Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ПАФНУТИЙ ВЕЛИКИЙ"

Панайот Кофалалос
только чтение
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 1022
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: Пафнутий Великий
11.10.2022 03:33:19 в ответ на "Пафнутий Великий" (Александр Иванов)

> Требуется уточнение к исправлению, почему предложено исправить "Великий" на "Ираклийский"? При этом в самой статье Пафнутий Ираклийский святой назван Великим, но не в шапке, а в конце текста.

Потому что в разных источниках весьма различной степени авторитетности (а я, поверьте, пересмотрел наверняка около двух десятков) Пафнутием Великим называют разных преподобных Пафнутиев - то Ираклийского, то Фиваидского... Когда у меня появился 51-й том "Православной энциклопедии", я внимательно пропахал статьи о всех ближневосточных преподобных Пафнутиях. Так вот, во всех статьях о всех Пафнутиях "Великий" упоминается лишь однажды - в статье "ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ": - аж в разделе "Иконография":

> К редким примерам относятся миниатюры Лицевого летописного свода (Лицевой хронограф; РНБ. F.IV.151. Л.189, 70-е гг. XVI в.), где преподобный написан вместе с др. иноками, «начальниками» егип. монашества, насельниками Нитрийской пуст.Пафнутием Великим, Онуфрием. Великим, Аммоном, Паламоном, Марком Бессмертным.

Гугл Пафнутия Великого выдаёт только 1 раз https://kovceg.ru/egipet-svyatyni-egipta-sinay-nitriyskaya-p...502 :

> Монастырь Римлян (Барамус): первый христианский монастырь, основанный Макарием Великим в IV веке. Построен на месте кельи отшельников-римлян. По легенде после их смерти место было освящено и построена сначала часовня, а потом и монастырь. В IX веке вокруг монастыря была построена крепостная стена, которая существует и сейчас. В монастыре Римлян были Арсений Великий, Пафнутий Великий, Моисей Мурин.

И кто это? Опять неизвестно.

Пытаюсь разобраться. Нахожу здесь https://xn--80aag4abeevb.xn--p1ai/texts/ :

> Основателем египетского монашества считается преподобный Антоний Великий. Еще в 285 году он удалился в глубину пустыни на гору Колизма. В Фиваиде он «основывает монастырь Писпер и ряд других иноческих поселений, которые продолжают существовать и после его блаженной кончины». Другой сильнейший центр монашеской жизни образовался в Нитрийской пустыне. Подлинным основателем его надо считать преподобного Аммония Нитрийского, который пришел на это место около 320 года. Недалеко от Нитрийской горы располагалась пустыня под названием «Келлии», где подвизался Макарий Александрийский (городской), а еще дальше от Нитрийской горы находилась пустыня «Скит», основанная преподобным Макарием Великим (Египетским) в 330 году. Приблизительно в это же время (ок. 323–324 гг.) преподобный Пахомий Великий основывает первый общежительный монастырь в местечке под названием Тавенниси[24], на берегу реки Нил, в среднем ее течении. В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник – строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий – строитель Лавры у Маюма (338). В Сирии – преподобный Иаков Низибийскийи его ученик преподобный Ефрем Сирин.

Пафнутий Фиваидский был свидетелем кончины прп. Онуфрия Великого в Фиваидской пустыне, и сам подвизался там. Однко с Антоние он вроде бы не был связан.

О том, что Таисию обратил Пафнутий Ираклийский, прямо говорится в житии Таисии. Он был учеником Антония и подвизался потом в Ираклии (Нижняя Фиваида).

Ну, а Пафнутий Великий - обитатель Нитрийской пустыни, как о том сказано в "ПЭ" - какой же из двух?!

В различных вариантах "Жития" Таисии сказано, что Пафнутий Великий через три года молитв о Таисии обратился к Антонию Великому, чтобы узнать, простил ли её Бог. Антоний поручил Павлу Препростому молиться, и тому был дан ответ. Эта история - об Антонии (не упомянутом сейчас в статье - когда кончится лимит, добавлю пару слов), и это совпадает с замечанием Димитрия Ростовского, что Пафнутий, опекавший Таисию - Ираклийский.

А вот кто Великий - остаётся загадкой. Общего мнения нет, наименование "Великий" не является обязательным и практически нигде не употребляется... Поэтому я предпочёл назвать статью "Ираклийский", и к ней же сделал ссылки в статье о Таисии. Ну, а последняя фраза с упоминанием "Великого" - это просто мой недосмотр. Или исправьте Вы, или я сделаю, когда буду дополнять (упоминание об Антонии).

Ответить