.Θεια ), после обнаружения месторождения серебра, начинается разработка рудников, а сам город будет переименован в Аргируполис (греч. Αργυρουπολις, совр. тур. Gümüşhane). “Это в значительной мере обусловлено тем, что в регионе рудника христиане были освобождены от выплаты специфических, только для христиан, налогов в Османской империи. К тому же, кроме султанского наместника, турецкое присутствие было незначительным, город самоуправлялся, техническое руководство рудников было закреплено за греками”. // см. Википедия. Гюмюшхане //

ТАК ЖЕ ХОТЕЛОСЬ СПРОСИТЬ, насколько принципиально оспаривать в данной статье армянское присутствие в данном в регионе?

Если это связано только с корнями династии Гаврасов, то, никто из историков не располагал (и сейчас не располагает) определенными данными об этнической принадлежности Гаврасов, хотя бы в начальной стадии их деятельности в Византин. С достаточн. долей уверенности все говорят лишь о том, что этот род имеет - «малазийское», а не греческое происхождение. // см. труды A. Bryer. A byzanline Family: the Gabrades, c. 975—c. 1653, визант.автора Георгия Пахимера, исследователя истории крымских готов A. Васильева и др. // Даже известн. византолог-эмигрант А.П.Каждан говорит о том, что само по себе родство Гавросов с армянами Таронитами довольно проблематично, к тому же, родственные отношения еще не могут служить доказательством этнической однородности.

И тем не менее, армяне Понта были представлены не сельским населением, а городскими общинами, были меньшинством, пусть и значительным. Просто, большая часть из них не были автохтонами, в отличие от лазов, и селиться начали в регионе уже в византийское время, особенно прибавилось их там после нашествия арабов, затем сельджуков, когда они бежали на побережье из внутренних районов Анатолии.

Так, известными уроженцами Гюмюшхане были 1) Мануэл Джахджахян - армянский писатель, поэт, мхитарист, автор итало-армяно-турецкого и армяно-итальянского словарей (с установлением в османской Турции системы милетов, основная часть армян-халкидонитов, не успевших ассимилироваться с греками перешла в Константинопольский патриархат ААЦ, а часть перешла под власть римского папы, образовав Армянскую католическую церковь), и 2) Манвел Гюмушханеци (Шагинян) - армянский церковный деятель, крымский архимандрит.

И В КАЧЕСТВЕ ОТСТУПЛЕНИЯ: Во времена Феодора Гавроса (1050 гг.), Атра – это город на границе фем Халдия и Колонея. Колонея – исторически - Малая Армения, усеяна укреплениями и населенная военной пограничной милицией в основном состоящ. из армян. элемента. + Военный контингент Халдии, в силу политич. ситуации и ставки на арм. щит, перед туркменской угрозой, заметно представлен армянами.

Позже, через 150 лет, во времена царицы Тамары и сильном груз. влиянии, оборонительную организацию Трапезундской империи, по мнению Брайера, в основном определяли чанские подразделения благодаря их воинственности. "Они обеспечивали Трапезундскую империю воинами, храбрыми как львы, которые никогда не молились за беглецов" (A. Bryer. Some Notes on the Laz, and the Tzan, 1. p. 181).

Вернемся к тому, с чего начали – к танцам региона, - и в них прослеживается армянский след: “Σερανίτσα ήΧαιρεανίτσα ή Εικοσιένα ή Αρμενίτσα Χορός του Νοτιοανατολικού Πόντου. Πήρε το όνομά του από την περιοχή Χεροίανα όπου χορευόταν. Στην περιοχή της Αργυρούπολης”.

// см. Πτυχιακη εργασια: “ΜΟΥΣΙΚΗ ΚΑΙ ΧΟΡΟΙ ΣΤΟ ΠΟΝΤΟ - ΤΟ ΓΕΝΙΚΟ ΚΑΙ ΕΙΔΙΚΟ ΠΛΑΙΣΙΟ ΤΟΥ ΓΑΜΟΥ, ΣΤΗ ΜΑΤΣΟΥΚΑ ΚΑΙ ΤΑ χίϊρια ΣΑΚΙΡΕ ΚΑΙ ΚΑΡΑΚΙΛΣΕ ΣΑΝ ΜΟΥΣΙΚΟΧΟΡΕΥΤΙΚΗ ΕΠΙΤΕΛΕΣΗ ”, Θεσσαλονίκη 2009 .//

P.S.: С уважением к любому труду, счел нужным высказать свои замечания. Опять таки – ни на чем не настаиваю.

Ответить