Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Форум: Общие темы

Панайот Кофалалос
пользователь
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 981
Дата регистрации: 30.03.2021
МОДЕРАТОРУ: о памятях святых в РПЦ
09.01.2023 23:59:56

Александр Юрьевич, вопроса этого уже касались вскользь в обсуждениях, но лично мне кажется, что он требует некоторого пересмотра. Я веду речь о памятях святых, которых как бы нет в клендаре МП, но на самом деле они - совершенно официально! - Церковью признаются.

Возьму первый попавшийся пример:

  • Месяцеслов. 27 декабря по старому стилю / 9 января по новому стилю

Ап. первомч. и архидиа́кона Стефана (34). Прп. Феодора Начертанного, исп. (ок. 840).
Прп. Вонифатия Феофановского, Киевского (1871). Свт. Феодора, архиеп. Константинопольского (ок. 686).
Сщмч. Тихона, архиеп. Воронежского (1919); мц. Антонины Брянских (1937).

  • Богослужебные указания. 27 декабря по старому стилю / 9 января по новому стилю

Ап. первомч. и архидиакона Стефана. Прп. Феодора Начертанного, исп.
Прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (службу зри 27 мая).

В Месяцеслове Ферапонта Белоезерского нет, но в Богослужебных указаниях служить ему службу фактически предлагается как альтернативный вариант. Кроме того, этот святой есть и в Месяцеслове Служебника (я пользуюсь последним, 2019 года, изданием карманного формата изд. МП, с. 571, но то же самое в изданиях за предыдущие годы).

Таких памятей в году наберётся примерно пара десятков. По действующим в "Древе" сейчас правилам это "курсивные" памяти. (Все они есть в месяцесловах "зелёных" Миней и "Настольной книги священнослужителя". Правда, в последних двух изданиях памятей больше, и не только русских. По какому принципу отобраны те, которые всё-таки упомянуты в Богослужебных указаниях и Служебниках, можно только гадать, однако что есть, то есть.)

Я предлагаю памяти, упомянутые в "Богослужебных указаниях" и месяцеслове Служебника как явно официально признаваемые и предназначенные для литургического употребления в Русской Церкви включать в календарь "Древа" на общих основаниях как общецерковные. Для строгости учёта, так сказать, возможен вариант простановки какой-нибудь стандартной сноски вроде: "[ [Память отмечена в "Богослужебных указаниях" МП.] ]", или "[ [Память отмечена в месяцеслове Служебника МП.] ]", или "[ [Память отмечена в месяцеслове Служебника и "Богослужебных указаниях" МП.] ]" (поскольку встречаются все три варианта), но без курсива.

Ответить